Пояснительная записка
Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.
Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.
Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т.д.).
Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели. Курс предлагается в трёх различных вариантах, различающихся между собой по уровню сложности (см. Приложение).
Политологический курс обществоведческого образования в средней школе неразрывно связан с другими модульными курсами, изучаемыми в курсе «Обществознания» в 9-11 классах средней школы и является неотъемлемой его частью. Предполагается изучение модульных обществоведческих курсов в средней школе в следующем порядке:
- 9 класс основной средней школы – курс «Право и политика». В этом курсе даются основные представления о политической структуре общества, принципах её формирования и функционирования, формах правления, политических режимах, политических партиях и месте обыкновенного человека в этой системе отношений. Курс «Политика» в 9 классе является пропедевтическим.
- 10 класс общеобразовательной средней школы – курс «Обществознание» включает в себя модули: 1) «Основы социологии», 2) «Религии мира», 3) «Основы конфликтологии». Эти курсы знакомят и углубляют уже имеющиеся знания школьников об обществе и его институтах. В частности более глубоко рассматривается один из основных социальных институтов – институт религии. При этом в 10 классе предлагается знакомство и изучение религий Южной и Восточной Азии и иудаизма.
- 11 класс общеобразовательной средней школы – продолжение изучения модуля «Религии мира». Основное внимание уделяется изучению мировых религий, во многом способствовавших развитию российской цивилизации, а именно христианству и исламу. Вторая, более объёмная по количеству выделяемых часов часть обществоведческого курса – «Основы политологии».
Модуль «Основы политологии» является интегративным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в 10-11 классах и курсами 10-11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10-11 классах общеобразовательной школы или школы с углубленным изучением предмета.
Модуль «Основы политологии» состоит из шести разделов: 1) «Политика как общественное явление», 2) «История политических идей и учений», 3) «Что и как изучает современная политическая наука», 4) «Политическая социализация личности», 5) «Политические идеологии», 6) «Международная политика». Разделы, в свою очередь, тематически разделяются на подразделы и параграфы.
Формы проведения занятий, предусмотренные в модуле «Политология»: школьная лекция, практическое занятие, семинарское занятие, зачет. Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации, зачетные занятия, подготовка сообщений, докладов), парные (взаимодействие между двумя учениками: взаимообучение, взаимоконтроль), групповые.
Основным пособием к учебному курсу «Основы политологии» является учебник для общеобразовательных учреждений Р.Т. Мухаева «Политология» 10-11 класс. Москва. Издательство «Дрофа». 1997 г. (переиздание или другое издание). Также используются методические сборники, хрестоматийные пособия и сборники дидактических задач.
Учебно-тематическое планирование модуля «Основы политологии»
в курсе «Обществознание» 11 класс (54 учебных часа)
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
I |
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ |
5 |
Причины возникновения политики |
1 |
|
Понятие политики |
1 |
|
Структура политики. Роль политики в обществе |
1 |
|
Политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело» |
1 |
|
Контрольно-обобщающее занятие |
1 |
|
II |
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ и УЧЕНИЙ |
8 |
Развитие политической мысли на Западе и на Востоке |
1 |
|
Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения |
1 |
|
Политические учения нового времени |
1 |
|
Развитие политических идей на рубеже XIX-XX вв. |
2 |
|
Особенности развития политической мысли в России |
1 |
|
Основные направления развития российской политической мысли |
1 |
|
Контрольно-обобщающее занятие |
1 |
|
III |
ЧТО и КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА |
31 |
Предмет современной политологии |
1 |
|
Методы и функции политологии |
1 |
|
Политическая наука в России |
1 |
|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ |
|
|
Теория власти |
1 |
|
Ресурсы власти |
1 |
|
Принципы организации и функционирования политической системы |
1 |
|
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ |
|
|
Теории элит |
1 |
|
Современная политическая элита: источники власти и системы отбора |
1 |
|
Политическая элита в России |
1 |
|
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО |
|
|
Понятие политического лидерства |
1 |
|
Типы лидеров и их функции |
1 |
|
Политическое лидерство в России |
1 |
|
Контрольно-обобщающее занятие |
1 |
|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА |
|
|
Понятие и функции политической системы |
1 |
|
Типы политических систем |
1 |
|
Политическая система России |
1 |
|
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ |
|
|
Понятие политического режима |
1 |
|
Типы политических режимов |
1 |
|
Политический режим в России |
1 |
|
Контрольно-обобщающее занятие |
1 |
|
ПОЛИТИКА и ОБЩЕСТВО. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО |
|
|
Содержание, предпосылки возникновения и структура гражданского общества |
1 |
|
Конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества |
1 |
|
Формирование гражданского общества в России |
1 |
|
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ |
|
|
Природа и сущность государства |
1 |
|
Функции и устройство государства |
1 |
|
Государство в России: тенденции развития |
1 |
|
Возникновение и сущность партий |
1 |
|
Типология партий и их функций |
1 |
|
Партийные системы |
1 |
|
Российская модель партийной системы |
1 |
|
Контрольно-обобщающее занятие |
1 |
|
IV |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ |
4 |
Функции и содержание политической социализации |
1 |
|
Модели (типы) политической социализации |
1 |
|
Политическая культура: содержание и типология |
1 |
|
Политическая культура России: тенденции развития |
1 |
|
V |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ |
3 |
Возникновение идеологии и её функции |
1 |
|
Типы идеологий |
1 |
|
Политические идеологии в постсоветской России |
1 |
|
VI |
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА |
3 |
Политика и международные отношения |
1 |
|
Теория и практика международных отношений |
1 |
|
Контрольно-обобщающее занятие |
1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. «Политика как общественное явление» (5 часов)
Понятие «политика», причины её возникновения, важнейшие признаки политики. Структура политики, её роль в обществе. Функции политики. Политика и мораль.
Тема № 2. «История политических идей и учений» (8 часов)
Развитие политической мысли в древних обществах (Древний Восток, Древние Греция и Рим). Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения. Христианская политическая доктрина Августина. Практическая сторона политики у Н. Макиавелли. Политические учения нового времени. Формирование и развитие теории демократии. Развитие политических идей на рубеже XIX–XX веков. Теория рациональной бюрократии М. Вебера. Политическая мысль России с древнейших времен: Владимир Мономах, Иван Пересветов. Специфика российской политической мысли. Развитие российской политической мысли в XVIII–XIX веках: В.Н. Татищев, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович; формирование политических идеологий в XIX веке: Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, С.С. Уваров, А.С. Хомяков, А.Н. Радищев, декабристы, русский анархизм и радикализм.
Тема № 3. «Что и как изучает современная политическая наука» (31 час)
Тема делится на 8 разделов:
а) «Что и как изучает современная политическая наука» (3 часа)
Направления в трактовке предмета политологии. Структура политической науки. Методы и функции политологии. Проблемы политической науки в досоветский, советский и постсоветский периоды.
б) «Политическая власть» (3 часа)
Теория власти. Определения власти. Ресурсы власти и их типология. Принципы организации и функционирования политической власти. Понятия «суверенитет» и «легитимность». Типы легитимности. Проблема легитимности власти в России.
в) «Политические элиты» (3 часа)
Понятие «политическая элита». Причины существования политических элит. Классическая теория элит В. Парето. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора. Типы элит. Политическая элита в России (СССР): особенности формирования. Понятие «номенклатура».
г) «Политическое лидерство» (4 часа)
Понятие политического лидерства. Идея лидерства в истории политической мысли. Природа лидерства. Типы лидеров и их функции. Политическое лидерство в России (СССР): особенности политического лидерства, тенденции развития лидерства в России.
д) «Политическая система общества» (3 часа)
Понятие и функции политической системы. Механизм функционирования политической системы. Структура и функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России: советский тип, постсоветский тип.
е) «Политический режим» (4 часа)
Понятие «политический режим». Принцип легитимности политического режима. Форма правления. Избирательные системы. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Эволюция политического режима в России (СССР).
ж) «Политика и общество. Гражданское общество» (3 часа)
Гражданское общество: содержание, предпосылки возникновения и структура. Трактовки понятия «гражданское общество» в политической науке: либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк), трактовка Г. Гегеля, К. Маркса, социал-демократическая трактовка И. Шумпетера. Конституционализм как режим отношений между обществом и государством. Разновидности конституционализма. Формирование гражданского общества в России: трудности и специфика.
з) «Политические институты» (8 часов)
Природа, сущность и признаки государства. Функции и устройство государства. Типы государств. Тенденции развития государства в России (от СССР к России). Политические партии и партийные системы: возникновение и сущность партий. Причины возникновения современных партий и их природа. Типология партий и их функций. Российская модель партийной системы (Российская империя – СССР – Российская Федерация).
Тема № 4. «Политическая социализация личности» (4 часа)
Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации. Особенности политической социализации в России. Понятие «политическая культура» и его содержание. Типы политической культуры. Подданический тип политической культуры в России. Особенности политической культуры переходного типа.
Тема № 5. «Политические идеологии» (3 часа)
Содержание понятия «идеология». Возникновение идеологии и её функции. Типы идеологий: критерии классификации. Типы идеологий: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократизм. Формирование идеологических предпочтений в современной России.
Тема № 6. «Международная политика» (3 часа)
Международные отношения и международная политика, субъекты международных отношений. Сущность международной политики. Содержание и принципы международной политики. Понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность». Типология международных отношений. Новые тенденции в развитии современных международных отношений. Россия в системе международных отношений на современном этапе.
Умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники:
Выпускники должны знать термин «государственный аппарат», перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества; определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»; описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество; сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру; выявлять структуру социального объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека; приводить примеры политической культуры; давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры.
Минимальные требования к оснащённости учебного процесса
Учебно-методические компоненты (учебник, хрестоматии, дополнительная литература, рабочая тетрадь, познавательные задания для учащихся), картины, схемы, таблицы, аудиовизуальные средства обучения (кинофильмы, слайды, видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы).
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ К КУРСУ:
- Р.Т. Мухаев. Политология. 10-11 класс. «Дрофа». Москва. 1997 (переиздание или любое другое издание).
- А.Ю. Лазебникова. Современное школьное обществознание. Методическое пособие для учителя с дидактическими материалами. Москва. «Школа-Пресс». 2000.
- Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985-1991. Москва. «Международные отношения». 1991.
- Введение в политологию. Словарь-справочник. Под редакцией В.П. Пугачёва. Москва. «Аспект пресс». 1996.
- Политология. Курс лекций. Под редакцией М.Н. Марченко. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Москва. «Зерцало». 9.