Интегрированный урок "Святая к музыке любовь…"

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки, Музыка


Межпредметная связь :музыка, история, немецкий язык.

Цели занятия :

  • расширение страноведческих знаний по немецкому языку.
  • cовершенствование монологических и диалогических высказываний о значении музыки, о жизни и творчествевеликих композиторов Германии и Австрии.
  • развитие творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира детей.
  • воспитание любви и уважения к немецкому народу и немецкой культуре, а также к родной культуре.
  • развивать правильное отношение к музыке и музыкальный вкус,
  • воспитывать чувство прекрасного на основе музыкальных, литературных, художественных произведений.

Техническое оснащение занятия :компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, портреты композиторов, репродукции картин.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

На свете много языков, но лишь одному подвластны умы и сердца людей всей Вселенной. Это язык музыки. Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие - музыкальное путешествие по Германии.

Наше путешествие будет не только в пространстве, но и во времени. Мы перенесёмся с вами в 17-19век, когда Германия была одной из самых влиятельных стран Европы. Страна развитой промышленности, богатая историей, давшая миру много выдающихся личностей. Это гении мировой поэзии, музыки, литературы, искусства и науки. . Давайте прослушаем краткую историческую справку о развитии музыкального искусства Германии в 17-19 веке.

Ученик рассказывает о развитии западно – европейской музыки 17-19 века. : 17-век –это начало новой эпохи в музыке, освобождающейся от господства церкви, обретающей всё большое многообразие жанров, форм, красок, выразительных средств. В это время из немецких композиторов и музыкантов широко был известен Георг Фридрих Гендель (1685-1759), который стремился к воплощению в музыке идей героического подвига. Церковь нередко запрещала исполнение такой музыки, но величественные произведения Генделя всё же получили широкое признание. Его творчество оказало большое влияние на Глюка и Бетховена . Рядом с вокальными жанрами развиваются инструментальные. Вслед за органом-королём искусства Барокко, звучащим уже не только во время церковной службы, но и в специальных концертах, выдвинулся клавесин. Для этих инструментов писали музыку Букстехуде Д. , Г. Ф. Гендель и величайший из всех –И. С. Бах. Мощь и патетика органных сочинений оттенялись изяществом клавесинных. Высшего расцвета инструментальная музыка достигла во 2-ой половине 18-века. При дворах немецких и австрийских князей существовали капеллы-ансамбли и оркестры. Их руководители (капельмейстеры) писали музыку для развлечения князей. Вена стала колыбелью классической симфонии и других жанров инструментальной музыки-сонаты, концерта, квартета. В музыке венских классиков Й. Гайдна, В. А. Моцарта , Л. Бетховена -окончательно сложился тот музыкальный язык, на котором “заговорила”вся Европа.

Приближение Великой французской революции оказало огромное влияние на музыкальное искусство. Идеи революционного преобразования мира стали содержанием симфоний Бетховена, проложивших новые пути музыке 19 века. Вскоре появляется и новое направление- романтизм, впервые заявивший о себе в песнях и симфониях Ф. Шуберта. Жизнь человеческого сердца стала главным содержанием его творчества. Композиторы 19в. -страстные борцы за утверждение высокого искусства, воспитывающего людей в духе самых благородных и светлых идей. Они нередко выступают со словом о музыке, поясняя её содержание, стремясь приобщить к ней как можно большее число людей. И сейчас статьи и книги Шумана, Вагнера, Листа помогают нам разобраться в сложном мире музыкальных идей. Романтизм вступает в свой зрелый этап с творчеством Р. Шумана, утверждающим тесную связь музыки и литературы . Беседа учителя с учащимися о том, каким должно быть настоящее музыкальное произведение.

Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова (на экране появляется выражение на немецком языке-“Die Musik ist eine Sprachе die jeder versteht”. Учитель читает эти слова и говорит о том, что это высказывание очень точно передаёт смысл и тему урока. )Далее на экране появляются слова на русском языке:”Музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть . Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. ’Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу. Она непосредственный язык души”.

(На экране появляется план урока)

  1. Wozu braucht man doch Musik?
  2. Was ist ein richtiges Kunstwerk?
  3. Die grossten Komponisten Deutschland.

На фоне музыки на экране появляются слова:”Jeden Tag horen wir uns im

Rundfunk und im Fernsehen, auf den Strassen und im Kinosaal Musikwerke an. Verschiedene Musikarten, verschiedene Melodien, verschiedene Darsteller. Die anderen bewundern wir, die anderen lassen wir kalt. Warum?

Was ist ein richtiges Kunstwerk?Um diese Frage zu beantwortet, sagen wir welche Musikwerke gibt es? Учащиеся отвечают:ein Lied, eine Opern, eine Sinfonie, eine Romanze, ein Klavirkonzert, eine Orgelmusik, ein Walzer, ein Ballet, eine Popmusik, Rap, Jazz, Heavymetal, Techno, u. a.

Слова учителя:Gut! Und wie soll ein richtiges Musikwerke sein?Wie meint ihr?

Ответы учащихся:
аktuel sein, immer modern sein, optimistisch sein, lebenswichtig sein.

Учитель:Und wie ist seine Sprache? (genau, national, versteandlich, sonnenlicht, klar, genial, lustig u. a. )

Und wir beginnen unsere Reisen in der Stadt Eisenach. (на экране картаГермании )Учитель начинает рассказ на родном языке.

“Когда из Эрфурта едешь в Эйзенах, то примерно через час пути, видишь вдали гору с замком на вершине. Это -Вартбург, старинная крепость тюрингских ландграфов. Теперь здесь музей. (показ крепости Вартбург)

Сотни лет назад, во времена средневековья, в зале Вартбургского замка происходило знаменитое состязание певцов. Из окон замка открывается, захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом (пейзаж на экране) и на расположенный у подножия Вартбурга Эйзенах, город в котором 21 марта 1685 года родился Иоганн СебастьянБах. (портрет Баха на фоне его музыки ). Родился здесь в Тюрингии в одном из красивейших краёв Германии, в местах издавна связанных с музыкой. (на экране дом-музей Баха).

Прошло 322 года со дня рождения гениального немецкого композитора

“Не ручей ! Морем он должен был называться” -сказал когда-то о Бахе Людвиг Ван Бетховен.

Здесь игра слов “Бах” по-немецки означает “ручей”. Да, музыка Баха –это действительно море или даже целый океан чувств и мыслей. (на экране портретБаха). Посмотрите на портрет Баха – крупно вылепленное лицо 47-летнего человека, полного жизни. В близоруких глазах, смотрящих из-под густых энергично сведённых к переносице бровей, внутренняя сосредоточенность, а в углах рта – лукавое добродушие. Ну, разумеется, он в парике. К слову сказать, парик служит Баху иногда самым неожиданным образом. Бах вспыльчив , рассказывают, что однажды на какой –то репетиции Бах, обьятый гневом, сорвал свой парик и запустил им в фальшиво играющего музыканта. Впрочем, Бог с ним, с париком; Иоганн Себастьян принадлежал к пятому поколению Бахов, которые вот уже добрую сотню с лишним лет служили музыке во славу своей земли. (слайд немецкой церкви и органа ). Бах любил орган больше всех других инструментов, хотя превосходно играл на клавесине, скрипке, альте. И действительно, какой инструмент сравнится с органом в звуковом богатстве. Молодой музыкант, сидящий за пультом арнштадского органа, чувствует себя повелителем мира звуков. Но он знает, что мир этот вверен ему не для забавы, а для возвышенного и торжественного служения искусству. Бах достиг уже немалых успехов в композиции и игре на органе , но ещё большей была его жажда совершенства. Вот почему в октябре 1705 года, получив у начальства отпуск на месяц, он отправился в Любек поучиться у Дитриха Букстехуде, одного из лучших органистов того времени. От Арнштадта до Любека 350 километров. У Иоганна Себастьяна видно не было денег, чтобы проехать такое расстояние. Он проделал весь путь пешком. Так, по крайней мере , нам рассказывает Форкель - первый биограф Баха . Знаменитое путешествие юноши Баха входит в историю его жизни как одно из свидетельств великой, священной любви к музыke, горевшей в его душе. Дорога ведёт его на север, в сторону Балтийского моря. После долгих дней пути в сероватой мгле холодного утра перед ним встаёт старинный город с башнями и шпилями, воротами и крепостными стенами - Любек, вольный имперский город- порт. (показ Любека ) Иоганн Себастьян идёт по его извилистым улочкам и выходит к знаменитой Любекской ратуше, рядом с которой, на одной из площадей возвышается Мариенкирхе – цель путешествия Баха. Наступило рождество на улицах царило праздничное веселье. В Мариенкирхе звучали праздничные хораллы. (звучит органная Токката и фуга ре минор ). …Замер последний звук музыки, величественной, как мир и взволнованной, как душа человека, потрясённого величием мира , первые слушатели этой музыки были потрясены так же, как каждый из нас кто теперь. почти 320 лет спустя, затаив дыхание слушает органную Токкату и фугу ре минор Бах многому научился у знаменитого органиста и вместо одного месяца пробыл в Любеке четыре, только в феврале Иоганн Себастьян отправился в обратный путь. Глубоким органным тоном звучит музыка в его душе. Он идёт, окрылённый новыми впечатлениями. Но чувства у людей разные и музыка Баха тоже разная. Он с детства почувствовал величие музыки. Когда же сам Иоганн Себастьян стал мастером, людям, слышавшим его игру, казалось, что от музыки исходит облагораживающая сила, способная переродить человека. Недаром её так любят учёные, философы, поэты – все те кому открылся беспредельный мир мысли. Известно, например, как преклонялся перед ней великий учёный нашего времени Альберт Эйнштейн. Он слышал в ней “гармонию Вселенной”

Тридцатые годы 18 века Иоганн Себастьян Бах жил в Лейпциге. Здесь в его обязанности входило “руководить музыкой “ в двух главных церквах города …. Почти каждое воскресенье почтенные жители Лейпцига, их жёны и дети, заполнявшие Томаскирхе, могли слушать какую- нибудь духовную кантату Баха. Сам мастер сидел за органом. Тут же находился небольшой хор, в котором пели ученики Баха - мальчики из школы св. Фомы. И звучала прекраснейшая музыка. (слайд - поющие мальчики из церковного хора). (Рассказ о Бахе на немецком языке, приложение №1)

В жизни самого Баха густо переплетаются тёмные и светлые нити. Его зрение катастрофически быстро ухудшается, врачи констатируют “прогрессирующая слепота “ часто Бах играет “на слух” он не видит нот (к концу жизни Бах был почти слепым).

Что касается службы, то, по его собственным словам, он живёт в Лейпциге в обстановке “злобы”, ”зависти”, и “преследования”(из письма Баха 1730 г. ) Радость и скорбь, свет и мрак, сменяют друг друга и в домашней жизни Баха. Его дом посещает смерть, уносящая одного за другим нескольких его детей. Бах был дважды женат, первый раз на троюродной сестре Марии Барбаре Бах, а после её смерти на молодой певице Анны Магдалены. От двух браков у него было около двадцати детей. Оставшиеся в живых сыновья и дочери были “прирождёнными музыкантами”(из письма Баха 1730 г. )” смею Вас заверить, что из моей семьи можно составить концерт как вокальный, так и инструментальный “- с гордостью говорил Бах. К счастью, от того времени сохранились восторженные хвалы современников искусству Баха . Его называют “князем всех клавиристов и органистов “, пишут стихи в его честь:

“Но ты таких высот, о Бах, достигнуть можешь,
Что путь к бессмертию один себе проложишь. ”

Бах известен гостеприимством, приветливостью, и “нелицемерной любовью к ближнему “, как написал ему в посвящении своих сочинений один музыкант. К Иоганну Себастьяну приезжают музыканты, желающие у него поучиться или получить совет. Иногда возникает важный вопрос :какое искусство важнее - серьёзное, возвышенное или весёлое, развлекающее ? И то, и другое – отвечает Бах своей музыкой, возвышенно- трагической в духовных кантатах и Бах смеющийся в шуточных, весёлых кантатах. ( Звучание мажорной музыки Баха)

Много прекрасной музыки написал Бах, в 19 веке началось возрождение его музыки её повсеместное издание и изучение. Каждое поколение находит в музыке Баха что- то новое, учится понимать её ещё глубже и полнее.

Следующей целью нашего путешествия будет небольшой немецкий город Бонн - родина гениального немецкого композитора Людвига Ван Бетховена, который появился здесь на свет в 1770 году. “Музыка должна высекать огонь из людских сердец “ - говорил Бетховен, чьё творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Творчество Бетховена новый этап в музыке, oh расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает её невиданными доселе контрастами, напряжённым развитием образов. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами : таковы его единственная опера “Фиделио” и музыка к драме И. В. Гёте “Эгмонт” (далее на немецком языке учащиеся рассказывают о жизненном и творческом пути композитора. Приложение №2 ) Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, здесь он ещё юношей восхитил своей игрой В. А. Моцарта, занимался у Й. Гайдна, здесь прославился прежде всего как пианист. Бетховен превосходно импровизировал, а также исполнял свои концерты и сонаты, не уступавшие симфониям по глубине и силе музыкальных идей. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность филосовской лирики , сочный, порой грубоватый юмор– всё это мы можем встретить в бесконечно богатом, всеобъемлющем мире его сонат (всего им были написаны 32 сонаты ). Лирико – драматические образы 14-й (“Лунной”) и 17-й сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжёлый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из– за потери слуха. (звучание 14-й или 17-й сонат ). Но кризис был преодолён ; появление 3 симфонии (1804 год) ознаменовало победу человеческой воли. Грандиозность масштабов нового сочинения ошеломила слушателей. Симфония получает название “Героическая”. В период с 1803 по 1813 создаётся большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Так в знаменитой 5-й симфонии достигает особого накала драматизм борьбы с судьбой. И одновременно возникает одно из самых светлых, ”весенних” произведений - 6-я (“Пасторальная”) симфония, воплотившая образы природы, любимой Бетховеном глубоко и неизменно . Композитор находится на вершине славы. Однако аристократическое общество чуждо Бетховену , вкусы “танцующей” Вены его не привлекают. Ему всё больше нравятся камерные жанры. В вокальном цикле “К далёкой возлюбленной”, последних квартетах и сонатах Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Никогда не останавлиясь на достигнутом, стремясь вперёд, к новым открытиям, Бетховен намного опередил своё время. Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений. (звучание одной из симфоний или сонат Бетховена, на фоне музыки одна из учениц произносит : “Я представляю, что Бетховен играет эту сонату будучи глухим. Он музыку не слышит, но чувствует её всем сердцем. Музыка грустная, и очень трогательная, такая же как жизнь Бетховена”.

(на экране портрет Роберта Шумана и вид города Лейпцига)

Учитель или ведущий продолжает: Наше путешествие снова ведёт нас в старинный немецкий город Лейпциг. С именем Роберта Шумана – великого немецкого композитора – связаны самые большие завоевания романтической музыки. Способность глубокого и тонкого проникновения в жизнь человеческого сердца , желание увидеть в жизни чудесное и необыкновенное, скрытое от равнодушных обывателей; Мечтатель и выдумщик Шуман очень любил детей и много писал о них и для них. Его фортепьянные пьесы, входящие в “Альбом для юношества”(1848г), “Детские сцены”(1838г), ”Альбом песен для юношества”(1849), раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картины окружающей жизни, сказочные образы. Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, схватывать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении. Новизна и необычность шумановской музыки ярче всего сказалась в его фортепьянных пьесах, созданных в 30-х годах в Лейпциге. В те же годы Шуман издаёт “Новый музыкальный журнал “. Статьи Шумана увлекательны и поэтичны, он стремится в них, как и в своей музыке к лаконичным и ярким характеристикам. Шуман в эти годы пылко и восторженно влюблён в талантливую пианистку Клару Вик. Но отец Клары считал, что его дочь должна сначала стать известной пианисткой, а потом уже выходить замуж за молодого композитора . Влюблённые встречались тайно на занятиях музыки, они любили музыку и музыка помогла им, она связала их две судьбы в одну. Клара стала известной пианисткой, а Роберт всемирно известным композитором. 1840 год - год долгожданной женитьбе на Кларе Вик – стал для Шумана годом песен. Среди них вокальный цикл “Любовь поэта “ на слова Г. Гейне, поэта особенно близкого Шуману и свадебный подарок Кларе циклы “Мирты” и “Любовь и жизнь женщины”. Русские композиторы высоко оценили творчество Шумана. Особенно любил Шумана П. И. Чайковский, считавший его самым великим композитором – романтиком 19 века. (на немецком языке о любви Роберта и Клары рассказывает ученик 10 класса, приложение №4, звучание музыки Шумана).

Далее наше путешествие ведёт нас на север Германии - город Гамбург, на родину знаменитого композитора Иоганна Брамса. Брамс был другом семьи Клары и Роберта Шуман. Несмотря на то, что Иоганн Брамс был моложе Роберта на 13 лет, Р. Шуман очень высоко отзывался о творчестве Брамса, в частности “Немецкий реквием “ Брамса он сравнивал с водопадом. Первые уроки музыки Иоганн Брамс получил от своего отца, который исполнял танцевальную музыку и играл на пианино в театре, там же заработает свои первые деньги и Брамс – младший. Биографы Брамса говорили о нём , что он мог быть одновременно и грубым и очень сердечным человеком. О нём при жизни ходили легенды : он мог каждому желающему играть танцевальную музыку так свободно, что играли только руки, а сам в это время читал интересную книгу, лежащую на нотной подставке. Его музыка от этого не пострадала, наоборот, её пылающий огонь , эта музыкально- исполнительская виртуозность красной нитью проходят через всё его творчество. После смерти Роберта Шумана, а произошло это в 1856 году, Иоганну Брамсу было в ту пору 23 года, молодой Брамс поддерживал Клару Шуман в этот тяжёлый для неё период, он писал ей письма полные заботы и нежности, доверял только ей одной свои личные тайны и мысли. Было ли это простой дружбой, или что то большее, похожее на любовь? Биографы не дают ответа на этот вопрос, а Клара и Иоганн не раскрыли нам своей тайны, но музыка Брамса досказывает то, что скрыто временем. Именно в этот период появляются знаменитые его произведения : фортепьянные сонаты, песни для хора, оркестровые произведения, органные хоралы, танцевальная музыка, знаменитые “Венгерские танцы” и многое другое. (звучание музыки Брамса ) Ни один музыкальный жанр не был ему чужд. Музыка Брамса и сегодня волнует сердца людей, а большего он не желал.

А сейчас мы отправимся в Вену – столицу Австрии, где прошла недолгая жизнь первого композитора – романтика Франца Шуберта. В своей музыке он выразил настроения одиночества, тоски, отразил те разочарования и горечь, которые вызывала у людей окружающая действительность . Уже в юные годы композитор находит свою манеру высказывания, свой музыкальный язык. В 17 – 18 лет он пишет такие замечательные песни, как “Форель “, “Гретхен за прялкой “, “Лесной царь”, которые можно назвать жемчужинами его творчества. Шуберт очень много сочиняет. Только за 1815 год появилось более 140 песен, а Шуберту в это время всего 18 лет. Одновременно по строгому настоянию отца он работает помощником школьного учителя в начальных классах. Проработав три года, Шуберт уходит из школы. Начинается тяжёлая самостоятельная жизнь. Во многом Шуберту помогали друзья. Нередко их встречи посвящались целиком музыке. Звучали произведения различных композиторов и самого Шуберта. Иногда устраивались вечеринки, танцевали, а Франц часами сидел за фортепьяно и импровизировал. Такие вечера назывались “шубертиадами “. Так рождались многочисленные вальсы, лендлеры, экосезы. В это время в Вене жил великий Л. Бетховен. Он был восхищён песнями Шуберта и хотел познакомиться с молодым композитором. Но эта встреча не состоялась из – за застенчивости Шуберта. Через год после смерти Бетховена ушёл из жизни и Шуберт. “Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды “, - гласит надпись на могильном памятнике. Король песен - называли Шуберта ещё при жизни, но он был очень бедным королём. Главным богатством - была его музыка. Короткая жизнь композитора полна лишений, страданий, порой у него не было самого необходимого, например нотной бумаги, современники композитора рассказывают:”Однажды в гости к Шуберту зашёл известный художник, заметив, что у маэстро закончилась нотная бумага, он тут же от руки начертил композитору несколько листов нотных линий, теперь Шуберт мог спокойно работать несколько дней. Когда Шуберта не стало, знаменитого художника спросили, какое произведение он считает в своём творчестве самым главным - “ нотные линии для Шуберта” ответил мастер, поставив творения композитора гораздо выше собственных произведений. За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах : 9 симфоний, увертюры, квартеты, трио, квинтеты, сонаты, оперы, фортепьянные миниатюры, фантазии, экспромты и многие другие произведения . Главное же место занимают песни (их свыше 600 ). Жанр песни Шуберт сделал свободным к воплощению глубокого содержания, в ней более тесно соединились слово и музыка. Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность. И в песне, и в других произведениях композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека – мечтательный, страдающий, протестующий, передаёт его сокровенные мысли и чувства. К одному из таких произведений относится знаменитая “Аве, Мария !” Это песнь – восхваление, своего рода молитва Божьей Матери Марии. Это произведение было написано, по всей вероятности, в момент сильнейшего душевного переживания, какие бывают в жизни каждого человека, а иначе трудно объяснить, почему спустя почти 200 лет эта музыка трогает до слёз, заставляет поднимать глаза к небу и эмоционально влияет на наше настроение. Здесь мало услышать, здесь надо вслушаться и почувствовать как прибавляется в мире света и доброты, потому что свет и доброта идут из вашей души, потому что музыка Шуберта вне времени и он действительно “Король песен “ как называли его ещё при жизни. (звучание “Аве, Марии!”) На фоне музыки на экране появляется репродукция картины “Сикстинская Мадонна”, Икона Божьей Матери ) Учитель или ведущий продолжают говорить:”всмотритесь в лица этих мадонн, в их глаза. В них и любовь, и страдание, и вера в лучшее на земле, тоже, что и в музыке Шуберта . ”(звучание музыки 2- 3 минуты).

После прослушивания музыки учитель говорит: Заканчивается наше путешествие, но не заканчивается связь с музыкой, которая следует за нами всю нашу жизнь. Прекрасные творения гениев, всегда доступны, всегда находят путь к сердцу человека, волнуют ум, потому что содержат в себе и выражают общечеловеческие мысли и чувства, которые вне времени, которые всегда понятны и близки людям : добро и зло, радость и горе, жизнь и смерть, счастье и страдание, героический пафос и лирические размышления. Я желаю вам обращаться к этому живительному источнику как можно чаще. Потому что в музыке прошлого и сегодня можно найти ответы на волнующие нас вопросы.