История и обществознание
-
Урок-практикум "Культура сильной власти" (Культура России конца ХV–XVI веков) 2008
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры.
-
Урок истории по теме "Демократия: теория и практика" 2008
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов.
-
"Международные отношения в конце XIX — начале XX века", 8-й класс 2008
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала.
-
Историческая викторина по теме "Мир в начале Нового времени" для 7-х классов 2008
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения.
-
Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток" 2008
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм.
-
Внеклассные мероприятия по истории 2008
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке".
-
Советско-финляндская война. Работа с источником 2008
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма. Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод.
-
Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе" 2008
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса команд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.
-
Интегрированный урок экономики, географии и информатики "Глобальные проблемы человечества" 2008
Интегрированный урок по теме "Глобальные проблемы человечества" в 11-м классе информационно-технологического профиля. Урок проводится в форме семинара-заседания комиссии ООН. При подготовке урока учащиеся создают компьютерные презентации по основным глобальным проблемам человечества. На уроке учащиеся знакомятся с глобальными проблемами человечества, осознают их опасность и предлагают пути их решения.
-
Внеклассное мероприятие по истории "Женщина на войне" 2008
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы.
-
Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Первые князья" 2008
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час. Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело. Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения.
-
Развитие творческих способностей учащихся в процессе приобщения к региональной истории и культуре 2008
Краеведение увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы.
-
Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»" 2008
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне.
-
Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут" 2008
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии.
-
Интегрированный урок (история + математика) в 6-м классе по теме "Наша древняя столица" (действия с десятичными дробями) 2008
Межпредметные связи усиливают активность учащихся, возникает новый ход мыслей путем включения элементов содержания из одних учебных дисциплин в содержание других. Эти связи способствуют образованию всесторонних цельных представлений, формированию научных понятий. Урок посвящен истории Московского Кремля. Урок поставлен в соответствии с действующей программой по математике для школ, работающих по базисному плану. Урок содержит материал для изучения темы «Десятичные дроби» 5–6-е классы. Отличительной особенностью урока является то, что задачи связаны с историей Московского Кремля, с его архитектурными и культурными памятниками. При составлении задач использовались сведения из трудов историков, реставраторов, археологов.
-
Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг 2008
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
-
Информационные технологии на уроках истории 2008
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны".
-
Урок по теме "Московская Русь" 2008
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия.
-
Урок по курсу истории России в 6-м класе "Преданья старины глубокой" (культура Древней Руси X — начала XIII в.) 2008
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы.
-
Урок по теме "Отечественная война 1812 года" 2008
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление.
-
Разработка урока по обществознанию "Трудовое право несовершеннолетних". 9-й класс 2008
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего.
-
Урок истории в 6-м классе по теме "Архитектурные памятники Московского Кремля" 2008
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся.
-
Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы 2008
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах.
-
Курс по выбору для 9-го класса "Подвижники Руси" 2008
Цели урока: рассказать об усобицах в русском государстве на примере сыновей Владимира Святославича; воспитать у детей милосердие, уважение и любовь к близким; развить умение аргументировать собственную точку зрения на исторический факт.
-
Система экспресс-контроля на уроках истории: "Хронологический, именной и словарный диктант" 2008
Программа по курсам истории включает перечень исторических понятий и терминов, поражающих любое воображение своим разнообразием и разнородностью. Усвоение исторических понятий учащимися развивает специальное историческое мышление, создаёт опорные знания, прививает устойчивый интерес к изучению истории. Систематическое повторение и проверка как новых, так и уже изученных понятий способствует закреплению материала, развивает память и способствует более сосредоточенному отношению к предмету. Система повторения понятий, терминов, дат, названий и имён помогает учителю вести более целенаправленную работу по систематизации знаний.
-
Использование презентаций на уроках истории 2008
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способны предложить все возрастающие возможности для развития системы образования. ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Мультимедийные продукты и услуги Интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения. Наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках истории является применение программы Microsoft PowerPoint. С его помощью учитель имеет возможность использовать компьютер не как некий чужеродный элемент, который необходимо встроить в урок, а как средство, помогающее грамотно организовать обучение истории.
-
Программа элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" для учащихся 10-х классов 2008
Программа элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" разработана для учащихся 10-х классов и служит дополнением к изучению обществознания, углубляет знания учащихся в области "Избирательного права", формирует модели поведения в ситуациях выбора. В работе представлено календарно-тематическое планирование программы.
-
Урок-зачет по теме : "Россия в первой половине XIX века" 2008
На изучение темы "Россия в первой половине XIX в." отводится 20 часов. Наиболее целесообразной формой проведения итогового занятия по данной теме представляется урок-зачет. Подготовка к нему начинается с первого урока. На уроке обобщения нужно не только проверить знания учеников, но и постараться кратко еще раз очертить основные тенденции развития России в данный период. Также необходимо акцентировать внимание на причинно-следственных выводах. Учащиеся сами выбирали вопросы в соответствии со своим уровнем знаний, поэтому вопросы составлялись на основе дифференциации, т.е. на "3", на "4", на "5".
-
"Нелегкий путь к мечте" — интегрированный урок по истории и культуре Башкортостана 2008
На данном уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством выдающегося, известного на весь мир танцора, хореографа и дирижера Рудольфа Нуриева. "Я хотел бы, чтобы мой танец производил такое же впечатление, как и картина великого художника. Пусть мной восхищаются, пусть меня ненавидят, но пусть никто не останется равнодушным", - писал в своей "Автобиографии" великий танцор. Мечта великого танцора сбылась, но заплатил он за это высокую цену. Цена эта - одиночество.
-
Путешествие в древность с использованием краеведческого материала 2008
Цель урока: через краеведческий материал помочь учащимся почувствовать "дыхание истории", сопричастность малой родины к всемирной истории.