Программа элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" для учащихся 10-х классов

Разделы: История и обществознание, Экономика


Основные цели курса:

- способствовать максимальному развитию правовой и политической культуры школьников -  граждан РФ;
- способствовать осознанию ими своего места в жизни общества;
- формирование понятия того, что голосование и выборы - реальный путь участия граждан в жизни общества;
- формирование позитивного отношения к выборам и голосованию;
- обработка моделей поведения учащихся в ситуации выбора.

Основные задачи курса:

- ознакомление учащихся с основами избирательного права в РФ;
- дать представление ученикам о законодательной базе в этой сфере; ознакомить с основами работы над документами;
- сформировать гражданское, ответственное отношение к выборам;
- развитие коммуникативных способностей, прежде всего, ораторского искусства;
- дать учащимся возможность практического применения и закрепления знаний и навыков, получаемых при изучении данного курса.

Формы и методы работы:

- интерактивные лекции, дискуссии, эвристические беседы;
- работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение);
- ведение дебатов; учебное сотрудничество;
- ролевые игры, моделирующие определенные ситуации, позволяющие применить теоретические знания на практике и получить психологический опыт поведения;
- проведение социологических исследований в виде опроса и анкетирования;
- практические занятия по решению учебных задач;
- применение полученных знаний на практике (по желанию);
- методические приёмы “Определи свою позицию”, “Школа мнений”;
- учебное проектирование.

Предполагаемые результаты изучения курса:

При освоении курса учащиеся должны:

  • знать основные термины: избирательное право, избиратель, избирательная компания, выборы, референдум, кандидат, гражданин, процедура;
  • знать место и роль элективного курса “Избирательное право России и Дона” в системе правового законодательства;
  • знать историю выборов в стране и на Дону;
  • знать международные документы о правах человека и закон РФ о выборах и правах избирателя;
  • уметь описывать российское избирательное право, предвыборный период и голосование;
  • приводить примеры избирательных систем, участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем по проблемам избирательного права, аргументировать свою точку зрения, работать в группах;
  • объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
  • характеризовать различные типы выборов, избирательных систем;
  • использовать приобретенные знания и умения в практический деятельности и реальной жизни для:

- получения и оценки политической информации;
- участия в школьных общественных организациях;
- оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ.

Проблемы системы оценивания:

Специфика обучения с использованием вышеперечисленных технологий предполагает изменение подходов к оцениванию учащихся.

Форма итоговой аттестации по курсу “зачет”. Для получения положительной оценки по итогам курса необходимо:

- непосредственное участие в двух ролевых играх из четырех предложенных;
- участие в диспутах, семинарских занятиях;
- решение практических учебных задач.

Основные принципы оценивания:

- значимость; засчитывать наиболее значительные результаты деятельности ученика;
- объективность и “прозрачность”; определение ясных, четких, реально возможных критериев оценивания деятельности ученика (желательно выявить критерии в классе, чтобы любой обучающийся и родитель мог с ними ознакомиться);
- позитивный подход к получению зачета, зачет не должен нести карательные функции, а способствовать продвижению ученика к успешности.

Ресурсное обеспечение

Основные нормативные акты:

  1. Конституция РФ (от 12.12.1993 г.); Конституция СССР 1937 г.;1977 г,
  2. Федеральный закон “ Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдумах граждан Российской Федерации”.
  3. Федеральный закон “ О выборах Депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ”.
  4. Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”.
  5. Закон о местном самоуправлении в Ростовской области.

Закон “ О территориальном самоуправлении в Ростовской области”.

Календарно-тематическое планирование