Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"

Разделы: История и обществознание, Технология


Общие цели:

  • дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными источниками;                                                                        
  • приобщение к глубинным  (смысловым,  нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной и духовной культуры;
  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмысливанию истоков.

Задачи урока:

  • Продолжить духовно-нравственное воспитание детей, на основе приобщения их к истокам русской культуры.
  • Дать первоначальное понятие об иконе.
  • Начать постепенное ознакомление учащихся с иконой «Живоначальная Троица»  Андрея Рублёва.
  • Показать икону в двух аспектах: как произведение искусства и как окно в духовный мир.
  • Раскрыть понятия об ангельском мире, Ангеле – хранителе и о Дне ангела.
  • Раскрывать и развивать творческие способности детей.
  • Вовлекать в непосредственную традицию народного творчества  путём личного участия в создании игрушки.              
  • Развивать эстетический вкус.
  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • аудиомагнитофон;
  • аудиозапись контаты «Александр Невский» С. Прокофьева

Материалы для выполнения практической работы:

  • инструкционно-технологическая карта;
  • ткань белая;
  • вата;
  • цветная тесьма;
  • нитки

Наглядность:

  • мини-выставка ангелов, выполненных ученицами 5–7-х классов;
  • икона Андрея Рублёва « Троица»

ХОД УРОКА

I.    Присоединение к теме

(Презентация, слайд №1)

Звучит аудиозапись кантаты С.Прокофьева А.Невский».

– Имена каких известных людей из истории России вы знаете?

– Сегодня вы узнаете ещё об одном удивительном человеке, которым по праву гордится Россия.

II. Основной этап

1. Рассказ детей об Андрее Рублёве. (Презентация, слайды  №2 – 5)

фото 1

фото 1

– Почему спустя века мы знаем и чтим этого человека? (Написал много икон)

– А что такое икона?

2. Вступительное слово учителя

Икона – в переводе с греческого языка обозначает образ. Икона – это встреча между человеком и Богом, окно в духовный мир. Она издавна живёт рядом с человеком и  призвана помочь человеку в молитвенном общении с теми, кто на ней изображён.
Больше всего икон можно увидеть в храме. На одних иконах – образ самого господа Иисуса Христа. На других – образы Богоматери или святых. Люди, природа и вещи выглядят на  иконах необычно. Взор и душу греет таинственный золотистый свет. Перед образами непременно возжигаются свечи, надолго замирают в молитве верующие люди.
Икона может иметь свой сюжет. Она пишется всегда языком символов, и каждая деталь на ней имеет свой смысл. С помощью языка символов и красок икона даёт человеку представление о духовном мире, а также рассказывает библейские сюжеты.
«Икона – это та же Библия. Только написанная не словами, а красками», – говорил преподобный Иоанн Дамаскин. (Презентация, слайд №6)

Вы знаете, что иконы сопровождали русского человека и в будни и в праздники, и на войне. К ним обращаются и в радости, и в горе. Особо почитаются иконы чудотворные. (Презентация, слайд №7)

– А что обозначает понятие « икона чудотворная»?

Чудотворные потому что явление их ознаменовано чудесами.

– А как иконы почитались в православных семьях? Какое место в крестьянской избе занимала икона? (Презентация, слайд №8)
– Почему на икону смотрят с верой и надеждой? (Презентация, слайды №9 – 11)
Среди множества икон есть одна, которую знает вся Россия и весь мир. Это икона « Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублёва. (Презентация, слайд №12)
Люди часами стоят перед этим образом. Одни молятся, другие замирают в восторге, иные же чувствуют, что с этого мгновения у них начинается новая жизнь.
Попытаемся и мы проникнуть в мир этой удивительной иконы, проникнуть по мере нашего разумения и духовного сознания.

3. Работа по учебнику.

Стр. 77 – 78. Чтение вслух 2 абзаца. («Истоки» А. В. Камкин, 5 класс. Издательский дом «Истоки». М.; 2005 г.)

4. Беседа по прочитанному.

– Как вы думаете, кто же такие ангелы?
– У ангелов нет таких тел, как у нас, они бестелесны.
– А как вы думаете, если они бестелесны, могут ли они умирать? ( Они бессмертны)
– Правильно, они бестелесны, бессмертны, но они умны, у них есть разум. Память и воля. Такие существа называются духами.
Значит, ангелы – это духи, а их мир (небо) –  это духовный мир.
Ангел-хранитель – это один из святых ангелов, данный каждому крещёному человеку от Бога при его крещении. Он является покровителем человека, защитником его, если человек старается жить праведно и не прогоняет от себя ангела своими дурными делами. Защищает нас наш ангел – хранитель, если мы его об этом просим.

Послушайте стихотворение, в котором речь идёт об Ангеле-хранителе. (Читает ученик.)

Ангела Бог при крещении мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день ото дня
Он от беды защищает меня!

(Из методического пособия «Основы православной культуры» I год обучения. Смоленск, 2004 г., с.29)

– Как вы думаете, зачем же при рождении человека крестили?
– Всем вам хорошо знакома песенка, которую пели и водили хоровод: «Как на Танины именины испекли мы каравай…»
– Вспомните, когда мы её поём?
– Вот об этом я вам расскажу. У каждого человека кроме Ангела-хранителя есть ещё один святой покровитель: это святой человек, имя которого нарекают ребёнку при крещении. Он помогает человеку, когда к нему молитвенно обращаются с просьбой о помощи и заступничестве. Надо знать, как жил святой, имя которого ты носишь. И стараться подражать ему в поступках и мыслях, день празднования памяти твоего святого покровителя – это день твоего ангела. Этот день называют ещё именинами.
– Вот в этот день и принято водить хоровод и поздравлять с Днём ангела.

5. Физкультминутка

22 марта именины у Вадима. Мы тебя поздравляем и приглашаем  в хоровод.

Хоровод «Как на Вадима именины…»

6. Чтение рассказа (Презентация, слайд  №13)

– Я прочитаю вам небольшой рассказ, слушая его, подготовьтесь ответить на вопрос: « Кто спас мальчика от гибели?»

Довольно давно с одним мальчиком произошла удивительная история. Его отец был железнодорожным стрелочником. Работа, кажется, простая! Знай себе, переводи стрелки. Но это, лишь, кажется просто – чуть не доглядишь, упустишь мгновение, и могут погибнуть десятки, сотни людей. Так однажды, услышав гудки стремительно приближающегося состава, стрелочник уже потянулся рукой к рычагу, чтобы перевести поезд на свободный путь, да почему-то оглянулся. Оглянулся и замер: по рельсам навстречу мчащемуся поезду бежал его трёхлетний сынок. Не было секунды, чтобы крикнуть ему. Был лишь миг, чтобы решить: повернуть рычаг и спасти от гибели поезд с людьми, или…
– Господи! Сохрани сына! – воззвал он и перевёл стрелку. Громыхая, сотрясая землю, вагон за вагоном проносился мимо. Когда миновал последний, отец бросился к месту, где видел своё дитя.
«Что с ним? – с ужасом думал он. И что  же? Мальчик, сложив руки, лежал на земле.
– Сынок, ты жив?!
– Жив. Жив! – весело ответил мальчик и вскочил на ноги.
– Как же ты догадался лечь на землю? – спросил отец.
Мальчуган с улыбкой ответил:
– Какой-то дядя наклонил меня.
– Какой дядя?!
– Такой красивый, светлый… С крылышками.

(Из книги «Троицкие цветки с луга духовного», М.; 1999,с.55)

7. Обсуждение рассказа

– Понравился ли вам рассказ?
– Какое чувство охватило вас, когда вы слушали его?
– Что вам понравилось?
– Какая опасность грозила мальчику?
– Какое решение принимает отец ребёнка?
– Почему так поступает отец?
– Кто спас мальчика от гибели и почему?

III. Практическая работа  в группах: «Изготовление куклы-ангела»

1. Вступительная беседа (Презентация, слайд №14)

Со старых времён на Руси было принято бережно относиться к каждому лоскутку ткани. Их бережно хранили и часто  «вертели» из них кукол. В русской деревне даже в начале ХХ века самодельная тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. В некоторых крестьянских семьяхнасчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5 – 6 девочки сами начинали «вертеть» простейших кукол для себя. На Рождество и день Ангела было принято дарить кукол – ангелов. Их развешивали в избе и над  кроватью детей.
Как вы думаете почему?
Обратите внимание на выставку работ девочек 5 – 7 классов (см. фото 1). На ней представлены ангелы, выполненные в различной технике. Одни из них вышиты, другие – связаны крючком, третьи сделаны, как мягкая игрушка. Девочки вложили в эти работы всю свою душу и поэтому они так прекрасны.
Сегодня мы познакомимся со старинной технологией изготовления куклы – ангела. Как и всех добрых кукол их изготавливали без ножниц и иголок. Поэтому и мы сегодня при изготовлении ангела постараемся обойтись  без этих инструментов.

1.1.Вводный инструктаж:

– сообщение названия практической работы;
– разъяснение задач практической работы;
– ознакомление  с инструкционно-технологической картой (лежит у каждого ученика на столе);
– предупреждение о возможных затруднениях  при выполнении работы;
–инструктаж  по технике безопасности и  культуре труда.

1.2. Самостоятельная работа по инструкционно-технологической карте (Презентация, слайды  №15 – 18).                                                                                  
1.3. Текущий инструктаж.
1.4. Заключительный инструктаж.

фото 2

фото 2

2. Уборка рабочих мест

3. Итог урока

1.1. Выставка работ учащихся.

1.2.Песня «Ангелы в небе высоком живут» (исполняют дети)

IV. Рефлексия

1. Ресурсный круг (Активные формы обучения)

Дети передают ангелочка по кругу и отвечают на вопрос: «Как вы представляете себе  Ангела – хранителя?».

фото 3

фото 3

2. Слово учителя. (Презентация, слайд  №10)

– Сегодня на уроке мы только соприкоснулись с чудесным миром иконы.
– Ответили на вопрос: «Кто же такие ангелы?»
– Попытались представить себе Ангела – хранителя.
– На последующих уроках мы научимся рассматривать икону, читать и понимать её.
– Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда. 

фото 4

фото 4

3. Домашнее задание. (Презентация, слайд  №21)

– К следующему уроку постарайтесь узнать, имя какого святого вы носите и что оно обозначает.

4. Создание «Дерева настроения».

– И в заключение, прошу подойти к «Дереву настроения» и прикрепить на него яблочко, которое соответствует вашему настроению после урока и прокомментировать свой выбор.