Цели урока:
- Познакомить учащихся с событиями послевоенной истории, подвести учащихся к усвоению понятия “холодная война”, раскрыть его смысловое значение, выделить основные причины и признаки “холодной войны”.
- Развивать умение анализировать и критически оценивать информацию, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
- Формировать активную гражданскую позицию учащихся.
- Воспитывать толерантное отношение к людям.
Оборудование:
- Карта “Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны”,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация POWER POINT по заданной теме,
- компакт – диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” (последний выпуск).
Опережающее задание:
Один из учеников составляет краткую историческую справку об Уинстоне Черчилле.
Двое учеников готовят материалы о президенте США Гарри Трумэне и о госсекретаре США Джордже Маршалле.
План изучения темы:
- Итоги Второй мировой войны.
- Создание системы коллективной безопасности.
- Начало “холодной войны”.
- Политика “сдерживания” США.
- Гонка вооружений.
- Создание военно-политических блоков.
- Последствия “холодной войны”.
- Циклы послевоенной мировой политики.
Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока. (Приложение 1).
Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями послевоенной истории, выделим основные причины и признаки “холодной войны”, а также её последствия для последующей мировой политики. (Приложение 2).
В 1945 году закончилась Вторая мировая война.
-Каковы были итоги этой войны?
Из ответов учащихся выясняется, что война имела ужасающие последствия для населения всего мира: огромные людские потери, падение жизненного уровня, разруха, голод, нищета, колоссальные материальные потери. Вместе с тем война закончилась победой над фашизмом, утверждением демократических политических систем, начался распад колониальных империй, появились новые независимые государства.
Учитель: Наиболее важные договоренности мирного послевоенного урегулирования были достигнуты на Крымской (февраль, 1945 год) и Берлинской (Потсдамской, июль – август, 1945 год) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании.
-Какие основные решения по мирному урегулированию были приняты на международных конференциях трех держав?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: На этих конференциях решалась не только судьба Германии и её бывших союзников. Участники конференции начали работу по созданию системы коллективной безопасности. Конференция в г.Сан-Франциско, которая состоялась
25 апреля - 6 июня 1945 года, завершила работу по созданию Организации Объединенных Наций (ООН). (Приложение 3).
-С какой целью была создана Организация Объединенных Наций?
-Какой главный принцип отличал её от довоенной Лиги Наций?
Ответив на вопросы учителя, ученики выполняют задание. (Приложение 4).
Учитель: Не успела закончиться Вторая мировая война, как началась другая, так называемая “холодная война”. Так один американский журналист назвал тогда конфликты между СССР и США. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего послевоенного периода мировой политики до конца 80-х годов 20 века.
Исходной точкой начала “холодной войны” считается речь бывшего премьер – министра Великобритании Уинстона Черчилля.
Ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, дает краткую историческую справку об этом политическом деятеле.
Учитель: Итак, У.Черчилль произнес речь 5 марта 1946 года в Фултоне в присутствии американского президента Г.Трумэна, которая положила начало “холодной войне”. (Приложение 5).
Учитель демонстрирует видеоролик о выступлении У.Черчилля в Фултоне. (Приложение 5а).
Демонстрируется на экране с помощью мультимедийного проектора цитата из речи У.Черчилля. (Приложение 6).
-Высказывания У.Черчилля в Фултоне были причиной или поводом “холодной войны”?
-Как У.Черчилль объяснял причины начала “холодной войны”?
Учитель обобщает ответы учащихся.
Учитель: В своей речи Черчилль заявил, что “железный занавес” отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.
-В чем проявилась противоположность интересов США и СССР после войны?
Какие вопросы вызвали наибольшие разногласия между ведущими державами?
Учащиеся в своих ответах говорят о разногласиях по вопросам польских границ, об опасениях США по расширению сферы влияния СССР в странах Восточной Европы.
В ходе обсуждения выясняется, что причинами “холодной войны” стали идеологические, политические и территориальные разногласия между ведущими державами.
Учитель: Опасаясь коммунистической экспансии, США меняет направленность внешней политики, появляются доктрины “сдерживания” и “отбрасывания” коммунизма. (Приложение 7).
Ярким проявлением этой политики является доктрина Трумэна. (Приложение 8).
Ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, рассказывает о президенте США Гарри Трумэне.
Назначение Джорджа Маршалла госсекретарем означало переход от рузвельтовского “мягкого курса” к решительной борьбе с коммунизмом. (Приложение 9).
Учащийся, подготовивший сообщение о Маршалле, выступает перед учениками.
Учитель: В СССР тоже развернулась пропагандистская кампания против “англо-американских поджигателей войны”. Такая непримиримая позиция ведущих держав привела к усилению гонки вооружений. (Приложение 10). Представленная таблица может заполняться вместе с учащимися.
Учитель: Начавшаяся гонка вооружений, с одной стороны, позволяла сохранять равновесие сил в мире, с другой стороны, давала возможность США и СССР участвовать в локальных вооруженных конфликтах, влиять на политику этих стран.
-Приведите конкретные примеры влияния США и СССР на политику других стран.
(Раздел Германии на ФРГ и ГДР в 1949 году, война в Корее в 1950-1953 гг., образование КНР в 1949 году).
После ответов учащихся демонстрируется (Приложение 11).
Учитель: С образованием КНР в 1949 году фактически завершилось формирование мирового социалистического лагеря.
-Какие ещё страны вошли в состав социалистической системы?
-Найдите по тексту учебника и покажите на карте, где стала проходить граница между двумя социально-экономическими системами?
Учитель: С разделением мира на две системы также происходит оформление военно- политических блоков: 1949 год- создание Организации Североатлантического Договора (НАТО).
В 1955 году создана Организация Варшавского Договора (ОВД) под руководством СССР. Кроме того, для оказания военно-материальной помощи социалистическим странам был создан СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) в 1949 году.
Предлагается ученикам выполнить задание. (Приложение 12).
Учитель: Итак, страны оказались разделенными не только территориально, но и идейно, и политически, и экономически, и в военном отношении. Такой мир стал называться двух полюсным или биполярным.
-Что же такое “холодная война”? (Приложение 13).
-Перечислите характерные признаки “холодной войны”.
-Каковы были последствия “холодной войны”? (Приложение 14).
-Как вы считаете, почему именно в 1991 году закончилась “холодная война”?
Учитель: Развитие международных отношений в годы “холодной войны” определялось отношениями между сверхдержавами. Их соперничество носило военно- политический характер. Это предопределяло цикличность послевоенной мировой политики. “Холодная война” была чередой обострений и смягчений международной жизни. (Приложение 15).
Домашнее задание. (Приложение 16).
Используя дополнительную литературу, заполните таблицу “Циклы послевоенной мировой политики”.