Экология
-
Аспекты мониторинга системы "Биосфера – Человек – Космос" 2007
Рассмотрены интегрированные подходы исследования глобальной системы "Биосфера - Человек - Космос": экологические и социальные. Показана тесная взаимосвязь природной среды и человеческого общества, которые являются компонентами единой, огромной и сложной системы - социосферы, а также весь комплекс ею взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем и процессов: социальных, экономических, политических, технических, культурных, экологических.
-
Занятие по факультативному курсу "Экология Красноярского края" на тему "Царица-водица" 2007
В занятии по экологии "Царица-водица" я показала, что много чудес создала волшебница природа. И, пожалуй, самое удивительное из них – вода. Вода наполняет нас радостью, которую не объяснить. Ежедневно сотни миллионов людей встречаются с этим простейшим по составу веществом, совсем не задумываясь о его поразительных свойствах. Вода – самое большое богатство на свете.
-
Использование на уроках экологии релаксационно-активного способа биоадекватной методики при изучении темы "Общие особенности биосферы" 2007
Предлагаемое занятие стоит в ряду уроков нового поколения. Через формирование "мыслеобразов", которые являются единицами сознания и памяти, формируется целостное мышление гармоничного человека. Методика основана на вовлечении в процесс познания левого и правого полушарий.
-
Бинарный урок-лекция по химии и экологии на тему "Нитраты" 2007
Вступительная часть данного урока раскрывает роль растений в питании человека (полезные советы). Далее формулируется роль нитратов для растений и человека. Перечисляются основные пути попадания нитратов в организм человека, а так же предельно допустимые нормы нитратов и их вредное воздействие. Проводится эксперимент по обнаружению нитратов в корнеплодах и анализ полученных данных. Перечисляются способы снижения нитратов в продуктах растениеводства.
-
"Класс экологического профиля" 2007
Геоэкологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы в большей степени являются экологическое образование и воспитание. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
-
Образовательная программа по экологии "Экология человека". Внеклассная работа по экологии 2007
Образовательная программа по экологии познакомит учащихся с экологическими проблемами, связанными с жизнедеятельностью человека, наметит пути решения этих проблем.
-
Интегрированный урок-исследование "Экологические проблемы и пути их разрешения" 2007
Цель урока: обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды, его влияния на здоровье человека, последствия и возможные пути решения данной проблемы.
-
Урок-презентация по окружающему миру в 4-м классе по теме: "Лес – природное сообщество" 2007
Одним из богатейших источников духовно-эстетических воздействий на человека является приро- да, все её сферы: воздух, земля, вода, флора, фауна. Пользуясь природными ресурсами и своим трудом, приумножая их, ощущая полноту жизни через общение с природой и обретая чувство Ро- дины на Земле, человек формируется как гражданин. Умению видеть, чувствовать красоту окружающего мира надо учить с детства. Поэтому уроки природоведения я стараюсь сделать интересны- ми, увлекательными, познавательными, запоминающимися.
-
Экологический проект "Моя маленькая планета" 2007
Экологические проекты могут использоваться как в сфере обучения, так и в сфере воспитания. Каждый проект начинается с целеполагания и заканчивается подведением итогов. Экологический проект "Моя маленькая планета" начинается праздником. Используя эмоционально-чувственную сферу ребёнка, учитель сможет увлечь школьников практической экологически значимой деятельностью. Направление своей деятельности дети смогут выбрать, послушав сказку "Экотопик ищет Экоград". Важно не останавливаться, а помочь детям выбрать объект для следующего проекта.
-
Тема урока: "Коррозия металлов" 2007
Урок объяснения нового материала с использованием экологических приемов методом компетентностного подхода, где используются разнообразные формы работы, а также применяются компьютерные технологии. Рассмотрено влияние коррозии на здоровье человека, а также выявлены экологические проблемы, связанные с коррозией металлов.
-
Урок природоведения по теме: "Красная книга природы". 2-й класс 2007
Как классного руководителя и как человека меня волнует гуманное и человеческое отношение к природе, поэтому я стараюсь прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Наш класс выбрал для себя экологическое направление. Учащиеся собирают самостоятельно материал о животных, растениях, об охране окружающего мира, готовят сообщения на пять минут и с этим сообщением выступают в других классах лицея. Некоторые из этих сообщений включены в урок.
-
Учебный проект на тему: "Изучение видового состава и запасов лекарственных трав Обуховского и Пушкарского лесничеств" для учащихся 9-го класса 2007
В содержании проекта отражена деятельность школьников при выполнении исследовательской работы по изучению фитоценоза пригородного леса, представлен методический паспорт, этапы и фрагмент выполненного проекта. В приложении к работе предложен календарь сбора лекарственных трав.
-
Тема урока: "Формирование приемов экологической деятельности при изучении химии на основе компетентностного подхода" 2007
Для каждого обучаемого необходимо качественное образование в соответствии с его склонностями и интересами. Одним из путей решения данной задачи является реализация компетентностного подхода.
-
Разработка урока экологии в 10-м классе по теме: "Экологические проблемы Якутии" 2007
В предлагаемой разработке урока на конкретном краеведческом материале рассматриваются экологические проблемы Якутии. Это способствует обобщению и систематизации знаний учащихся. В процессе работы на уроке у детей развиваются логическое мышление, монологическая речь, умение самостоятельно использовать различные источники информации.
-
Воспитание здорового образа жизни учащихся посредством туризма 2007
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать – полезен, он необходим каждой развивающейся личности. Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму - создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.
-
Проведение экскурсий по г. Москве для обучающихся из регионов 2007
В работе рассмотрены вопросы организации экскурсий по г. Москве для малообеспеченных учащихся из регионов страны с целью их приобщения к культурному наследию народов России. Бизнес-план по данной проблеме имеет полностью все классические составляющие для предпринимательского проекта студентов колледжа. В расчетах взят период времени, который составляет каникулярный период учащихся (летние, осенние, зимние и весенние каникулы). В обычный период деятельности студенческой фирмы рентабельность составляет 50% годовых. С учетом неблагоприятного периода рентабельность может составить не менее 11% в год.
-
Турнир знатоков по теме: "Викторина – мозаика леса" 2007
Данный турнир обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой. У детей формируются представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начало экологических взглядов и кругозора, ответственного отношения к окружающей среде: лес человеку - самый щедрый друг. Лес нас согревает, лечит, питает. В ходе викторины дети ответили на множество вопросов "почему?". При проведении данного турнира у детей в ходе игр расширяются и углубляются знания о растительном и животном мире.
-
Методические подходы при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии 2007
Методическими подходами при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии являются лабораторный практикум и элективный курс "Олимпиада как средство развития". При этом формируются экспериментальные умения и навыки; учащиеся проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты, делают выводы.
-
Урок экологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения" 2007
Урок представляет собой заседание "круглого стола" в "Зеленой аптеке", на которое приглашены "специалисты", изучающие лекарственные растения. Каждое выступление включает материал о лекарственном растении, его применении, а также загадки и строки из стихотворений. Для знакомства с работой фармацевтической фабрики использован видеофрагмент "Лекарственные растения". В ходе всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу. В конце урока учащимся предлагаются отвар шиповника и яблоки. Урок дает возможность учащимся познакомиться с некоторыми лекарственными растениями, использовать эти знания в жизни. Особое внимание уделено охране лекарственных растений и правилам сбора. Материал урока можно использовать и на уроках биологии при изучении данной темы.
-
Детская экологическая экспедиция по островам Ладожского озера "Дорога в Природу" 2007
Программа "Дорога в Природу" является итогом многолетней работы Благотворительного фонда "Свет Ладоги". В ходе экспедиции использовались формы работы: дискуссии, обсуждения, ролевые игры, воспитание на личном примере, самоуправление в экипажах, научно-исследовательская работа. Передвижение во время экспедиции осуществлялось двумя способами: между островами - на морских ялах, по островам - пешими маршрутами.
-
Программа элективного курса "Пятый океан планеты" 2007
Элективный курс "Пятый океан планеты" предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на более глубокое ознакомление учащихся с наукой экологией на примере изучения воздушной оболочки Земли. Программа курса предусматривает изучение воздуха с точки зрения не только химического состава и биологической роли составляющих его компонентов, но и изменений, возникающих вследствие деятельности человека и их влияния на экологическую обстановку Земли в целом. Курс предусматривает разнообразные формы и методы работы с детьми: игровые (сказки-загадки), беседы, рассказы, виртуальные экскурсии (с использованием ИКТ), проведение учебно-исследовательских работ, написание рефератов, сказок-загадок.
-
Дополнительная образовательная программа по экологии для учащихся 5–6-х классов на тему: "Экологические проблемы города" 2007
С помощью определенных форм и методов работы мы планируем повышение экологической грамотности у учащихся школ, развитие творческих способностей, привлечение внимания к экологическим проблемам жителей и администрации района, округа, города. Программа включает тематическое планирование и содержание занятий и облегчает работу педагога.
-
Тема урока: "Где вода, там и жизнь" 2007
Мероприятие в игровой форме позволяет учащимся закрепить имеющиеся у них знания о воде, способствует развитию познавательного интереса, воспитанию экологической культуры.
-
Опыт организации и проведения районной олимпиады по экологии в Адмиралтейском районе г. Санкт-Петербурга 2007
Одним из важнейших направлений работы Эколого-биологического отдела как методического центра экологического образования в Адмиралтейском районе со школами района является районная олимпиада по экологии. В ходе олимпиады выявляются интересы и склонности к углублённому изучению экологии, создаются благоприятные условия для мотивации учеников школ к посещению учебных групп биолого-экологического направления к исследовательской деятельности.
-
Занятие на тему: "Вода – наше богатство" 2007
Занятие рассчитано на учащихся 6–7-х классов. В кабинете дети рассаживаются группами по 3–4 человека. На рабочем месте группы находятся раздаточный материал для конкурсов, карандаши, карточки для наклеивания стикеров, протоколы исследования воды, тест-комплекты и тест-системы производства ЗАО "Крисмас+". На занятии - конкурсы ("Как ты знаешь водоёмы Санкт-Петербурга?", "Схема водоснабжения", "Куда мы расходуем воду?", "Сколько мы расходуем воды?"), лабораторная работа.
-
Мониторинг побережья как пример взаимодействия молодежи с администрацией поселка Молодежное в вопросах охраны окружающей среды 2007
На протяжении многих лет юные экологи Дворца детского творчества "У Вознесенского моста" в летние каникулы совмещают отдых с летней выездной экологической практикой. В 2003–2004 годах она проходила при тесном сотрудничестве и при финансовой поддержке администрации поселка Молодежное по договору на реализацию адресной программы "Чистый поселок Молодежное".
-
Методика проведения урока "Моделирование естественного отбора в системе хищник–жертва" 2007
В природных условиях дети не могут наблюдать все подробности естественного отбора и тем более понять его, но в классе они моделируют достаточно уверенно. Этому способствуют главные достоинства модели: доступность, наглядность, выделение только главного. Моделирование проводится в группе, поэтому легко создается атмосфера коллективной мысли, что наталкивает детей на рождение гипотез и предположений. В работе излагается три уровня моделирования в системе хищник–жертва, а также приводится фрагмент урока моделирования в одной и в двух средах обитания.
-
Использование практико-ориентированных технологий в экологическом образовании детей 2007
В работе приведён опыт работы творческого объединения школьников "Экологическое краеведение". Одной из важных форм работы учащихся в объединении является проектная деятельность, которая носит творческий, исследовательский и социально направленный характер. Работа учащихся в объединении позволяет им восполнить недостаток экологических знаний и приобрести умения их конкретного применения в реальных жизненных ситуациях. Приведены примеры конкретных экологических проектов учащихся по изучению природы родного края, анализ их влияния на учебную деятельность.
-
Устный журнал "Важнейшие лекарственные растения нашего района" 2007
Данный устный журнал можно провести как тематический классный час, внеклассное мероприятие по биологии или экологии. Устный журнал знакомит с важнейшими лекарственными растениями данной местности, рассматривает их места обитания, лечебные, полезные и другие свойства. На рисунках приводятся конкретные карты мест обитаний растений, количественные запасы фармацевтического сырья в районе. Краеведческие и экологические аспекты мероприятия прививают познавательный интерес учеников к предмету, способствуют развитию патриотических чувств.
-
Внеклассный урок по теме: "От деревянного острога до современного жилья" 2007
Внеклассный урок с использованием мультимедийной презентации посвящен 345-летию г. Иркутска. Может ли дом быть безопасным? Этот проблемный вопрос положен в основу урока. Двум группам учащихся предлагается оценить экологическую безопасность Иркутского острога и современного жилища по различным параметрам: материал, из которого изготовлены здания, окна, покрыты полы, стены; способ освещения и обогрева жилища; утилизация мусора. Применяя знания современной химии, учащихся знакомят со способами уменьшения вредного воздействия различных материалов: слюды, бетона, кирпича, пластика.