Аспекты мониторинга системы "Биосфера – Человек – Космос"

Разделы: Экология


Актуальной проблемой нашего времени является мониторинг вредных воздействий на экосистему и биосферу в целом. Большинство авторов применяют в данном случае термин – охрана окружающей среды.

Теоретические основы данного понятия довольно неопределенные, не раскрыто научное содержание, не определена его мировоззренческая сущность. Трудно определить отрасль знания, которая смогла бы разработать научные основы решения данной проблемы. Значительное количество научных трудов, посвященных этому вопросу, содержат определенные методологические погрешности. Исследователи “охрану окружающей среды” пытаются представить объектом экологических исследований, объектом экологии, а, иногда, даже географии. Подобное ложное впечатление разрешимости данной проблемы может породить отрицательные последствия в хозяйственной практике. Следует отметить, что если ставится вопрос о влиянии того или иного антропогенного фактора на окружающую среду, то необходимо уточнить, какое содержание заключается в термин “окружающая среда”, то есть, конкретно определить объем этого понятия.

В литературе окружающая среда определяется то как “среда внешняя, находящаяся в контакте с объектом”, то как “совокупность абиотической, биотической и социальной сред, совместно, оказывающих влияние на людей и их хозяйство” (Реймерс,1982, стр. 115). В данном случае термин может нести природоведческую или социологическую нагрузку. Термин “окружающая среда” вошел в широкий обиход в различных отраслях знаний и стал модным, хотя используется совершенно произвольно.

Его широкому распространению способствует философская концепция, рассматривающая жизнедеятельность человека в зависимости от влияния среды. Фактически данный термин характеризует среду по отношению к человеку, к его социальным образованиям и его внедрение в биологию создало лишь путаницу и научную абстрактность. Вопросы, связанные с изменением, состоянием и охраной окружающей среды, невозможно изучать лишь с помощью биологических методов. Они должны базироваться на научном анализе хозяйственной деятельности человека и ее соотношении с биотическими системами. Нам представляется ошибочным мнение некоторых авторов, что биосфера под влиянием научно – технического прогресса преобразовывается в биотехносферу и далее в техносферу. В связи с этим, целесообразно провести методологический анализ глобальной системы “Биосфера – Человек – Космос”.

Известно, что экология рассматривает три уровня организации жизни на Земле: организменный, популяционный и экосистемный.

На этих уровнях осуществляются все жизненные процессы человека, за их пределами его жизнедеятельность не существует.

Основная функция экосистемы, биогеоценоза и биосферы в целом – обеспечение энергетического обмена между всеми живыми и косными компонентами, то есть круговорота веществ и трансформации энергии. Функцию памяти и регулятора в живых системах выполняет генный материал. Человеческое общество и все его формы деятельности в биотический круговорот не включаются. Структурная организация человеческого общества не обладает генетической памятью и не регулируется генным блоком, поэтому общество относится к социальной форме организации и управляется человеческим умом.

С момента возникновения человеческого общества на Земле оно лишь пространственно размещено в биосфере и в ее пределах, и в связи с этим, оно не является компонентом биосферы, а выполняет функцию внешнего возмущающего воздействия.

Научно – технический прогресс привел к возникновению качественно новых систем, в которых социальная форма движения материи оказалась определяющей. Хозяйственная деятельность человека вышла за пределы биосферы, она охватила глубокие слои литосферы, гидросферы, высокие слои атмосферы и близкий космос. Это убедительно доказывает, что человеческое общество не является подсистемой биосферы, которая сама стала подсистемой более высокоорганизованной социосферой.

Таким образом, социосфера является глобальной системой, включающей биосферу, человеческое общество и космос.

Концепция социосферы полностью отвечает учению В. И. Вернадского (1967) о ноосфере, “сфере разума”, когда “человеческий ум и управляемый им труд стали мощной геологической силой”. Эта сила в современный период воздействует на биосферу, изменяет ее биогеоценотический покров, химический состав вод и атмосферы, которые могут привести к уничтожению высших форм живых существ и изменению условий существования жизни, в том числе самого человека.

В соответствии с изложенными положениями можно сделать вывод о том, что в условиях соотношения биотических и социальных факторов мониторинг экосистем и биосферы в целом на планете, а также разработка теоретических и прикладных вопросов использования и охраны природных ресурсов имеют два аспекта: биологический (экологически) и социологический в широком смысле данного понятия.

Следовательно, с экологической точки зрения, биосфера – сложная экологическая система, имеющая определенную структуру, управляемая биотическими механизмами гомеостаза, саморегуляции и самосохранения, характеризующаяся непрерывным круговоротом веществ и трансформации энергии и постоянно находящаяся под внешним возмущающим воздействием хозяйственной деятельности человека.

С социологической точки зрения, Биосфера – это подсистема социосферы, составная часть интегрированной среды (социально – экономической, культурной, природной и т.д.), в которой осуществляется социальный обмен веществ, энергии, информации, то есть все виды многогранной жизнедеятельности человека. Это качественно новое ее состояние, которое еще недостаточно осознанно и требует новых подходов и новых методов исследования (мониторинга).

При анализе системы “Биосфера - Человек – Космос” возникает важный вопрос: сколько людей будет жить в недалеком будущем – через 30 – 50 лет? По данным ООН население может составить не менее 10 млрд. человек. Говоря о приросте населения в целом на земном шаре, как и в отдельных регионах, нельзя не отметить, что увеличение народонаселения и промышленно – экономический рост имеют тесную взаимосвязь. С одной стороны, повышается спрос на предметы жизнеобеспечения, а стало быть, на дальнейшее развитие науки. С другой стороны, более широкое привлечение людей к производству, к науке и т. д., позволяет ускорить производство средств производства и средств потребления, подталкивает научно – технический прогресс.

Демографический подъем совпал с ускоренным процессом урбанизации – очень большой концентрацией населения в городах. Это не могло не отразиться на взаимодействии общества и природы. Известно, что климат города заметно отличается от климата природных ландшафтов, которые менее подверглись хозяйственной деятельности. Так, температура в городах в среднем на несколько градусов выше, чем на территории естественных ландшафтов. Над городами, особенно крупными, чаще выпадают осадки, бывают густые туманы – смоги. Прозрачность воздуха на городских улицах меньше, чем на сельских. “Шапки” туманов над городами уменьшают проникновение к поверхности Земли ультрафиолетовых лучей. Работами ученых установлены закономерности теплового режима и движения воздушных масс в городах: центральная часть сильнее прогревается, чем окраинная, порождая вертикальные воздушные потоки. В результате с окраин в центр устремляются воздушные массы, которые приносят загрязненный воздух промышленных предприятий, вынесенных за черту города. Нет необходимости пояснять, что такие экологические условия городов отрицательно влияют на здоровье и трудоспособность людей.

Таким образом, урбанизация выдвинула необходимость решения новых проблем поддержания равновесия человека и природы, проявления заботы об улучшении природной (городской) среды. К проблеме улучшения среды следует отнести и борьбу с шумами, которые ежегодно нарастают с развитием индустрии и механических видов транспорта. Скученность населения потребовала предусматривать вопросы обеспечения городов пресной водой, газом и теплоснабжением, созданием сложной сети наземных, подземных и воздушных коммуникаций.

Развитие промышленно – городских агломераций диктует необходимость озеленения их территорий и бережного отношения к лесопарковым насаждениям, а также создания городских ландшафтов с естественной растительностью. Известный ученый Н. В. Тимофеев – Ресовский в своих трудах показал пути повышения биологической продуктивности Земли в несколько раз. Один из них – увеличение поглощаемой растениями солнечной энергии посредством расширения площади и повышения плотности зеленого покрова Земли, в том числе и городских мегаполисов. Расчеты показали, что, засадив лесами каждый метр свободной площади, зеленый покров планеты станет в 1,5 – 2 раза больше. Это позволит поднять на такую же высоту (величину) запас исходного органического вещества планеты, затем последует увеличение численности животных, которые прямо или косвенно существуют за счет растений.

Основываясь на изложенном выше, мы подошли к определению сущности урбанизированных и промышленных составляющих глобальной системы.

С экологических позиций, занятую городом территорию (часть биогеоценоза, объема биосферы) есть все основания рассматривать как экосистему с измененным природным растительным и животным миром, с нарушенным или уничтоженным почвенным и минеральных веществ, воздуха и воды и, существующих за счет постоянного внешнего возмущающего воздействия человека.

Так же, как и в других искусственных экосистемах, человек как личность , никогда не был их составной частью, их компонентом и не является объектом их энергетической трансформации. С этих позиций данные экосистемы следует рассматривать как объект экологических исследований.

С социологических позиций городские и промышленные системы представляют собой сложные, целостные, функциональные социальные системы, включающие человека, природную, социальную и культурную среды, характеризующиеся самым мощным социальным обменом веществ, энергии и информации между обществом и природой и, вовлекающие в сферу этого обмена, большое земное пространство. Они, по своей сущности, и должны стать объектом системных социологических исследований.