Природа для человека выступает в двух противоположных функциях как храм и мастерская. Человек был рожден в недрах древнейшего храма, название которому - Природа, и мы все принадлежим ей и находимся внутри ее. Человек в этом храме отнюдь не является царем, богом, он лишь венец творения, высшая форма проявления природного бытия.
С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без извлечения из природной среды множества природных ресурсов – природа становится мастерской.
В этом и состоит основное противоречие во взаимодействии человека с природной средой.
Еще не умея писать, человек уже восхищался красотою природы, находил в ней источник вдохновения.Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание “с молоком матери”, среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, к родной природе.
Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорох леса.
Потребность постоянно бывать среди природы может возникнуть тогда, когда человек систематически, в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробьишки. Природа учит нас эстетическому восприятию мира, каждый раз, неожиданно по-новому раскрывая нам прелести жизни.
Эмоционально-образное восприятие нашло свое проявление и в др. творческих формах самовыражения человека.
Прислушивайтесь к песне любого народа, и вы услышите в них то шепот листвы, то звонкую весеннюю капель, то раскаты гpoма, то тихий плеск волны, то соловьиную трель. Широкие, раздольные, заунывные и буйно радостные, выражая человеческое настроение, они сплетают их в своих словах, в своих напевах с картинами родной природы.
Теоретические знания, полученные учеником на уроках должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умение обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой:
Общение с природой
Знакомство с природой, флорой культурных и дикорастущих растений. Экскурсии на природу в разные времена года, с целью наблюдений за изменениями в природе, сбор листьев, находки корней, сучков, в лесу, шишек. Хранение и сушка, из которых делаются различные поделки на конкурсы, украшение класса и т.д.
При постоянном общении с природой, во время работы с естественным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки.
Воспитательная задача состоит в том, чтобы научить детей правильно собирать материал, не принося ущерба растениям.
Ребятам особенно запомнились экскурсии в природу “Палитра осени”, где перед ребятами раскрылась красота осеннего увядания в природе, увлеченность их возможностью сохранить эту красоту путем создания из осенних листьев красочных аппликаций и т.д.
Экскурсия: “Красавица народная и ее чудесное превращение” - где учащиеся знакомились с национальным деревом России - березой, ее значением (эстетическое воздействие на чувство людей, березка в творчестве художников, поэтов, народных умельцев).
Экскурсия: “Соломки хрупкий стебелек” – рассказывали о значении хлебных злаков в жизни человека, особо отметили о необходимости бережного отношения к народному богатству – хлебу. Познакомились с материалом для поделок – соломкой, ее возможности использования соломки в народном творчестве.
На таких занятиях учащиеся познают:
- значение природы в жизни человека,
- законы об охране природы,
- как собирать материал, не причиняя вреда природе,
- природа в народном творчестве, произведениях художников, писателей, композиторов.
Экологический маниторинг.
Слежение за состояние окружающей среды – экологический мониторинг.
Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность подростков. Не смотря на сложное для детей название, экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде за ее качеством для жизни.
Наша школа находится в 300 метров от городской автодороги, которая соединяет центр города с микрорайонами и промышленными предприятиями. Вот уже несколько лет юные исследователи ведут настоящие научные работы:
- биодиагностика почвенных микро и макро элементов,
- растения-индикаторы плодородия почв,
- определение запыленности воздуха,
- растения и почвы,
- биоиндикация воздушного загрязнения.
С этими работами учащиеся принимают участие в городских научных конференциях, несколько работ были отправлены на Всероссийский конкурс “Первые шаги”, по итогом которого стали дипломантами.
Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в исследовательской работе, естественно на доступном для них уровне.
Мы предложили проект “Посади дерево”. Он подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщения результатов исследований в самой разнообразной форме.
Исследования ученики проводили в основном самостоятельно в качестве домашних заданий. Обобщение полученного ими материала проводилось в форме сочинений, рассказов, сказок, рисунков, бесед с использованием художественной литературы, музыкальных произведений.
Таким образом, программа работы по проекту предусматривала “использование для целей экологического образования не только уроки природоведения, экологии, но и уроки русского языка, чтения, изо, трудового обучения и др.
Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых; не обращает на них внимания. Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Деревья - довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.
Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравиться. Одно из условий - дерево должно находиться на пришкольном участке, либо рости во дворе дома.
Старшие учащиеся создали экологическую азбуку, растения, экологический паспорт микрорайона.
Важной задачей работы было воспитание эмоционального отношения к деревьям, общения с ними на равных.
Экологический проект может стать семейным. Для этого знакомим родителей с целями и задачами, убеждаем их в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованию детей.
Для этого была проведена анкета с родителями. Работа в рамках проекта для многих родителей оказалась привлекательной, способствовала их совместной деятельность. Родители помогают ребенку выбрать дерево для наблюдения; вместе с ребенком сажают дерево либо на пришкольном участке, либо возле своего дома: ухаживают за ним, рассказывают историю его появления: в некоторых семьях есть деревья, посаженные кем-либо из членов семьи или знакомыми. В одной семье сажали деревья в честь рождения детей. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другое растение, чтобы “дереву не было скучно и одиноко”, делают кормушки для птиц.
Многие защищали свои и другие деревья, о чем рассказывали в сочинениях и письмах.
Основными формами экологической работы являются: кружки, научно-исследовательские группы, лаборатории, летние школьные экологические лагеря.
На одном из занятий кружка ребята знакомились со статьей о реликтовом “Липовом острове”.
На границе Кемеровской области расположен уникальный, единственный в Сибири лесной массив липы сибирской, являющийся, по мнению большинства исследователей, реликтом доледниковой флоры. В настоящее время этот ценнейший памятник природы государственного значения, источник генетического и фитоценотического разнообразия, находится в кризисном состоянии.
Ребята, узнав об этом, решили найти дерево липы,
собрать семена, вырастить маленькие саженцы.
В микрорайоне была найдена липа, где летом
собирали семена. И надеемся, в ближайшее время
появятся маленькие саженцы липы.
Наши школьные владения небольшие. Здесь растут: тополь и акация, вяз и яблоня, карагач и рябина, ель, сирень и вишня, шиповник.
2005 год для нас особенный - 60 лет Победы и 80 лет городу Ленинску-Кузнецкому. В честь этих дат на пришкольном участке в апреле были посажены сирень и вишня.
Сирень у нас - один из самых надежных красиво цветущих кустарников, морозостойкий и выносливый. Мы выкопали посадочные ямки, внесли в них удобрения и бережно посадили саженцы. Пройдет три или четыре года и восемнадцать кустов сирени украсят наш пришкольный участок. Этот живой обелиск будет долго цвести, и радовать ребят и жителей нашего микрорайона.
Деревья и кустарники на участке расположены рядами или оформлены одиночные посадки, внутри рядов мы разбили клумбы, рабатки. Сами выращиваем цветочную рассаду, которую высаживаем на клумбы.
Добрая традиция установилась в школе. Выпускники сажают деревце и передают его как эстафету первокласснику, который должен бережно ухаживать за ним.
Экологические акции.
Это практические дела, которые несут улучшение экологической ситуации города и микрорайона.
Акции:
- “Подари дерево детям”,
- “Зимняя кормушка” - помоги птице зимой,
- “Сохраним еловый лес”,
- “Чистый город – хорошее настроение”,
- “Не сжигайте листву”,
- “Чистый двор”,
- “Чистый воздух”,
- “Первоцветы”,
- “Чистая вода”.
В этих акциях принимают участие как старшие, так и младшие школьники.
Экологическая тропа.
Природу любят многие, но внимательно и бережно относится могут к ней только глубоко понимающие ее и, определенным образом воспитанные люди. Поэтому очень важно передать детям необходимые знания об окружающем мире, сформировать им круг умений, навыков, необходимых для их самостоятельного, активного и рационального общения с природой, научить их вдумчиво читать эту вечно молодую книгу природы, воспитывать у них чувства ответственности за сохранение естественной природной среды, чувства бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на земле. Одной из наиболее действенных форм организации общественно полезной деятельности школьников по охране природы является создание экологической тропы.
Задачей учебно – экологической тропы, создаваемой школьниками, является показ причинно–следственных связей в природе, взаимодействие природы и общества. Она дает возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке.
Ожидаемые результаты.
Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. В будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в городе, области, стране….
Планируемые результаты:
- получение хорошей базы для самоопределения профориентации;
- приобретение необходимых знаний, выносливости, мужества на экскурсиях, в походах, палаточных лагерях;
- обогащение знаниями и опытом общения с природой;
- формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.