Урок экологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения"

Разделы: Экология


Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений, правилами и сроками сбора.
  • Развивать познавательную деятельность учащихся через игровые формы (ролевую игру, круглый стол).
  • Развивать умения применять знания, полученные на уроках биологии, литературы.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки, фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений; выставка книг о лекарственных растениях; выставка травяных сборов лекарственных растений; видеофильм “Лекарственные растения”; таблички на столы участников: председатель, биолог, народный целитель, эколог, полевод, врач, цветовод, турист, на доске надпись “Зеленая аптека”. Время работы: 11.25-12.10.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней.
Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встретят и шипами кусты боярышника.

Чтение стихотворения учащимися:

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

III. Вопросы для повторения

– Подумайте, а какую особенность зеленых растений использует человек в лечебных целях? (Способность образовывать органические вещества в зеленых листьях в процессе фотосинтеза.)

– Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза? (Свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.)

– А может ли фотосинтез протекать в подземных органах растений? Почему? (Не проникает солнечный свет, в клетках корня нет хлорофилла.)

– Какую роль в жизни растения играет корень? (Поглощает и проводит воду с растворенными минеральными солями, удерживает растение в почве, в нем откладываются в запас питательные вещества.)

IV. Определение цели урока

Учитель: А как вы думаете, зачем мы сегодня в нашу “Зеленую аптеку” пригласили такое большое количество специалистов? Какую цель мы ставим перед собой? (Познакомиться с лекарственными растениями, правилами и сроками сбора.)

V. Работа над новым материалом

1. Самостоятельная работа учащихся на протяжении урока.

Учащиеся вносят данные о лекарственных растениях в таблицу.

Название лекарственного растения

Органы растения, используемые в лечебных целях

Заболевание

 

 

 

 

 

 

2. Выступление председателя круглого стола.

Учитель: Слово передаю председателю круглого стола.

Председатель представляет участников встречи.

Председатель: Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача. Да и знать их надо в “лицо”. А знакомиться заранее удобно по рисункам, фотографиям, гербарию. Целебные свойства лекарственных растений обусловлены активными веществами, которые образуются в растениях. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах, эти вещества помогают справиться больному организму с недугом. А теперь слово предоставляется участникам круглого стола.

3. Народный целитель о женьшене (показывает рисунки )

Загадка:

Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)

– Препараты из женьшеня обладают тонизирующим и стимулирующим действием, они повышают общую сопротивляемость всего организма к различным неблагоприятным воздействиям. Крайняя редкость женьшеня в природе, обусловленная многовековыми поисками этого “растения-клада”, уже давно, около 600 лет назад, побудила к введению его в культуру в Корее, Китае, Японии. В старину существовало поверье: на какую часть тела похоже растение, ту часть оно и лечит. Сборщики женьшеня в Китае перед выкапыванием корня обязательно просили у растения прощение за такое насилие. В нашей стране дикорастущий женьшень взят под охрану, а культивируется он в специальном совхозе “Женьшень” на юге Приморского края.

Я – женьшень – чудесный корень,
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернет и смех,
Ведь “женьшень” обозначает –
Чудо “корень-человек”.

4. Цветовод о шиповнике (показывает рисунки и фотографии, а на столе в вазе – ветка шиповника)

Загадка:

На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы-коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)

– Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета шиповник украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. Отсюда и второе название шиповника – дикая роза. Лекарственным сырьем являются плоды шиповника различной формы и величины. Вспомните, а как называются плоды шиповника? (Ягода – ложный плод, образовавшийся из разросшегося цветоложа, настоящие плоды – мелкие беловатые орешки, развивающиеся внутри бокаловидного цветоложа).

– Шиповник собирают до заморозков при полной спелости. В домашних условиях плоды сушат при температуре 90-1000 С, не допуская подгорания. Правильно высушенное сырье должно иметь буровато-красноватый или желтый цвет.
Препараты из плодов шиповника обладают желчегонным, противовоспалительным, мочегонным, кровоостанавливающим действием. Его применяют при язвенной болезни желудка, трофических язвах, при заболеваниях, связанных с дефицитом витамина С, особенно в детском и пожилом возрасте. Лепестки цветков, сваренные с медом, применяют при лечении рожистого воспаления кожи. Промышленность выпускает масло из семян шиповника. Его прикладывают к ранам, ссадинам и другим поражениям кожи.

5. Народный целитель о мать-и-мачехе.

Едва в апреле снег растает,
На склонах или вдоль дорог,
Глянь! Весна уж примеряет
Из мать-и-мачехи венок.

– Снег только что сошел, а на солнечном припеке уже появились первые желтые цветочки на голых стеблях. Когда цветки отцветут, то на их месте появятся белые пуховые шарики, а в них парашютики с семенами. При первом небольшом ветерке разлетятся они в разные стороны, а там, где были желтые цветки, появятся зеленые листья.
А кто из вас знает, откуда растение получило такое название? (Одна сторона, нижняя, у листьев опушенная, теплая при прикосновении – “мать”, другая – зеленая, холодная –“мачеха”).

– Листья мать-мачехи сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля.

6. Турист о кипрее, или иван-чае (на доске – рисунок)

– Как только не назовут иван-чай! Медовым цветком – пчеловоды, гаревиком, новоселом за то, что первым заселяет пустыри и лесные гари. Пуховиком зовут, а еще копорским чаем. Под Петербургом, в деревне Копорье, из иван-чая делали заменитель китайского чая, а потом даже в Европу продавали. По цвету и аромату их могли отличить только специалисты. Кто любит походы, тот знает, что вкуснее чайку, чем из кипрея, нигде не найдешь. Закипит в котелке вода, бросишь пару горсточек листьев и цветков чудо-растения и наслаждайся.
Молодые корневые отпрыски применяются аналогично спарже или цветной капусте. Из сухих корней при их размалывании получают муку, пригодную для оладий. Кипрей применяют при язве желудка и кишечника, как жаропонижающее, от головной боли и снотворное средство. Цветки и листья заготавливают во время цветения, сушат в тени и хранят в плотно закрытых банках, коробках.

7. Биолог о березе (картина)

Загадка:

Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой,
Стоит под горой. (Береза)

– Несомненно, это наша русская красавица береза. Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины. На земле насчитывается около 120 видов берез, только не все они с белой корой. У некоторых она желтая или совсем темная, почни черная.
Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. Недаром с незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане. Листья березы обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы. Настои из березовых почек и молодых листьев применяют внутрь от простуды, ломоты в костях, при спазмах и расстройствах желудка, как мочегонное, потогонное, противозолотушное, желчегонное средство. Особенно полезно употребление березового сока, собираемого ранней весной. Он вызывает общеукрепляющее действие, повышает сопротивляемость организма, способствует заживлению вялотекущих язв.

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы, –
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струей.

– Подумайте, какой вред наносится дереву при сборе березового сока? (Повреждается кора, нарушается защитная функция, повреждаются ситовидные трубки луба, по которым растворы органических веществ весной оттекают к распускающимся почкам.)
Сбор березового сока проводят только со старых деревьев, которые подлежат вырубке.

8. Председатель:

Люди добрые, по чести
Приношу такие вести,
Что послушать их не грех –
Радость будет здесь для всех.
К вам приехал мудрый, славный,
Врач великий, что исправно
Исцелит любой недуг.
Равных нет ему вокруг! (Врач в белом халате и шапочке)

9. Врач о зверобое. (На столе гербарий и рисунки)

Загадка:

Листочки парные,
Цветки янтарные,
Плоды коварные:
И лечат, и калечат. (Зверобой)

– Попав в корм скоту, зверобой обыкновенный повышает чувствительность некоторых домашних животных, особенно овец, к солнечному свету. Эти свойства сохраняются и в сене, поэтому народ дал растению такое название. И тем не менее, народ читает его средством от 99 болезней.
“Как без муки нельзя испечь хлеба, так и без зверобоя нельзя лечить некоторые недуги”, - говорит народная медицина. Лекарственным сырьем служит трава. Собирают ее во время цветения, срезая только верхнюю часть длиной 10-20см. Сушат траву в сушилках при температуре 50-600 С, на чердаках и под навесами. Это растение обладает сильным бактерицидным действием, используется как вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное средство, для полоскания десен и полости рта. Зверобойным маслом смазывают пораженные участки кожи, раневые поверхности и язвы.

10. Полевод о валериане лекарственной (показывает рисунок)

Загадка:

“Кошачья травка” –
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

– Стройное растение15-45 см высоты с коротким ползучим корневищем. Красивые перистые листья, бледно-розовые, бледно-сиреневые душистые соцветия – зонтики. Искать его надо на сырых местах, у водоемов среди зарослей кустарника. Лекарственным сырьем служат двулетние корневища с корнями. Сырья требуется много, поэтому растение сейчас выращивают и на полях. Капли успокаивают нервы людей, приводят в возбуждение кошек. Ее применяют при бессоннице, нервном возбуждении, неврозах, нервном потрясении и тяжелом переживании.

11. Фармацевт: А я хочу поделиться советами об общих правилах сбора лекарственных растений.
Надземные части растений накапливают максимальное количество веществ чаще всего в период цветения – в это время их и надо собирать. Корни и корневища – поздно осенью, после увядания надземной части. Почему? (Органические вещества оттекают к осени в подземные части, там и откладываются в запас.)
Почки собирают ранней весной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост (марте-апреле), а у березы и сосны – еще раньше (в конце февраля при ранней весне).
Надземную часть растений надо собирать в хорошую погоду, так как увлажненные росой или дождем они портятся при сушке. Подземные части – в любую погоду, а перед сушкой их надо мыть.
Правильно собрать – это еще не все. Надо правильно высушить. Перед сушкой растения сортируют, удаляют случайно попавшие части других растений или того же растения, которые не предусмотрены заготовкой. Ветки с почками срезают и связывают в пучки, которые сушат на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. После сушки обмолачивают. Быстро сохнут растения на чердаках под железной крышей. Хранят их в бумажных и матерчатых мешках, пакетах, коробках, в сухих, темных, чистых помещениях.

– А теперь я приглашаю всех на экскурсию на фармацевтическую фабрику.

12. Видеофрагмент о производстве лекарств.

Учитель: В виде каких лекарственных форм выпускают лекарственные растения? (Таблетки, сиропы, порошки, настойки, сборы сухих трав). Обращается внимание на выставку.

13. Выходят ученики, у которых на груди названия лекарственных растений, а в руках рисунки или фотографии этих растений.

– А почему про нас забыли? Без нашей помощи многие не могут обойтись.

Калина.

Собирать мою кору
Нужно раннею весною.
Останавливают кровь
При кровотеченьях мною.
Чудодейственный отвар
Может пить и млад, и стар!
Ну, а осенью подарок,
Кисти ягод огневых,
Рвите на зиму, ребята,
Много витаминов в них!

Липа.

Липа – средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет!
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
“Ну-ка, липа, выручай!”

Сосна.

Из сосны древесный уголь
Получают, скипидар.
А еще из нас, ребята,
Получают канифоль.
В медицине мне по праву
Отвели большую роль.
Из меня клеол готовят.
Всем хирургам нужный клей.

Пастушья сумка.

На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.

14. Эколог об охране лекарственных растений

– Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать и о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица Земли, если человек будет варварски уничтожать их, не заботясь о воспроизведении. Вот что может сказать вам об этом, например, ландыш майский:

– У меня к ребятам просьба убедительная есть.
Рвут весною нас повсюду, вянем мы в букетах зря.
Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!
Должен всем я вам сказать, что нельзя нас собирать!

– При сборе цветов и заготовке листьев и стеблей необходимо оставлять нетронутыми несколько цветущих растений для семенного размножения. При заготовке листьев следует срывать только нижние, чтобы не повредить цветению и плодоношению. Заготовки почек ведутся на густо насажденных лесосеках, попутно собирают во время рубки деревьев. При сборе плодов многолетних растений нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветви, а при сборе семян однолетних растений обязателен посев части семян. Периодичность сбора на одном и том же месте для однолетников – 1 раз в 2 года, для многолетников – через 7-10 лет.

VI. Обобщение урока, выводы

Учитель: С чем вы познакомились на уроке? Можно ли знания, полученные сегодня в “Зеленой аптеке”, применить в жизни? (Ответы учащихся с использованием материалов таблицы.)

Учитель благодарит всех учащихся за подготовку к уроку и за работу на уроке. В конце урока угощение отваром шиповника и яблоками.