Цели:
- обобщение экологических представлений учащихся, их конкретизация; развитие эмоционально-чувственной сферы личности школьника;
- обеспечение более надёжных основ экологической ответственности учащихся, осуществление первого этапа экологического проекта “Моя маленькая планета”.
Оборудование: выставка книг, магнитофон, аудиозапись, плакаты, инструкции для детей.
(Звучит тревожная музыка)
Начнём наше занятие со стихотворения А.Плотникова “Чёрные пятна”.
Океан седой звенит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли, человек?
- Наша планета срочно нуждается в помощи. Что можем сделать мы для неё уже сейчас?
- Вспомните сказку А.Экзюпери “Маленький принц”, где он делится своими секретами. Нашей планете тоже хочется иметь своего Маленького принца. Она так устала от дымящих труб, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов, скважин и котлованов – от того, как неразумно, безжалостно относится к ней человек. Земля уже не может уберечь от гибели целые виды зверей, птиц, рыб. Вы уже видели Красную книгу, которая рассказала нам о “вкладе” человека в сохранение природы. Да и самого человека она не в силах оградить от последствий его же неразумных поступков.
- Слышите, дети! Земля просит о помощи! Земля ждёт своего маленького принца.
Всё так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течёт.
От этой чёрствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжён кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах как в дни большой беды,
Хмельного ухарства след, беспечности следы.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной все листья слёзы льют. (Г. Бровко)
- На такой огромной планете как наша, должно быть много Маленьких принцев и принцесс, которые вместе смогли бы оберегать её.
- У вас на столе есть листочки, прочитайте и напишите, какого человека наша планета может считать своим Маленьким принцем.
Дети дописывают предложение:
“Чтобы меня могли назвать Маленьким принцем, я должен быть . . .”
- Кто хочет поделиться своими мыслями?
- Я вижу, что вы готовы принять ответственность за какой-то уголок нашей Земли, готовы стать принцем или принцессой своей маленькой планеты.
(Запись на доске)
Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе – большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!
- Но чтобы выбрать свою Маленькую планету, надо отправиться в разведку. На столах у вас есть инструкция, познакомимся с ней.
Инструкция
1. Постарайся услышать и записать сигналы бедствия, поступающие от растений и животных ближайшего окружения – во дворе твоего дома, на улице, в микрорайоне, в ближайшем сквере, парке.
2. Посоветуйся со взрослыми, какому участку окружающей территории Земли особенно нужен Маленький принц.
3. Запиши и обсуди со взрослыми, принятые тобою сигналы бедствия, обозначь границы своей планеты, придумай ей название, опиши и нарисуй её.
4. Составь план-схему своей планеты, обозначь на нём самые важные объекты, отметь, откуда поступают сигналы бедствия. Придумай и используй для этой схемы свои условные обозначения и не забудь их перечислить отдельно.
- Инструкцию вы изучите дома, а сейчас мы прослушаем сказку “Экотопик ищет Экоград”. Наблюдайте за содержанием сказки по рисованному диафильму. (Рисуют предварительно или дети или родители) Проследите, какие сигналы бедствия подают его персонажи.
- Какие же сигналы бедствия подавали персонажи спектакля?
- Как им можно помочь?
- Да, дети, вы ещё не всё можете делать сами. Но уже сегодня вы имеете право сказать взрослым: “Мы хотим расти на чистой и красивой планете! Мы ещё не умеем управлять заводским дымом, сливами в реки, всей современной техникой и поэтому, взрослые, мы просим вас – сохраните для нас Землю!”
(Звучит песня “Прости Земля”, дети поют припев)
- Чтобы наше взаимодействие с окружающим миром было экологически грамотным, мало сочувствия ко всему живому, нужны знания, которые помогут сохранить цветущей нашу планету. Эти знания мы будем получать вместе.
С каждым годом твоя маленькая планета будет увеличиваться до тех пор, пока, наконец, не станет полностью планетой Земля. Тогда ты уже будешь взрослым, многое будешь знать и уметь.
Есть слова в песне Булата Окуджавы: “Возьмите за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке”. Мы должны объединить и согласовать свои усилия, чтобы наша планета была удивительно хороша.
- Прекрасно, если каждый из вас станет Маленьким принцем или принцессой, на какой-то определённой, отдельно взятой планете – своей планете, а Земля превратится в мозаику таких, окружённых заботой и вниманием, планет. Но есть такие экологические проблемы, решить которые можно лишь благодаря совместным усилиям. Справиться с такими проблемами порой невозможно даже отдельно взятому государству.
Поэтому возьмёмся за руки, друзья! Объединим свои усилия, пригласим себе в помощники взрослых, близких, знакомых. Возьмём за руки младшего, чтобы привести его к открытию своей планеты.
(Все встают)
- Возьмёмся за руки, друзья!
Прочитаем вместе (с доски) стихотворение М.Дудина “Берегите Землю”
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над ночным покоем.
- Самая важная оценка для всех нас – признание за вами права быть маленьким принцем или принцессой. И, перефразируя слова великого человека, мне хочется пожелать: пусть каждый человек на своей маленькой планете сделает всё, что он может. Как же прекрасна будет наша Земля!
Дальше мы работаем каждый над своим проектом “Моя Маленькая планета”. В работе вам помогут инструкция и карточка-путеводитель. И, как всегда, итогом работы будет общий праздник. Успехов вам, маленькие принцы и принцессы!
Экологические проекты
Сфера применения метода проектов велика - от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность метода проектов это способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта — поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Можно сказать, что, работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.
Предлагаю один из возможных — наиболее общий — вариантов путеводителя-подсказки младшему школьнику в организации работы по методу проектов — индивидуальную карточку “Мой проект”. Возможна разработка маршрутных листов, карт реализации проекта, “Личной книжки”, “Дневника” и др.
Мой проект (индивидуальная карточка)
- Что я хочу сделать? (Чему научиться, кому помочь, каким стать?)
- Как будет называться мой проект.
- Что будет главным его результатом.
- К кому я могу обратиться при выполнении проекта.
- Какие предметы и книги могут мне помочь.
- Что ещё мне необходимо сделать, чтобы как можно лучше выполнить проект.
(Этот путеводитель можно заполнять в классе полностью или частично, в зависимости от задач, поставленных учителем и умения детей работать над проектом. В кабинете может повесить рекомендации для участников проекта)
Основная часть проекта
Лучше, если ребёнок будет записывать содержание своей работы: “что за чем я буду делать, как буду выполнять проект шаг за шагом”. Шагов может быть больше или меньше — это участник проекта решает сам. Можно предложить детям маршрутные листы с некоторыми этапами проекта, чтобы можно было вписывать и свои шаги. Можно вести “Дневник” проекта.
Подведение итогов
Вернёмся к карточке, после того, как будет выполнено всё задуманное.
- Выполнил ли я то, что задумал?
- Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?
- Что было сделано хорошо?
- Что было сделано плохо?
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
Кто бы мог мне сказать спасибо за этот проект?
Попрошу оценить мою работу:
- Что сказала учительница?
- Что сказала мама?
- Как оценили проект мои друзья?
- С чем я согласен, а с чем нет?
- Какие проекты я ещё смог бы сделать?
При работе над проектом не нужен строгий контроль, а нужна ненавязчивая помощь и поддержка, чтобы ребёнок почувствовал, что он может что-то сделать сам.
Библиографический список
- Рыжова, Н.А. Экологический проект “Моё дерево”/ Н.А. Рыжова.- М.: Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2006. – 256с.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников./ И.В.Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 176с.
- Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты./ И.В. Цветкова. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 192с.