Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. С детства надо учиться жить в согласии с природой, её законами. Геоэкологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы в большей степени являются экологическое образование и воспитание. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Проект “Класс экологического профиля” разработан в 1998 году по инициативе учителя при поддержке Центра экологического образования населения Астраханской области. Работа по проекту начата в 1998 - 1999 уч. году, в 6 “В” классе СОШ № 36 (руководитель Янкина Т.А. - учитель географии и экологии).
Класс работал по особой программе:
1) В учебном плане:
32 часа (1 час в неделю) “Экология” курс “Взаимосвязи человека и природы”
- 32 часа (по 2 часа через неделю) “Экологический практикум” (занятия проводятся сотрудниками Госкомитета и Центра экологического образования, в 3-4 четверти экскурсии на различные объекты природопользования)
2) Межпредметныесвязи:
Экология и краеведение (история)
Экология и сельское хозяйство (биология - приусадебный участок) Экологический мониторинг (химия) Экологическое моделирование (физика, математика) Экологическая безопасность (ОБЖ)
Экологический вестник (русский, литература выпуск минигазеты для школьников района) Экология и туризм (география)
3) Курс “Экологический практикум ”:
Класс (29 человек) разделяется на группы по интересам:
а) экология растений, | г) водная экология, |
б) экология животных, | д) мониторинг почв. |
в) экология человека | с) мониторинг воздуха. |
В 6 классе проводятся уроки и исследования в школе, дома, в микрорайоне для всех групп Курс называется “Что нас окружает? Экология города”.
Занятия проводятся на базе Госкомитета, Отдела пропаганды “Дом природы” и
СШ №36 по программе, разработанной Центром экологического образования.
4) Перспективы:
С 7 класса группы занимаются исследованиями по своим направлениям под руководством куратора, в 8 классе все учащиеся обучаются в Областной заочной экологической школе.
-по окончании 9 класса и ОЗЭШ часть учащихся будут поступать на специальности
“Госслужащий-эколог”, “Инженер - эколог”, “Лаборант-эколог”. По окончании 11 класса - поступление выпускников в ВУЗы: АГПУ. АГТУ, АГМА и т.п.
5) Результаты:
- с б по 9 класс (32x4) “Экология” + 32x4 “Экологический практикум” (256 часов)
с 6 по 11 класс (32x6 + 32x6 = 384 часа)
- ОЗЭШ (8-9 класс) исследовательская работа по выбранной тематике, защищенная на Экспертном совете + теоретические часы в соответствии с программой, свидетельство об окончании ОЗЭШ, рекомендации к поступлению
6) Для осуществления проекта:
заключены договора о сотрудничестве между Центром экологического образования и СШ № 36;
Программа курса “Экологический практикум” утверждается Департаментом общего и профессионального образования.
ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ СОДЕЙСТВИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Государственный комитет по охране окружающей среды Астраханской области оказывает содействие при привлечении специалистов комитета к проведению занятий по программе “Экологический практикум” СШ № 36, осуществляет помощь в предоставлении материалов о качестве окружающей среды в области.
- Центр экологического образования населения Астраханской области разрабатывает программу курса “Экологический практикум”, координирует работу Школы, разрабатывает совместно с Школой план работы, программы мероприятий, обобщает и распространяет опыт Школы, способствует развитию опытно-экспериментальной работы учащихся.
- Управление образованием администрации Астраханской области поддерживает эколого-образовагельный проект.
ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.
У каждого человека есть своя малая Родина - это место где он родился и вырос, где жили его
предки. Для нас, астраханцев, нашей малой Родиной является Астраханский край, с его несравненной Волгой и прекрасной дельтой. Наш класс стал ходить в походы с прошлого года, мы побывали в различных районах нашей области, но где бы мы не были всегда рядом с нами, находилась наша река Волга. Уже тогда мы научились определять состояние воды по внешним признакам.
Много предприятий расположено по берегам реки Волга и Прямая Болда и все они используют воду этих рек и сбрасывают в нее различные отходы своей деятельности. Летом мы наблюдали за состоянием воды в реке Прямая Болда в районе водозабора ГРЭС. В нашем классе очень часто проходят уроки-экскурсии. Во время одной из таких экскурсий мы провели рейд по берегу реки Прямая Болда чтобы выявить нарушителей, которые моют свои автомобили прямо на берегу. Мы записали номера их машин и передали их в районный комитет экологии, там был составлен специальный акт, а нарушителей предупредили.
Весной каждого года мы принимали участие в посадке деревьев по берегам реки Прямая Болда на территории ГРЭС. Прежде чем сажать деревья мы очистили берега от мусора и хорошо подготовили участки, сейчас почти все саженцы принялись и у каждого из нас есть свой зеленый друг и даже друзья.
Наш класс принимает непосредственное участие в подготовке и проведении недели экологии в школе. В сентябре мы провели “дни экологии” для ребят 1-3 классов. В 1-х классах мы подготовили и провели беседу “О, Волга, колыбель моя” о проблемах реки Волги. Для 2-х классов мы подготовили памятки “Берега природу!” и разработали “Правили поведения в природе”.
Для учащихся 3-х классов мы провели беседу о проблемах питьевой воды в мире и провели экологическую игру. В сентябре мы выступили с защитой своего проекта на родительском собрании, где нас дружно поддержали.
Проведены исследования и практические работы.
1. Определение концентраций загрязняющих веществ в воздухе. Определение качества воздуха одним из методов в различных районах города с разной степенью загрязнения;
2. Экологическое состояние реки Прямая Болда в районе водозабора Астраханской ГРЭС;
3. Исследование состояния почв пришкольного участка сош № 36;
4. Подготовили проекты “Школьный мини-парк” и “Город-сад”;
2. Составление экологических календарей. Сбор веток деревьев и кустарников для составления гербариев.
3. Оформление альбомов из собранных иллюстраций по теме.