Урок экологии по теме "Лес как природный комплекс". 3-й класс

Разделы: Экология

Класс: 3


Цели:

  • закрепить знание элементов природного комплекса.
  • закрепить умение устанавливать взаимосвязи между элементами природного комплекса – леса.

Оборудование: ватманский лист, краски, цветная бумага, клей, ножницы.

ХОД УРОКА

I. Учитель: Жил был художник. Однажды он решил нарисовать лес. Подумал он. Лес– это ведь деревья. Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал почву, берёзы, осины, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось вот-вот прибежит ветерок – затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз. Повесил художник картину на стене, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.

– Что случилось? – удивился художник. Почему засох лес.

Дети: Какой же это лес? Тут одни только деревья. Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. А где кусты, травы, цветы?

– Правильно согласился художник, – такого быть не может. Помогите, ребята, закончить картину.

Дети по группам вырезают, рисуют цветы, траву, кустарники и наклеивают на картину.

II. Стихотворение “Лес” С. Маршак

Много этажный этот дом
Не знает праздного безделья
Упорным занят он трудом
От купола до подземелья.
Здесь ловят солнца зеркала
В лаборатории высокой.
И движутся внутри ствола
Добытые корнями соки.
Бормочут листья в полусне,
Но это мнимая дремота
В глуши, в покое, в тишине
Идёт незримая работа.

Учитель: Почему поэт назвал лес многоэтажным?

III. Дети: Получается, что в лесу растения растут этажами или ярусами.

– Вот теперь хорошо, – похвалил сам себя художник, – вот теперь получится настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть. Почему? – удивился художник!!!

Дети: А это потому, что ты забыл нарисовать грибы.

– Да согласился художник. Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил не часто.

Дети: Это ничего не значит, грибы должны быть обязательно.

Дети продолжают рисовать картину (Грибы).

Учитель: Для чего нужны грибы в лесу?

Дети: Вначале в почве вырастают грибные нити – грибница, как корни у растений и эти грибные нити срастаются с корнями молодых деревьев, легко впитывают почвенную влагу и передают её корням дерева.
Получается у дерева двойное питание, сами корни дерева пьют воду с питательными веществами из почвы, и грибница помогает, столько же даёт, а может быть, и больше. Без грибов ни одно дерево расти не может.
Увидишь в лесу гриб, знай что его роль не только в том, чтобы самому расти, но и давать жизнь дереву. И у каждого дерева свой гриб.

Учитель: Но лес продолжает чахнуть.

Дети: А потому лес гибнет, что нет в нём насекомых.

IV. Учитель: Помогите ребята художнику нарисовать насекомых.

Дети продолжают украшать картину.

Учитель: Какую роль они выполняют в лесу?

Собрать мозаику из рисунков насекомых.

– Ну теперь всё в порядке, – решил художник и ещё раз полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

Художник подошёл к картине и увидел. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев – были покрыты полчищами жуков и гусениц.

– Это вы, ребята, виноваты – вы велели нарисовать насекомых! А они съели весь лес!

Дети: Конечно, конечно, съели весь лес.

– Что же делать? – в отчаянии воскликнул художник. Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?

Дети: Никогда, если не нарисуешь птиц. Потому, что настоящий лес не может жить без птиц.

V. Задание: нарисовать птиц и расположить на картине. В это время звучит фонограмма “Звук леса”, “Пение птиц”.

Долго работал художник, стараясь ничего не забыть.

– Ну, наконец-то я закончил картину.

Дети: Нам нравится этот лес. Мы не хотим, чтобы он опять погиб

– Ну почему же он теперь может погибнуть? Ведь здесь всё есть.

Дети: Не всё, здесь не хватает животных

Учитель: Давайте ребята поможем художнику.

VI. Ребята рисуют животных.

Учитель: Чем животные отличаются от растений по питанию?

Дети: Одни питаются только растительной пищей, поедая траву, побеги деревьев и кустарников, ягоды и плоды. Это различные насекомые, травоядные звери: лоси, олени, косули, птицы.
Другие едят только животных. Божья коровка питается тлёй, муравьи – гусеницами бабочек, птицы насекомыми, ночная сова – мышами.
Но все животные сходны между собой тем, что питаются готовой пищей и этим они отличаются от зелёных растений, которые сами себе создают пищу, органические вещества.

Учитель: Что ещё не хватает на нашей картине?

Дети: Солнца.

VII. Учитель: Для чего нужно солнце?

Дети: В лесу всё между собой связано. Прежде всего это, конечно, связь между растениями и почвой. Растения зависят от того, на какой почве растут, и сама почва зависит от растений.
Очень разнообразны пищевые связи. Прежде всего это связи между растениями и животными, питающимися растениями.

Учитель: Составьте пищевую цепочку.

– Вот теперь это настоящий лес. Потому, что здесь всё есть: и деревья, и трава, и грибы, и цветы, и животные. Это лес. А похож, ребята этот лес на наш сибирский.

Планету нашу чистую, прекрасную
Мы защитить обязаны, друзья.
Нам в этом помогает книга красная
Об этом должен помнить ТЫ и Я.

Учитель: Для чего нам нужна красная книга? Давайте с вами попробуем изготовить свою Красную книгу.

Дети изготавливают самодельную Красную книгу, записывая в неё : птиц, насекомых, животных, растения.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если я и ты, и мы
Если все сорвут цветы.
Будет на планете голо,
И не будет красоты.

Учитель: Вот этим стихотворением мне хотелось бы закончить урок.