Цели:
- закрепить знание элементов природного комплекса.
- закрепить умение устанавливать взаимосвязи между элементами природного комплекса – леса.
Оборудование: ватманский лист, краски, цветная бумага, клей, ножницы.
ХОД УРОКА
I. Учитель: Жил был художник. Однажды он решил нарисовать лес. Подумал он. Лес– это ведь деревья. Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал почву, берёзы, осины, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось вот-вот прибежит ветерок – затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз. Повесил художник картину на стене, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.
– Что случилось? – удивился художник. Почему засох лес.
Дети: Какой же это лес? Тут одни только деревья. Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. А где кусты, травы, цветы?
– Правильно согласился художник, – такого быть не может. Помогите, ребята, закончить картину.
Дети по группам вырезают, рисуют цветы, траву, кустарники и наклеивают на картину.
II. Стихотворение “Лес” С. Маршак
Много этажный этот дом Не знает праздного безделья Упорным занят он трудом От купола до подземелья. Здесь ловят солнца зеркала В лаборатории высокой. |
И движутся внутри ствола Добытые корнями соки. Бормочут листья в полусне, Но это мнимая дремота В глуши, в покое, в тишине Идёт незримая работа. |
Учитель: Почему поэт назвал лес многоэтажным?
III. Дети: Получается, что в лесу растения растут этажами или ярусами.
– Вот теперь хорошо, – похвалил сам себя художник, – вот теперь получится настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть. Почему? – удивился художник!!!
Дети: А это потому, что ты забыл нарисовать грибы.
– Да согласился художник. Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил не часто.
Дети: Это ничего не значит, грибы должны быть обязательно.
Дети продолжают рисовать картину (Грибы).
Учитель: Для чего нужны грибы в лесу?
Дети: Вначале в почве вырастают грибные
нити – грибница, как корни у растений и эти
грибные нити срастаются с корнями молодых
деревьев, легко впитывают почвенную влагу и
передают её корням дерева.
Получается у дерева двойное питание, сами корни
дерева пьют воду с питательными веществами из
почвы, и грибница помогает, столько же даёт, а
может быть, и больше. Без грибов ни одно дерево
расти не может.
Увидишь в лесу гриб, знай что его роль не только в
том, чтобы самому расти, но и давать жизнь дереву.
И у каждого дерева свой гриб.
Учитель: Но лес продолжает чахнуть.
Дети: А потому лес гибнет, что нет в нём насекомых.
IV. Учитель: Помогите ребята художнику нарисовать насекомых.
Дети продолжают украшать картину.
Учитель: Какую роль они выполняют в лесу?
Собрать мозаику из рисунков насекомых.
– Ну теперь всё в порядке, – решил художник и ещё раз полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.
Художник подошёл к картине и увидел. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев – были покрыты полчищами жуков и гусениц.
– Это вы, ребята, виноваты – вы велели нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
Дети: Конечно, конечно, съели весь лес.
– Что же делать? – в отчаянии воскликнул художник. Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?
Дети: Никогда, если не нарисуешь птиц. Потому, что настоящий лес не может жить без птиц.
V. Задание: нарисовать птиц и расположить на картине. В это время звучит фонограмма “Звук леса”, “Пение птиц”.
Долго работал художник, стараясь ничего не забыть.
– Ну, наконец-то я закончил картину.
Дети: Нам нравится этот лес. Мы не хотим, чтобы он опять погиб
– Ну почему же он теперь может погибнуть? Ведь здесь всё есть.
Дети: Не всё, здесь не хватает животных
Учитель: Давайте ребята поможем художнику.
VI. Ребята рисуют животных.
Учитель: Чем животные отличаются от растений по питанию?
Дети: Одни питаются только растительной
пищей, поедая траву, побеги деревьев и
кустарников, ягоды и плоды. Это различные
насекомые, травоядные звери: лоси, олени, косули,
птицы.
Другие едят только животных. Божья коровка
питается тлёй, муравьи – гусеницами бабочек,
птицы насекомыми, ночная сова – мышами.
Но все животные сходны между собой тем, что
питаются готовой пищей и этим они отличаются от
зелёных растений, которые сами себе создают пищу,
органические вещества.
Учитель: Что ещё не хватает на нашей картине?
Дети: Солнца.
VII. Учитель: Для чего нужно солнце?
Дети: В лесу всё между собой связано. Прежде
всего это, конечно, связь между растениями и
почвой. Растения зависят от того, на какой почве
растут, и сама почва зависит от растений.
Очень разнообразны пищевые связи. Прежде всего
это связи между растениями и животными,
питающимися растениями.
Учитель: Составьте пищевую цепочку.
– Вот теперь это настоящий лес. Потому, что здесь всё есть: и деревья, и трава, и грибы, и цветы, и животные. Это лес. А похож, ребята этот лес на наш сибирский.
Планету нашу чистую, прекрасную
Мы защитить обязаны, друзья.
Нам в этом помогает книга красная
Об этом должен помнить ТЫ и Я.
Учитель: Для чего нам нужна красная книга? Давайте с вами попробуем изготовить свою Красную книгу.
Дети изготавливают самодельную Красную книгу, записывая в неё : птиц, насекомых, животных, растения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если я и ты, и мы
Если все сорвут цветы.
Будет на планете голо,
И не будет красоты.
Учитель: Вот этим стихотворением мне хотелось бы закончить урок.