Программа “Дорога в Природу” является итогом многолетней работы Благотворительного фонда “Свет Ладоги” (Руководители – Николаева Галина Ивановна, Николаев Сергей Владимирович) с подростками и детьми по обеспечению организации физического, духовного и нравственного воспитания, развития творческого и интеллектуального потенциала личности. Программа реализуется в форме экспедиции и способствует формированию экологического мировоззрения, воспитанию экологической культуры, восстановлению связи с Природой, обретению внутренней гармонии и целостного восприятия мира. Чистый воздух, ладожские просторы, восхитительная природа сурового севера формируют эстетический вкус, а морская практика шлюпочных походов располагает к активному отдыху, способствует физическому оздоровлению, закалке детей и подростков, За короткое время происходит восстановление физических и психических сил, гармонизация всех систем детского организма. У ребят чувство соперничества сменяется сотрудничеством, недоверие доверием, страх – бесстрашием. Дети в естественных природных условиях приобретают трудовые и туристские навыки, осваивают новый комплекс физических упражнений.
Расширенное изучение взаимосвязи истории и культуры Карелии и Санкт-Петербурга способствует воспитанию чувства гражданственности и патриотизма. Так гранит, который добывался на острове Тулолансаари и на островах Валаамского архипелага, был заложен в основании духовных и культурных памятников нашего города, которому недавно исполнилось 300 лет. Это – Буддийский Храм, единственный на северо-западе нашей страны, Атланты Зимнего Дворца. Исаакиевский Собор, а также многие другие памятники архитектуры и истории нашего города. Известные художники, такие как И.К. Рерих, И.И. Шишкин. А.И. Куинджи, обретали творческое вдохновение, общаясь с дивной природой Ладожскою озера.
В программе экспедиции включены следующие экскурсии: “Сортавала - город исторический”. “Гранитные каменоломни о. Тулолансаари”, “Гора Риуттавуори”, “Рерихи в Приладожье”.
Основные методами воспитательной работы в экспедиции были групповые формы работы, дискуссии, обсуждения, ролевые игры, воспитание на личном примере, самоуправление в экипажах. Основной принцип работы – организация и создание разновозрастного коллектива, в котором происходило тесное взаимодействие детей, подростков и взрослых. Такой коллектив являлся естественным условием постоянного обогащения личного опыта и усвоения опыта старших поколений младшими.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала участников экспедиции, совершенствование коммуникативных способностей, формирование устойчивой модели сотрудничества между взрослыми и детьми происходит посредством бесед у костра, семинаров: “Я познаю мир”, “Наша родная планета Земля”, “Космос – Мегамир”, “Тайны звёздного кеба”, “Ноосфера”, “Принципы гармоничного взаимодействия с природой”, “Микромир”, “Мир живых организмов и их сообществ”, “Природная аптека”, “Знакомство с геологией Приладожья”.
В конце экспедиции проводится конференция “Экология человека”, на которой ребята выступают с докладами. Проводится конкурс творческих работ (картин, плакатов для щитов на природных тропах, театрально-поэтических композиций из жизни природы), стихов и песен. Все команды получают памятные призы и грамоты за участие в программе “Дорога в Природу”.
Экосистема Природного парка “Ладожские шхеры” является уникальной на всем северо-западе нашей страны. Изучение и гармоничное взаимодействие с природой этого края будет благотворно скалываться на укреплении здоровья детей и подростков, способствовать их духовно-нравственному воспитанию, осознанию необходимости беречь и любить всё живое в природе, которая является источником жизни и красоты.
Важная часть экспедиции – научно-исследовательская работа. С помощью полевой лаборатории НКВ-Р производства ЗАО “Крисмас+” дети исследуют химический состав воды Ладожского озера и внутренних водоемов островов по ходу движения в экспедиции. Таким образом, они закрепляют знания и совершенствуют умения по исследованию природных объектов, полученные в лаборатории в течение учебного года. Научно-исследовательская деятельность также имеет и воспитательную направленность, поскольку способствует выработке общетрудовых навыков (точность и аккуратность в работе), ответственности за достоверность полученных результатов, развивает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, товарищество, экологически целесообразное поведение, бережное отношение к окружающей среде, умение безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Пробы воды отбираются и исследуются по ходу движения экспедиции, при этом надо отметить следующие особенности:
При долгосрочных остановках вода берется прямо на месте остановки в некотором удалении от самого лагеря.
При кратких остановках и выездах на “экскурсии” (на соседний остров, например), с собой берется походная лаборатория, и все опыты делаются на месте.
Если же наличия времени на научную работу не предполагается, то в этом случае пробы необходимо отобрать в 3 кислородные склянки (кислород в одной из склянок нужно зафиксировать сразу), а все исследования уже проводить в лагере.
Автор участвовал в экспедициях 2005 и 2006 гг. Маршрут движения представлен на рис. 1.
<Рисунок 1>
Название, сроки, маршрут экспедиций и количество участников приведены в таблице 1. Группу сопровождало 9 взрослых.
Таблица 1.
Смены | Наименование лагеря (похода, экспедиции) | Место проведения (маршрут) | Сроки проведения (смены) | Количество участников (детей и подростков) |
1. | Летняя детская экологическая экспедиция на шлюпках по островам Северной Ладоги “Дорога в природу” | г.Сортавала –о.Риеккалансари – о.Орьятсаари – о.Карпансаари – о.Мякисаало – о.Тулолнасаари – г.Сортавала | 11 дней с 26.06 по 06.04.05 |
15 человек |
2. | Летняя детская экологическая экспедиция на шлюпках по островам Северной Ладоги “Дорога в природу” | г.Сортавала –о.Риеккалансари – о.Орьятсаари – о.Карпансаари – о.Мякисаало – о.Тулолнасаари – г.Сортавала | 11 дней с 01.07 по 11.07.06 |
15 человек |
Передвижение участников во время экспедиции (исключая организованный проезд на поезде из Санкт-Петербурга в Сортавалу и обратно), осуществлялся двумя способами: между островами – на морских ялах (фото 1), по островам – пешими маршрутами.
<Фото 1>
Ял представляет собой судно длинной около шести метров, экипаж – восемь человек: шестеро на веслах, рулевой и впередсмотрящий. В движение приводится экологически чистыми и возобновляемыми источниками энергии, а именно: человеческой физической силой, либо ветром (предусмотрена возможность поставить парус). Следует заметить, что для данной экспедиции ялы подходили как нельзя лучше – главное их достоинство заключается в том, что каждый член команды чувствует себя частью единого целого, что было особенно важно: хождение на ялах требует, от каждого члена экипажа координировать свои действия относительно других. Хождение на яле не только удовольствие, но и изрядная доля ответственности: нужно следить, чтоб не сесть на камни, не столкнуться с другими ялами, не сломать весла о препятствие; в конце концов, это риск: при хождении под парусом порыв ветра может сильно накренить ял и тогда судно может “черпануть” воды.
В первые дни похода все участники похода проходили курс обучения ходьбы на ялах. Экипаж яла состоит из 8 человек – 6 гребцов, рулевой и вперёд смотрящий. У каждого из них свои обязанности. Гребцы – это тяговая сила яла. Для того чтобы команда работала слаженно, все ориентируются по загребному. Рулевой должен выбрать наиболее рациональный курс и обходить препятствия и опасные участки, о которых докладывает вперёд смотрящий. В ходе всей экспедиции члены экипажа менялись местами и каждый выполнял все обязанности.
Под парусом идти было легче, поскольку управляет ялом рулевой (он управляет задним парусом и рулём) и ещё один член экипажа – передним парусом. Вперёд смотрящий также следит за опасными участками. Остальные члены экипажа своей массой балансируют крен.
В таблице 2 приведены результаты гидрохимических исследований, а после таблицы – необходимые пояснения. Результаты 2005 и 2006 гг. практически ничем не отличались.
Таблица 2. Результаты гидрохимических исследований 2005 и 2006 гг.
Показатель | pH | Feобщ. мг \л |
Гидрокарбонаты мг \л |
Нитраты мг\л | ОЖ мг-экв \л |
РК мг \л |
Насыщ. О2 % |
Хлориды мг \л |
|
Точки отбора | 1. | 6,5-7,0 | 0-0,1 | 12,5 | 0 | 2,5 | 6,86 | 74,5 | 53,4 |
2. | 7,0 | 0-0,1 | 12,2 | 0-1 | 1,5 | 5,4 | 51,4 | 53,4 | |
3. | 6,5-7,0 | 0-0,1 | 25,9 | 0-1 | 0,5 | 7,4 | 82,0 | 14,2 | |
4. | 7,0-7,5 | 0-0,1 | 12,2 | 0-1 | 1,5 | 8,0 | 88,7 | 53,4 | |
5. | 7,5-8,0 | 0-0,1 | 7,0 | 0-1 | 1 | 10,2 | 97,1 | 17,8 | |
6. | 6,5 | 0-0,1 | 6,7 | 0-1 | 1 | 7,6 | 72,4 | 39 | |
7. | 7,0-7,5 | 0,3 | 54,9 | 0-1 | 1 | 8,8 | 85,8 | 39 | |
8. | 8,0 | 0,3 | 12,2 | 0-1 | 1 | 10,2 | 97,1 | 43 | |
9. | 6,0 | 0 | 7,3 | 0-1 | 0,5 | 7,8 | 70,9 | 37 | |
10. | 7,5-8,0 | 0-0,1 | 12,2 | 0-1 | 1 | 9,4 | 87,4 | 46 | |
11. | 7,5-8,0 | 0 | 8,2 | 0-1 | 1 | 8,6 | 85,7 | 61 | |
12. | 7,5-8,0 | 0 | 12,0 | 0-1 | 1 | 6,8 | 66,3 | 39 | |
13. | 6,0 | 0 | 7,6 | 0-1 | 1 | 8,2 | 81,8 | 50 |
- около эллинга на острове Риеккалансаари
- лагерь №1 на острове Риеккалансаари
- озеро на острове Риеккалансаари*
- залив на острове Риеккалансаари
- около временной стоянки на острове Карнетсаари
- лагерь №2 на острове
- залив на острове Орьятсаари
- пролив между островами Орьятсаари и Тервансаари
- родник на острове Орьятсаари*
- около острова Мерикаслу
- около острова Карпансаари
- около острова Мякисаало
- озеро на острове Тулонсаари*
Водородный показатель рН
Измерение величины рН производилось с помощью тест-комплекта “рН” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.
Во всех пробах значение рН не выходит за пределы нормы.
Общая жёсткость.
Измерение общей жёсткости производилось с помощью тест-комплекта “ОЖ-1” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.
Значение общей жёсткости во всех пробах показывает, что вода мягкая.
Нитраты
Нитраты относятся к биогенным веществам, то есть в больших количествах они вызывают бурное размножение водорослей, что приводит к негативным последствиям. Измерение содержания нитратов производилось с помощью тест-комплекта “Нитраты” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.
Содержание нитратов в пробах воды не превышает ПДК.
Общее железо.
Измерение содержания общего железа (двух- и трёхвалентного) производилось с помощью тест-комплекта “Железо общее” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.
В отобранных пробах воды не выявлено повышенного содержания железа.
Растворённый кислород
Растворённый в воде кислород необходим животным, обитающим в воде. Он находится в воде в виде молекул О2. На его содержание в воде влияют две группы противоположно направленных процессов: увеличивающих и уменьшающих концентрацию кислорода. К первой группе относятся: абсорбция из атмосферы, выделение растительностью в процессе фотосинтеза, поступление с дождевыми водами. К группе процессов, уменьшающих содержание кислорода в воде, относятся реакции потребления его на окисление веществ: дыхание организмов, расход кислорода при разложении органических веществ, химическое потребление на окисление катионов, анионов, метана, сероводорода.
Содержание растворенного кислорода определялось с помощью тест-комплекта “РК-БПК” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.
Минимальное содержание растворённого кислорода, обеспечивающее жизнь рыб в водоеме, составляет около 5 мг/л. Неблагоприятное воздействие на состояние водного населения оказывает и повышенное содержание растворённого кислорода.
В отобранных пробах воды уровень содержания растворённого кислорода приближался к 100%, что благоприятно для флоры и фауны.
Хлориды
Хлориды являются преобладающими анионами в природных водах. Повышенное содержание хлоридов ухудшают вкусовые качества воды, делают её непригодной для хозяйственно-бытового использования, в ней невозможна жизнь пресноводных организмов.
Содержание хлоридов определялось с помощью тест-комплекта “Хлориды” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.
Содержание хлоридов в исследованных пробах ниже уровня ПДК.
Результаты экспедиции легли в основу исследовательской работы, которую два активных участника экспедиции Ёжиков Илья и Сикорский Святослав представляли на Международной Биос-олимпиаде, на городской олимпиаде по экологии (Санкт-Петербург), Всероссийской конференции школьников по химии.
Ссылки в Интернете: http://foto.mail.ru/mail/anatoly1977/82/