Детская экологическая экспедиция по островам Ладожского озера "Дорога в Природу"

Разделы: Экология


Программа “Дорога в Природу” является итогом многолетней работы Благотворительного фонда “Свет Ладоги” (Руководители – Николаева Галина Ивановна, Николаев Сергей Владимирович) с подростками и детьми по обеспечению организации физического, духовного и нравственного воспитания, развития творческого и интеллектуального потенциала личности. Программа реализуется в форме экспедиции и способствует формированию экологического мировоззрения, воспитанию экологической культуры, восстановлению связи с Природой, обретению внутренней гармонии и целостного восприятия мира. Чистый воздух, ладожские просторы, восхитительная природа сурового севера формируют эстетический вкус, а морская практика шлюпочных походов располагает к активному отдыху, способствует физическому оздоровлению, закалке детей и подростков, За короткое время происходит восстановление физических и психических сил, гармонизация всех систем детского организма. У ребят чувство соперничества сменяется сотрудничеством, недоверие доверием, страх – бесстрашием. Дети в естественных природных условиях приобретают трудовые и туристские навыки, осваивают новый комплекс физических упражнений.

Расширенное изучение взаимосвязи истории и культуры Карелии и Санкт-Петербурга способствует воспитанию чувства гражданственности и патриотизма. Так гранит, который добывался на острове Тулолансаари и на островах Валаамского архипелага, был заложен в основании духовных и культурных памятников нашего города, которому недавно исполнилось 300 лет. Это – Буддийский Храм, единственный на северо-западе нашей страны, Атланты Зимнего Дворца. Исаакиевский Собор, а также многие другие памятники архитектуры и истории нашего города. Известные художники, такие как И.К. Рерих, И.И. Шишкин. А.И. Куинджи, обретали творческое вдохновение, общаясь с дивной природой Ладожскою озера.

В программе экспедиции включены следующие экскурсии: “Сортавала - город исторический”. “Гранитные каменоломни о. Тулолансаари”, “Гора Риуттавуори”, “Рерихи в Приладожье”.

Основные методами воспитательной работы в экспедиции были групповые формы работы, дискуссии, обсуждения, ролевые игры, воспитание на личном примере, самоуправление в экипажах. Основной принцип работы – организация и создание разновозрастного коллектива, в котором происходило тесное взаимодействие детей, подростков и взрослых. Такой коллектив являлся естественным условием постоянного обогащения личного опыта и усвоения опыта старших поколений младшими.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала участников экспедиции, совершенствование коммуникативных способностей, формирование устойчивой модели сотрудничества между взрослыми и детьми происходит посредством бесед у костра, семинаров: “Я познаю мир”, “Наша родная планета Земля”, “Космос – Мегамир”, “Тайны звёздного кеба”, “Ноосфера”, “Принципы гармоничного взаимодействия с природой”, “Микромир”, “Мир живых организмов и их сообществ”, “Природная аптека”, “Знакомство с геологией Приладожья”.

В конце экспедиции проводится конференция “Экология человека”, на которой ребята выступают с докладами. Проводится конкурс творческих работ (картин, плакатов для щитов на природных тропах, театрально-поэтических композиций из жизни природы), стихов и песен. Все команды получают памятные призы и грамоты за участие в программе “Дорога в Природу”.

Экосистема Природного парка “Ладожские шхеры” является уникальной на всем северо-западе нашей страны. Изучение и гармоничное взаимодействие с природой этого края будет благотворно скалываться на укреплении здоровья детей и подростков, способствовать их духовно-нравственному воспитанию, осознанию необходимости беречь и любить всё живое в природе, которая является источником жизни и красоты.

Важная часть экспедиции – научно-исследовательская работа. С помощью полевой лаборатории НКВ-Р производства ЗАО “Крисмас+” дети исследуют химический состав воды Ладожского озера и внутренних водоемов островов по ходу движения в экспедиции. Таким образом, они закрепляют знания и совершенствуют умения по исследованию природных объектов, полученные в лаборатории в течение учебного года. Научно-исследовательская деятельность также имеет и воспитательную направленность, поскольку способствует выработке общетрудовых навыков (точность и аккуратность в работе), ответственности за достоверность полученных результатов, развивает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, товарищество, экологически целесообразное поведение, бережное отношение к окружающей среде, умение безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Пробы воды отбираются и исследуются по ходу движения экспедиции, при этом надо отметить следующие особенности:

При долгосрочных остановках вода берется прямо на месте остановки в некотором удалении от самого лагеря.

При кратких остановках и выездах на “экскурсии” (на соседний остров, например), с собой берется походная лаборатория, и все опыты делаются на месте.

Если же наличия времени на научную работу не предполагается, то в этом случае пробы необходимо отобрать в 3 кислородные склянки (кислород в одной из склянок нужно зафиксировать сразу), а все исследования уже проводить в лагере.

Автор участвовал в экспедициях 2005 и 2006 гг. Маршрут движения представлен на рис. 1.

<Рисунок 1>

Название, сроки, маршрут экспедиций и количество участников приведены в таблице 1. Группу сопровождало 9 взрослых.

Таблица 1.

Смены Наименование лагеря (похода, экспедиции) Место проведения (маршрут) Сроки проведения (смены) Количество участников (детей и подростков)
1. Летняя детская экологическая экспедиция на шлюпках по островам Северной Ладоги “Дорога в природу” г.Сортавала –о.Риеккалансари – о.Орьятсаари – о.Карпансаари – о.Мякисаало – о.Тулолнасаари – г.Сортавала 11 дней
с 26.06 по 06.04.05
15 человек
2. Летняя детская экологическая экспедиция на шлюпках по островам Северной Ладоги “Дорога в природу” г.Сортавала –о.Риеккалансари – о.Орьятсаари – о.Карпансаари – о.Мякисаало – о.Тулолнасаари – г.Сортавала 11 дней
с 01.07 по 11.07.06
15 человек

Передвижение участников во время экспедиции (исключая организованный проезд на поезде из Санкт-Петербурга в Сортавалу и обратно), осуществлялся двумя способами: между островами – на морских ялах (фото 1), по островам – пешими маршрутами.

<Фото 1>

Ял представляет собой судно длинной около шести метров, экипаж – восемь человек: шестеро на веслах, рулевой и впередсмотрящий. В движение приводится экологически чистыми и возобновляемыми источниками энергии, а именно: человеческой физической силой, либо ветром (предусмотрена возможность поставить парус). Следует заметить, что для данной экспедиции ялы подходили как нельзя лучше – главное их достоинство заключается в том, что каждый член команды чувствует себя частью единого целого, что было особенно важно: хождение на ялах требует, от каждого члена экипажа координировать свои действия относительно других. Хождение на яле не только удовольствие, но и изрядная доля ответственности: нужно следить, чтоб не сесть на камни, не столкнуться с другими ялами, не сломать весла о препятствие; в конце концов, это риск: при хождении под парусом порыв ветра может сильно накренить ял и тогда судно может “черпануть” воды.

В первые дни похода все участники похода проходили курс обучения ходьбы на ялах. Экипаж яла состоит из 8 человек – 6 гребцов, рулевой и вперёд смотрящий. У каждого из них свои обязанности. Гребцы – это тяговая сила яла. Для того чтобы команда работала слаженно, все ориентируются по загребному. Рулевой должен выбрать наиболее рациональный курс и обходить препятствия и опасные участки, о которых докладывает вперёд смотрящий. В ходе всей экспедиции члены экипажа менялись местами и каждый выполнял все обязанности.

Под парусом идти было легче, поскольку управляет ялом рулевой (он управляет задним парусом и рулём) и ещё один член экипажа – передним парусом. Вперёд смотрящий также следит за опасными участками. Остальные члены экипажа своей массой балансируют крен.

В таблице 2 приведены результаты гидрохимических исследований, а после таблицы – необходимые пояснения. Результаты 2005 и 2006 гг. практически ничем не отличались.

Таблица 2. Результаты гидрохимических исследований 2005 и 2006 гг.

Показатель pH Feобщ.

мг\л

Гидрокарбонаты

мг\л

Нитраты мг\л ОЖ

мг-экв\л

РК

мг\л

Насыщ. О2

%

Хлориды

мг\л

Точки отбора 1. 6,5-7,0 0-0,1 12,5 0 2,5 6,86 74,5 53,4
2. 7,0 0-0,1 12,2 0-1 1,5 5,4 51,4 53,4
3. 6,5-7,0 0-0,1 25,9 0-1 0,5 7,4 82,0 14,2
4. 7,0-7,5 0-0,1 12,2 0-1 1,5 8,0 88,7 53,4
5. 7,5-8,0 0-0,1 7,0 0-1 1 10,2 97,1 17,8
6. 6,5 0-0,1 6,7 0-1 1 7,6 72,4 39
7. 7,0-7,5 0,3 54,9 0-1 1 8,8 85,8 39
8. 8,0 0,3 12,2 0-1 1 10,2 97,1 43
9. 6,0 0 7,3 0-1 0,5 7,8 70,9 37
10. 7,5-8,0 0-0,1 12,2 0-1 1 9,4 87,4 46
11. 7,5-8,0 0 8,2 0-1 1 8,6 85,7 61
12. 7,5-8,0 0 12,0 0-1 1 6,8 66,3 39
13. 6,0 0 7,6 0-1 1 8,2 81,8 50
  1. около эллинга на острове Риеккалансаари
  2. лагерь №1 на острове Риеккалансаари
  3. озеро на острове Риеккалансаари*
  4. залив на острове Риеккалансаари
  5. около временной стоянки на острове Карнетсаари
  6. лагерь №2 на острове
  7. залив на острове Орьятсаари
  8. пролив между островами Орьятсаари и Тервансаари
  9. родник на острове Орьятсаари*
  10. около острова Мерикаслу
  11. около острова Карпансаари
  12. около острова Мякисаало
  13. озеро на острове Тулонсаари*

Водородный показатель рН

Измерение величины рН производилось с помощью тест-комплекта “рН” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.

Во всех пробах значение рН не выходит за пределы нормы.

Общая жёсткость.

Измерение общей жёсткости производилось с помощью тест-комплекта “ОЖ-1” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.

Значение общей жёсткости во всех пробах показывает, что вода мягкая.

Нитраты

Нитраты относятся к биогенным веществам, то есть в больших количествах они вызывают бурное размножение водорослей, что приводит к негативным последствиям. Измерение содержания нитратов производилось с помощью тест-комплекта “Нитраты” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.

Содержание нитратов в пробах воды не превышает ПДК.

Общее железо.

Измерение содержания общего железа (двух- и трёхвалентного) производилось с помощью тест-комплекта “Железо общее” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.

В отобранных пробах воды не выявлено повышенного содержания железа.

Растворённый кислород

Растворённый в воде кислород необходим животным, обитающим в воде. Он находится в воде в виде молекул О2. На его содержание в воде влияют две группы противоположно направленных процессов: увеличивающих и уменьшающих концентрацию кислорода. К первой группе относятся: абсорбция из атмосферы, выделение растительностью в процессе фотосинтеза, поступление с дождевыми водами. К группе процессов, уменьшающих содержание кислорода в воде, относятся реакции потребления его на окисление веществ: дыхание организмов, расход кислорода при разложении органических веществ, химическое потребление на окисление катионов, анионов, метана, сероводорода.

Содержание растворенного кислорода определялось с помощью тест-комплекта “РК-БПК” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.

Минимальное содержание растворённого кислорода, обеспечивающее жизнь рыб в водоеме, составляет около 5 мг/л. Неблагоприятное воздействие на состояние водного населения оказывает и повышенное содержание растворённого кислорода.

В отобранных пробах воды уровень содержания растворённого кислорода приближался к 100%, что благоприятно для флоры и фауны.

Хлориды

Хлориды являются преобладающими анионами в природных водах. Повышенное содержание хлоридов ухудшают вкусовые качества воды, делают её непригодной для хозяйственно-бытового использования, в ней невозможна жизнь пресноводных организмов.

Содержание хлоридов определялось с помощью тест-комплекта “Хлориды” производства НПО ЗАО “Крисмас+”.

Содержание хлоридов в исследованных пробах ниже уровня ПДК.

Результаты экспедиции легли в основу исследовательской работы, которую два активных участника экспедиции Ёжиков Илья и Сикорский Святослав представляли на Международной Биос-олимпиаде, на городской олимпиаде по экологии (Санкт-Петербург), Всероссийской конференции школьников по химии.

Ссылки в Интернете: http://foto.mail.ru/mail/anatoly1977/82/