Цель экологического воспитания и образования состоит не столько в передаче знаний о природе и человеке как субъекте окружающего мира, сколько в формировании мотивов, ориентирующих поступки человека на гуманистическое отношение с природой и с самим собой.
В качестве критерия оценки гармоничных отношений человека к природе и к самому себе можно принять понятие экологическая направленность.
Содержание образования ориентировано на формирование экологической направленности если школьник:
- заинтересован в происходящих событиях и воспринимает происходящее как личностное;
- несет ответственность за состояние окружающего мира, за последствия своей деятельности для других людей и природы.
Активность человека рождается его мотивацией. Значит необходимо создать условия для обеспечения мотивации детей на решение социальных проблем, в том числе экологического характера.
В рамках экологического образования и воспитания предполагаются различные формы организации деятельности учащихся. Но необходимо перейти от пассивного усвоения знаний к активным действиям.
Проектная деятельность одна из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт.
В силу своей образовательной емкости проектная деятельность поглощает не только мелкие формы обучения, но и целые области знаний. Так в одном проекте объединяются не только биология, химия, география, экология, но и краеведение, история, информатика.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Проект включает в себя ряд шагов:
- выявление проблемы
- определение цели проекта
- построение пирамиды задач,
- анализ ресурсов,
- разработка плана действий,
- выстраивание кооперации,
- реализация плана,
- анализ и оформление результатов,
- презентация проекта
В 2000 г. в средней школе №9 под руководством заместителя директора по воспитательной работе Кондратьевой Клавдии Дмитриевны был создан Центр детского проектирования “Исток”. За несколько лет ребятами реализованы несколько крупных проектов. На сегодняшний день, являясь руководителем “Истока” особое значение я придаю социально-значимому проектированию. Занимаясь им, ребенок учится видеть проблемы в окружающем мире, учится планировать свою деятельность и находить общий язык со сверстниками.
Многие проекты, разрабатываемые нами, имеют ярко выраженную экологическую направленность. Работа строится следующим образом:
- учителя выполняют функцию научных руководителей
- под их руководством ученики строят проекты, обеспечивающие преемственность и непрерывность экологического образования в школе
- родители – опосредованные исполнители проектов. Они создают условия для участия детей в экологической работе и вместе с ними мотивированны на успех.
На наш взгляд это свидетельствует о формировании экологической направленности не только школьников и педагогов, но и их родителей.
Хотелось бы представить на внешнюю экспертизу проект, имеющий экологическую и социальную направленность “Охранная книга Березовой рощи”. Данный проект был реализован в 2004/05 учебном году.
Проект Охранная книга Березовой рощи”
Описание проекта
Нашему замечательному городу недавно исполнилось 30 лет. С самого замысла наш город был необычным. По плану архитекторов главной задачей было сохранение лесных массивов в городе, ведение тайги в жилую застройку. Во втором микрорайоне удалось сохранить березовую рощу, которая уже стала визитной карточкой города, и даже микрорайон называют “Березовая роща”. Средняя школа №9 взяла на себя заботу о сохранении рощи. Уже три года учащиеся ремонтируют скамейки в парке, высаживают цветы на клумбах, а главное убирают рощу от мусора т. к. ЖКХ не участвует в поддержание порядка.
Цели:
- Изучить лесной массив в центре города. Сохранить флору и фауну уникального городского парка. Создать сборник “Охранная книга Берёзовой рощи”.
- Вовлечь как можно больше учащихся и жителей микрорайона в проектную деятельность, изменить их экологическое мышление, так же создать условия для реализации творческих потребностей учащихся.
Создание книги непростая задача.
Необходимо собрать материал для выпуска сборника. Для этого были сформированы группы с различными задачами.
Группа историки-краеведы:
Провели исследования истории возникновения рощи. В их задачу входил сбор информации для исторического раздела книги. Они провели поиск людей которые проектировали, благоустраивали рощу, принимали непосредственное участие в строительстве второго микрорайона города.
Так же нашли планы застройки микрорайона, благоустройства рощи.
Группа биологов:
Необходимо было описать флору и фауну рощи. Пришлось стать исследователями биологами. Собрать гербарии, поработать с определителями растений. Выяснять, какие лекарственные растения произрастают в роще, описать их лечебное действие. В этом нам помогли ребята, работающие над проектом “Фитобар”.
Мы знали, что в роще много птиц, но какие именно нужно было уточнить.
В разное время года мы наблюдали, фотографировали птиц, искали их описание в литературе и нашли много интересного.
В мае- июне месяце в березовой роще выводит потомство лесной дрозд. В центре города – это настоящее чудо.
В это время нужно стараться меньше шуметь, проходя по роще.
Группа географов:
Их задача построить подробную карту березовой рощи с указанием пешеходных дорожек, скамеек, прилегающих к роще зданий.
Группа экологов:
Нужно было сделать выводы об экологическом состоянии рощи. Оценить влияние человека на городской парк. На этом этапе нам помогли ребята школьного экологического объединения ЭКОПУЛЬС. В их задачу также входило выпуск листовок, изготовление стендов в защиту рощи. Обращение к жителям микрорайона через СМИ. Разработка экологических троп и проведение их для учащихся разных классов.
Группа литераторов:
Чтобы книга не получилась “сухой энциклопедией” в нее вошли произведения талантливых ребят школы. Мы проводили конкурсы творческих работ в школе на тему “Мой любимый уголок Березовой рощи”, “Плакат в защиту рощи”, выбрали лучшие рисунки, сочинения, стихи и сформировали творческую страничку книги. Результатом этой работы стали не только стихи, рисунки, но была написана песня о березовой роще.
Группа фотографов:
Ребята этой группы тесно сотрудничают со всеми остальными группами. Их задача в том чтобы запечатлеть работу на всех этапах. А также подобрать иллюстрации для книги.
Трудовой десант:
В теплое время года все группы объединяются и выходят в рощу:
- убирают мусор
- ремонтируют, красят скамейки
- высаживают цветы на клумбах
Информационно-техническая группа:
Верстка книги требует не только творческих способностей, но и знание компьютерных технологий, умение работать в различных программах. В этом нам помогают уроки информатики и дополнительные занятия в информационно-техническом центре.
Мы уверены, что результатом нашего поиска будут интересны многим. Мы считаем, что наша работа очень важна. Нелегко приучать людей бережно относится к тому, что, по их мнению, никому не принадлежит и ничего не стоит, а на самом деле бесценно.
Над проектом работали учащиеся 10 г класса средней общеобразовательной школы №9 города Усть-Илимска.