Цели урока:
Практическая цель –
закрепить знания о биосфере, о геологических оболочках земли. Сформировать умение использовать их при дальнейшем изучении темы:“ Биосфера ” Методическая цель – вовлечь в процесс познания все чувственные каналы восприятия и на этой основе мотивировать образное, логическое мышление учащихся.Сопутствующая задача – повторения уже знакомых тем.
Воспитательная цель – привить учащимся навыки творческой работы.
Первое, что дети предвкушали радость, которую им доставит это занятие. Урок начался с тихой нежной музыки, где под аромат запаха цветов я попросила закрыть детей глаза и увидеть собственную картинку. Следуя голосу учителя, дети писали информацию на лепестках их цветов. Когда учащиеся открыли глаза, каждый из них рассказал о своем образе, связанном с какими- то эмоциональными переживаниями. Один – одно, другой – другое. За обсуждением последовали рисунки. Потом мой рисунок с информацией. Началась активная фаза урока, направленная на обоснование нового материала его усвоение, закрепление.
Схематический план урока “Общие сведения о биосфере” (5 класс – экология)
Действия учителя |
Средства воздействия |
Учитель помнит, что: |
Условный рассказ учителя |
Действия учащихся |
1) Учитель предлагает: занять удобное
положение, закрыть глаза, расслабиться; –
представить место отдыха, покоя; включает
спокойную музыку; привносит аромат цветов, мяты;
– представить себя отдохнувшим, свободным. Итог: за 3-5 мин. Проводит психофизиологическую подготовку к восприятию новой информации |
Мягкий спокойный голос. Окраска голоса (тембр) может меняться, указывая на то, что учитель работает искренне, понимая каждого ученика, обращается индивидуально к каждому. Говорит медленно, тише обычного, прибавляя нотки таинственности, игры. Голос звучит под музыку. Учитель использует доброжелательную мимику, улыбку, спокойные жесты. | 1) Формирует привыкание учащегося к
сигналу своего голоса. 2) Принцип “Чем медленнее – тем быстрее” – залог успеха. 3) Самостоятельная работа идет внутри сознания и подсознания учащегося: он медленно переключается с левополушарной аналитической на интуитивно-творческую правополушарную. 4) Медленный темп голоса вызывает резонанс – замедляет бег мысли ученика, сводит ее к затуханию и переключает к внутреннему размышлению и наблюдению. 5) Нельзя показывать учащимся своего видения образа, проблемы. 6) Ученик – часть Вселенной. Он содержит доступную ему информацию. 7) Учитель помогает раскрыть скрытые резервы ученика |
Займите удобное положение. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, ноги, тело... Представьте, как мышцы в состоянии лица становятся мягкими, расслабленными.... Как вы красивы, когда улыбаетесь. Представьте, как бы улыбалось все ваше тело... Представьте ваш любимый уголок природы или другое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин... Представьте краски, которые окружают вас... Представьте движения и звуки вашего места покоя... Представьте запахи вокруг вас. Порезвитесь так, как вам хочется... Полюбуйтесь собой, если это вам нравится. Дорисуйте свой образ, если вам хочется что-то изменить в нем. Поблагодарите этот образ и это место. Будьте искренне с собой. |
Учащиеся находятся в состоянии релаксации, работают методом визуализации |
2) Учитель предоставляет новую информацию по теме: “Общие сведения о биосфере”. | 1) Необходимо сохранить медленный и
доверительный тон голоса. 2) Эту часть урока нельзя заменить просмотром рисунка, схемы, таблицы, ибо корни ассоциативного мышления глубже логических. 3) Умение мыслить образами, искать аналогии самостоятельности в работе, азарт творчества, личная ответственность за выбор требует времени – личного, внутреннего времени. 4) Концентрация усилий ученика происходит в его внутреннем мире. 5) Концентрация усилий ученика состоит в фокусировке на заданном предмете через все каналы восприятия: слух, видение, обоняние, осязание, вкус, интуиция. 6) Спешка приносит вред, т.к. учащиеся не сумеют глубоко сфокусироваться на размышлении. |
Представьте летний луг, разнотравье.… Вдохните аромат летнего луга. Всмотритесь в цветы и травы. Найдите ромашку! Попросите этот цветок стать для вас символом биосферы: пусть средняя часть цветка станет для вас ядром Земли. А цветки олицетворяют части биосферы: литосферу, гидросферу, тропосферу и озоновый экран. Посмотрите на лепестки цветков – они символизируют составные части биосферы – особой оболочки Земли, населенной живыми организмами... один лепесток – это литосфера – твердая оболочка земного шара, толщина которой колеблется между 5-10 км. Под океанами и 50-70 км в горах... другой лепесток это гидросфера – единая водная оболочка Земли, самая тонкая оболочка... Следующий лепесток это атмосфера – воздушная оболочка, толщина которой достигает 1000 км... Слой атмосферы, прилегающий к поверхности Земли, называется тропосферой – это следующий лепесток. В ней содержится весь водяной пар, образуются облака. А вот лепесток – представляет озоновый экран, толщина которого 20-25 км. Он задерживает губительные солнечные лучи – ультрафиолетовые... Посмотрите, что объединяют эти слои биосферы-чашелистики, которые олицетворяют живые организмы, благодаря которым накопился О2 в атмосфере, образовался каменный уголь, торф, нефть и др. полезные ископаемые. Цветоножка – символизирует человека – часть природы, который не может существовать без нее. Однако он стал неразумно относиться к ней – своему “дому”. Он является силой создающей и одновременно разрушающей. | ||
3) Учитель настраивает учащихся на выход из релаксации, подходит к тем учащимся, которые нуждаются в близком присутствии, кладет руку на плечо, тому, кому это необходимо. | Мягкий голос обретает активизирующие интонации. | 1) Медленный, но бодрящий голос помогает
ученикам обрести бодрость. 2) В тоне голоса появляется улыбка 3) “Возвращение” из релаксации идет в порядке от ног к телу, а затем к голове. |
Почувствуйте ступни ног... Прилив сил к ногам и рукам. Ощутите спину и плечи, пошевелите пальцами, сожмите их. Подвигайте ладонями, плечами.…Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох. Не торопясь, дотроньтесь до щек и глаз. Медленно возвращайтесь в класс. Откройте глаза. | Учащиеся обретают двигательный тонус в мышцах, выходят из релаксации. |
4) Учитель расспрашивает учащихся о том .что и как происходило их “путешествие” по лугу. По возможности во время беседы организуется чаепитие с конфеткой “ромашка”, “василек” | Улыбки, интерес к телу, что ощущали уч-ся, подвижность. Активизирующие жесты и мимика. | 1) Каждому ученику необходимо
проговорить то, что он увидел как образ: так
закрепляется связь между образом и словом. 2) Не всегда возможно высказать вслух увиденное. Не настаивайте. Уходите от ситуации напряжения, страха конфликта между внутренним знанием ученика и невозможность его высказать или применить. 3) Способствуйте формированию желания уч-ся поделиться с вами увиденным. 4) Необходимо поддержать бодрый тон беседы, уважительное отношение к личному опыту уч-ся, веселье, смех. Этим снимем напряжение, страх перед сложностью материала. 5) Память – функция организма. |
Какой луг вы видели? Где вы видели луг? Опишите его. Какие были там цветы? Краски? Оттенки цветов? Движения? Запахи? Что вам понравилось? Как выглядел ваш цветок? Где он был? С чем можно сравнить ваше ощущение пребывания на летнем лугу в нашем воображении? Как вы “наполняли” образ информацией: возникли слова надписи на лепестках, сердцевине цветка? | Уч-ся рассказывают по одному, не перебивая друг друга. |
5) Учитель предлагает зарисовать контур цветка, как его увидел ученик. Указывает размер рисунка (в полный разворот в тетради) | Учитель подходит к каждому, дает советы о размере рисунка. | 1) Каждый работает в тетради
индивидуально 2) Заинтересованность учителя помогает учащимся быть активными, находчивыми, старательными. 3) Похвала активизирует группу уч-ся. 4) Происходит наполнение образа цветом, вкусом, запахом, содержанием. |
Учитель проговаривает 1-2 термина, которые важно запомнить: “Мы готовимся вспомнить слои биосферы – литосферу, гидросферу, атмосферу и то, как они взаимосвязаны между собой”. | Учащиеся рисуют в тетрадях. Активизируют память. Закрепляется образ. |
6) Учитель предлагает вспомнить информацию, полученную во время релаксации: уточняет, что вспомнили уч-ся. Предлагает записать информацию. Проверяет правильность записей и формулировок. По мере необходимости учитель показывает образ несколько раз, но не допускает перерисования. | Учитель подвигает беседу с вопросами | 1) Уч-ся первыми произносят то, что
вспоминают, учитель лишь уточняет. 2) Уч-ся должны проявить азарт, здесь уместны шум, смех. 3) Нужно создать ситуацию актуальности этого образа через сопереживание и интерес, пропуская образ через 5 органов чувств, превращая рисовальный образ в мыслеобраз частицу памяти затрагивая все каналы восприятия, т.к. память – это функция организма, чем больше органов чувств вовлечено в учебу, чем сильнее они затронуты, тем прочнее наши знания. 4)Запись информации надо производить по отдельным фрагментам: стебель, сердцевина, один лепесток, другой, третий и т.д., не все сразу. Когда основные крупные детали рисунка и информации воспроизведены, рассматриваем подписи, мелкие детали, воспроизводим их по памяти. Этот процесс сопровождается проговариванием терминов. |
Рассмотрим образ в деталях. Какую информацию вы получили во время релаксации? Кто может дополнить, уточнить? А что было сказано об органах цветка? Объясните термины: биосфера, литосфера, гидросфера, продуценты, консументы и т.д. | Уч-ся наперебой, хором вспоминают что запомнили. Объяснить термины. |
7) Учитель предлагает рассмотреть образок-рисунок с размещенной структурированной информацией. | Учитель подсказывает, просматривая записи в тетради. | 1) Уч-ся самостоятельно и сосредоточено
исследуют и сравнивают информацию. 2) Даются дополнительные задания для быстроработающих уч-ся. |
1. Какая информация размещена в
сердцевине цветка? Сравните с тем, что у вас в
тетради. Внесите корректировку, если требуется (Рисунок 2) 2.Что такое биосфера? Литосфера…(учитель просматривает с учащимися весь материал, либо его часть) |
|
8) Учитель предлагает по учебнику найти дополнительную информацию и вписать их на соответствующих элементах рисунка. | Примеры учителя являются образцами для уч-ся. | 1) Уч-ся должны самостоятельно придумать
примеры, используя личный опыт. 2) Информация проговаривается устно, а потом записывается. |
Придумаются собственные примеры. Взаимосвязи в гидросферы, атмосферы, литосферы… |
Вывод:
Таким образом, новый материал был введен через образ, собственный для каждого ученика, окрашенный положительными эмоциями. Это позволило им связать новое знание с их собственным опытом. Музыка, цветы, все запахи стали дорожкой для извлечения материала из долговременной памяти. Новые понятия не сольются в их голове с другим материалом, они эмоционально выделят отличные.
Все эти примеры позволили задействовать правое образное полушарие. Дальнейшая работа шла с подключением левого логического полушария. В результате на уроке осуществлялся очень важный психологический процесс – синхронизация работы обоих полушарий головного мозга (Рисунок 1).
1) При таком подходе раскрывается способности ребенка к образному мышлению, в тоже время логические функции мозга.
2) У детей нет соперничества, каждый ребенок осознает свою уникальность, индивидуальность.
3) Такие уроки дают детям здоровье.
6) Эти уроки повышают успеваемость, нравственный уровень детей, улучшают дисциплину, так как дают им образец уважительного общения.