Цель:
- уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц;
- расширять представления о взаимосвязях существующих в природе;
- упражнять детей в словообразовании;
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование:
- конверт;
- схема – модель птицы;
- схема – модель пищевой цепочки;
- разрезные контуры разных птиц;
- иллюстрация с изображением детей, обижающих птиц;
- листы бумаги с изображением контура совы.
Предварительная работа:
- знакомство со схемой – моделью птицы.
Активизация словаря: клюв, перья, когти, мудрая.
Ход занятия.
I. Создание проблемной ситуации. Построение модели птицы.
На столе лежит конверт.
Воспитатель: “Я сегодня получила письмо из леса от медвежонка, которого зовут – Мишутка”. Читает письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам письмо медвежонок Мишутка.
У нас в лесу случилась беда, появился неизвестный зверь, который летает по ночам и пугает всех в лесу. Я не знаю, кто он такой, а как выглядит, могу рассказать.
Воспитатель: “Ребята, скажите, а звери летают?” (Нет. Летают – птицы.)
– Так кто же тогда поселился в лесу? Зверь или птица?
– Мы с вами можем помочь медвежонку узнать эту птицу? Как мы это сделаем? Мы составим портрет птицы по описанию.
– Давайте вспомним, что есть у всех птиц? (Голова, клюв, два крыла, две ноги, покрыты перьями, появляются из яйца).
Воспитатель выставляет схему – модель птицы. (Рисунок 1).
II
. Составление коллажа птицы.Воспитатель: “У вас на столах лежат нарисованные части тела от разных птиц. Лапки, головы, хвосты, туловища. Вы должны по Мишуткиному описанию сложить портрет птицы, которая живет в лесу”. Воспитатель читает продолжение письма.
– Голова большая, круглая, с большими немигающими глазами, клюв – крючком. Туловище – овальное, пестрой окраски. Лапы короткие, с крепкими, острыми когтями. Хвост короткий, закругленный.
Воспитатель: “Какая птица получилась у вас? Как ее зовут?” (Сова).
III. Рассказ воспитателя о сове.
Совушка – сова
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит.
В самом деле, у совы – большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые, немигающие глаза. Сова великолепно видит в темноте, у нее очень хороший слух. Пышное оперение совушки защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий, короткий хвост помогают летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
Сова – хищная птица. Она охотится по ночам за мелкими грызунами и птицами (мыши, воробьи и т.д.), а днем – спит, спрятавшись в глубоком дупле.
Есть в этих древнейших обитательницах лесов, какая – то загадочность. Кажется, что сова скрывает вековую тайну, недаром в сказках сову называют мудрой.
Свои гнезда совы строят в глубоких дуплах, в развалинах домов.
Весной птица откладывает одно – два белых блестящих яйца. Сова насиживает их целый месяц. Новорожденные совята покрыты мягким серым пухом. Они слепые и глухие, но через неделю малыши обрастают перышками, у них открываются глаза и ушки. Вскоре, любопытные совята начинают по очереди выглядывать из дупла. Придет время, и родители – совы, негромко посвистывая, позовут детей, и те неуклюже вывалятся из гнезда – и полетят!
IV.
Физминутка. Подвижная игра “Ночная охота”.Выбирается “сова”, остальные дети – “мышки”. “Мыши” – играют. Воспитатель говорит слова:
У совы, у совушки
Пестренькие перышки
Голова большая очень
Вылетает птица ночью.
На слова “вылетает птица ночью” – “мышки” замирают. “Сова” облетает вокруг, и ищет детей, которые не замерли, и забирает их с собой в дупло.
V. Упражнение в словообразовании.
Воспитатель: “Ребята, почему сова вылетает ночью? ”
– Охота ночью называется “ночная охота”.
Как будет называться охота:
Утром – Зимой –
Днем – Весной –
Вечером – Летом –
Ночью – Осенью –
VI. Составление пищевой цепочки
.Воспитатель показывает схему – модель пищевой цепочки.
Колоски зерна <— мышь <— сова
– Кем питается сова? (Мышами).
– Чем питаются мыши? (Зерном).
– Что произойдет, если все совы исчезнут? (Будет много мышей и не будет зерна).
– Что произойдет, если не будет мышей? (Не будет сов).
– Что произойдет, если не будет зерна? (Мыши и совы погибнут от голода).
В природе все взаимосвязано. Поэтому мы с вами не должны вмешиваться в жизнь растений и животных.
VII. Рассматривание иллюстраций
.На иллюстрации изображены дети, стреляющие в птиц из рогатки и разоряющие гнёзда птиц.
– Посмотрите на эти картинки, что там изображено?
– Правильно ли поступают дети?
– Почему нельзя стрелять в птиц из рогатки?
– Почему нельзя разорять птичьи гнезда?
Ребята! Птицы – живые существа, такие же, как и мы с вами. Но они меньше нас и не могут себя защитить, поэтому мы не должны их обижать.
VIII. Раскрашивание контура совы.
Мы с вами совсем забыли о Мишутке, мы ведь знаем, кто поселился рядом с ним. Это сова. Посмотрите на листы бумаги, кто нарисован? (Сова). Давайте раскрасим ее и отправим Мишутке в лес.