Занятие по экологии "Мудрая сова" по теме "Птицы нашего края". 6–7 лет

Разделы: Экология


Цель:

  • уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц;
  • расширять представления о взаимосвязях существующих в природе;
  • упражнять детей в словообразовании;
  • воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование:

  • конверт;
  • схема – модель птицы;
  • схема – модель пищевой цепочки;
  • разрезные контуры разных птиц;
  • иллюстрация с изображением детей, обижающих птиц;
  • листы бумаги с изображением контура совы.

Предварительная работа:

  • знакомство со схемой – моделью птицы.

Активизация словаря: клюв, перья, когти, мудрая.

Ход занятия.

I. Создание проблемной ситуации. Построение модели птицы.

На столе лежит конверт.

Воспитатель: “Я сегодня получила письмо из леса от медвежонка, которого зовут – Мишутка”. Читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам письмо медвежонок Мишутка.

У нас в лесу случилась беда, появился неизвестный зверь, который летает по ночам и пугает всех в лесу. Я не знаю, кто он такой, а как выглядит, могу рассказать.

Воспитатель: “Ребята, скажите, а звери летают?” (Нет. Летают – птицы.)

– Так кто же тогда поселился в лесу? Зверь или птица?

– Мы с вами можем помочь медвежонку узнать эту птицу? Как мы это сделаем? Мы составим портрет птицы по описанию.

– Давайте вспомним, что есть у всех птиц? (Голова, клюв, два крыла, две ноги, покрыты перьями, появляются из яйца).

Воспитатель выставляет схему – модель птицы. (Рисунок 1).

II. Составление коллажа птицы.

Воспитатель: “У вас на столах лежат нарисованные части тела от разных птиц. Лапки, головы, хвосты, туловища. Вы должны по Мишуткиному описанию сложить портрет птицы, которая живет в лесу”. Воспитатель читает продолжение письма.

Голова большая, круглая, с большими немигающими глазами, клюв – крючком. Туловище – овальное, пестрой окраски. Лапы короткие, с крепкими, острыми когтями. Хвост короткий, закругленный.

Воспитатель: “Какая птица получилась у вас? Как ее зовут?” (Сова).

III. Рассказ воспитателя о сове.

Совушка – сова
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит.

В самом деле, у совы – большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые, немигающие глаза. Сова великолепно видит в темноте, у нее очень хороший слух. Пышное оперение совушки защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий, короткий хвост помогают летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Сова – хищная птица. Она охотится по ночам за мелкими грызунами и птицами (мыши, воробьи и т.д.), а днем – спит, спрятавшись в глубоком дупле.

Есть в этих древнейших обитательницах лесов, какая – то загадочность. Кажется, что сова скрывает вековую тайну, недаром в сказках сову называют мудрой.

Свои гнезда совы строят в глубоких дуплах, в развалинах домов.

Весной птица откладывает одно – два белых блестящих яйца. Сова насиживает их целый месяц. Новорожденные совята покрыты мягким серым пухом. Они слепые и глухие, но через неделю малыши обрастают перышками, у них открываются глаза и ушки. Вскоре, любопытные совята начинают по очереди выглядывать из дупла. Придет время, и родители – совы, негромко посвистывая, позовут детей, и те неуклюже вывалятся из гнезда – и полетят!

IV. Физминутка. Подвижная игра “Ночная охота”.

Выбирается “сова”, остальные дети – “мышки”. “Мыши” – играют. Воспитатель говорит слова:

У совы, у совушки
Пестренькие перышки
Голова большая очень
Вылетает птица ночью.

На слова “вылетает птица ночью” – “мышки” замирают. “Сова” облетает вокруг, и ищет детей, которые не замерли, и забирает их с собой в дупло.

V. Упражнение в словообразовании.

Воспитатель: “Ребята, почему сова вылетает ночью? ”

– Охота ночью называется “ночная охота”.

Как будет называться охота:

Утром – Зимой –
Днем – Весной –
Вечером – Летом –
Ночью – Осенью –

VI. Составление пищевой цепочки.

Воспитатель показывает схему – модель пищевой цепочки.

Колоски зерна <— мышь <— сова

– Кем питается сова? (Мышами).

– Чем питаются мыши? (Зерном).

– Что произойдет, если все совы исчезнут? (Будет много мышей и не будет зерна).

– Что произойдет, если не будет мышей? (Не будет сов).

– Что произойдет, если не будет зерна? (Мыши и совы погибнут от голода).

В природе все взаимосвязано. Поэтому мы с вами не должны вмешиваться в жизнь растений и животных.

VII. Рассматривание иллюстраций.

На иллюстрации изображены дети, стреляющие в птиц из рогатки и разоряющие гнёзда птиц.

– Посмотрите на эти картинки, что там изображено?

– Правильно ли поступают дети?

– Почему нельзя стрелять в птиц из рогатки?

– Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

Ребята! Птицы – живые существа, такие же, как и мы с вами. Но они меньше нас и не могут себя защитить, поэтому мы не должны их обижать.

VIII. Раскрашивание контура совы.

Мы с вами совсем забыли о Мишутке, мы ведь знаем, кто поселился рядом с ним. Это сова. Посмотрите на листы бумаги, кто нарисован? (Сова). Давайте раскрасим ее и отправим Мишутке в лес.