Образовательная программа по экологии "Экология человека". Внеклассная работа по экологии

Разделы: Экология


Введение.

В курсе программы “Экология человека” рассматриваются такие понятия:

экология человека; человек, как биологический вид; неотделимость человека от биосферы; нормы и типы реакций человека на действие факторов среды; адаптация; стресс; дистресс; здоровье; классификация антропогенных загрязнителей; экологическая патология; экологические беженцы; социальная экология; человек – биосоциальный вид; социальная адаптация к окружающей среде; экология; экономика; политика; социальная среда, как фактор формирования экологической культуры; экологическая культура; тенденции совместного развития природной и технологической среды; “эффект бумеранга”; концепция устойчивого развития; международное право в области экологии; глобальный характер экологических проблем; назначение международного экологического права; Российское законодательство и экология; необходимость законодательного обеспечения экологической политики в РФ; правовые основы системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения в РФ; формирования экологического мышления, как необходимое условие выживания и будущего развития человечества.

Пояснительная записка.

1. Краткие сведения о коллективе:

  • статус группы – профильная
  • состав группы – постоянный
  • особенности набора детей – свободный
  • форма занятий – групповые
  • сроки реализации программы – 1 учебный год
  • количество обучающихся – 15 человек
  • возраст учащихся – 10 класс (15 лет); возраст ребят позволяет осознанно изучать проблемы экологии.
  • количество занятий и учебных часов в неделю: 4.
  • количество учебных часов в год: 144.
  • условия работы педагога – в штате.

Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с жизнедеятельностью человека, наметить пути решения этих проблем.

Задачи программы:

  • повышение занятости детей в свободное время;
  • организация полноценного досуга;
  • развитие у учащихся любви к природе; нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения; патриотизма; любви к Родине и т.д.;
  • поддержка и развитие познавательной активности;
  • адаптация в обществе детей с определенными особенностями;
  • физическое развитие и оздоровление детей;
  • профориентация учащихся.

Прогнозируемые результаты:

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы.

При завершении программы учащиеся должны знать основные понятия разделов:

  1. экология человека;
  2. социальная экология;
  3. тенденции современного развития природной и техногенной среды
  4. международное право в области экологии;
  5. Российское законодательство в области экологии.

Должны уметь:

  • работать со справочной литературой;
  • анализировать состояние здоровья человека и окружающей среды;
  • выявлять факторы, биотические и абиотические, влияющие на ухудшение этого состояния;
  • пользоваться законодательными актами РФ, в области экологического права.

Беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

№ п/п Темы занятий Всего часов В том числе
теоретических Практических
1. Экология человека 65 26 39
1.1 Человек как биологический вид 5 2 3
1.2 Обмен веществ 5 2 3
1.3 Неотделимость человека от биосферы 5 2 3
1.4 Нормы реакций человека 5 2 3
1.5 Типы реакций человека на действие факторов среды 5 2 3
1.6 Адаптация 5 2 3
1.7 Стресс 5 2 3
1.8 Дистресс 5 2 3
1.9 Здоровье 5 2 3
1.10 Классификация антропогенных загрязнений 5 2 3
1.11 Отдельные загрязнители 5 2 3
1.12 Экологическая патология 5 2 3
1.13 Экологические беженцы 5 2 3
2. Социальная экология 35 14 21
2.1 Человек - биосоциальный вид 5 2 3
2.2 Социальная адаптация к окружающей среде 5 2 3
2.3 Деятельность человека, как антропогенный фактор 5 2 3
2.4 Экология 5 2 3
2.5 Экономика 5 2 3
2.6 Политика 5 2 3
2.7 Социальная среда, как фактор формирования экологической культуры 5 2 3
3. Тенденции современного развития природной и техногенной среды 10 4 6
3.1 Эффект бумеранга 5 2 3
3.2 Концепция устойчивого развития 5 2 3
4. Международное право в области экологии 10 4 6
4.1 Глобальный характер экологических проблем 5 2 3
4.2 Назначение международного экологического права, экологических проблем 5 2 3
5. Российское законодательство и экология 15 6 9
5.1 Необходимость законодательного обеспечения экологической политики РФ 5 2 3
5.2 Правовые основы системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения РФ 5 2 3
5.3 Формирование экологического мышления, как необходимое условие выживания и будущего развития человечества 5 2 3
  Экскурсии 8 - 8
1. Зоологический музей кафедры зоологии СГУ 2 - 2
2. Секции биологии, экологии Малой Академии Наук школьников 2 - 2
3. Ботанический сад г. Ставрополя 2 - 2
4. Дендрарий Михайловска 2 - 2
  Всего часов 143 1 час - резерв