Введение.
В курсе программы “Экология человека” рассматриваются такие понятия:
экология человека; человек, как биологический вид; неотделимость человека от биосферы; нормы и типы реакций человека на действие факторов среды; адаптация; стресс; дистресс; здоровье; классификация антропогенных загрязнителей; экологическая патология; экологические беженцы; социальная экология; человек – биосоциальный вид; социальная адаптация к окружающей среде; экология; экономика; политика; социальная среда, как фактор формирования экологической культуры; экологическая культура; тенденции совместного развития природной и технологической среды; “эффект бумеранга”; концепция устойчивого развития; международное право в области экологии; глобальный характер экологических проблем; назначение международного экологического права; Российское законодательство и экология; необходимость законодательного обеспечения экологической политики в РФ; правовые основы системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения в РФ; формирования экологического мышления, как необходимое условие выживания и будущего развития человечества.
Пояснительная записка.
1. Краткие сведения о коллективе:
- статус группы – профильная
- состав группы – постоянный
- особенности набора детей – свободный
- форма занятий – групповые
- сроки реализации программы – 1 учебный год
- количество обучающихся – 15 человек
- возраст учащихся – 10 класс (15 лет); возраст ребят позволяет осознанно изучать проблемы экологии.
- количество занятий и учебных часов в неделю: 4.
- количество учебных часов в год: 144.
- условия работы педагога – в штате.
Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с жизнедеятельностью человека, наметить пути решения этих проблем.
Задачи программы:
- повышение занятости детей в свободное время;
- организация полноценного досуга;
- развитие у учащихся любви к природе; нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения; патриотизма; любви к Родине и т.д.;
- поддержка и развитие познавательной активности;
- адаптация в обществе детей с определенными особенностями;
- физическое развитие и оздоровление детей;
- профориентация учащихся.
Прогнозируемые результаты:
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы.
При завершении программы учащиеся должны знать основные понятия разделов:
- экология человека;
- социальная экология;
- тенденции современного развития природной и техногенной среды
- международное право в области экологии;
- Российское законодательство в области экологии.
Должны уметь:
- работать со справочной литературой;
- анализировать состояние здоровья человека и окружающей среды;
- выявлять факторы, биотические и абиотические, влияющие на ухудшение этого состояния;
- пользоваться законодательными актами РФ, в области экологического права.
Беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | В том числе | |
теоретических | Практических | |||
1. | Экология человека | 65 | 26 | 39 |
1.1 | Человек как биологический вид | 5 | 2 | 3 |
1.2 | Обмен веществ | 5 | 2 | 3 |
1.3 | Неотделимость человека от биосферы | 5 | 2 | 3 |
1.4 | Нормы реакций человека | 5 | 2 | 3 |
1.5 | Типы реакций человека на действие факторов среды | 5 | 2 | 3 |
1.6 | Адаптация | 5 | 2 | 3 |
1.7 | Стресс | 5 | 2 | 3 |
1.8 | Дистресс | 5 | 2 | 3 |
1.9 | Здоровье | 5 | 2 | 3 |
1.10 | Классификация антропогенных загрязнений | 5 | 2 | 3 |
1.11 | Отдельные загрязнители | 5 | 2 | 3 |
1.12 | Экологическая патология | 5 | 2 | 3 |
1.13 | Экологические беженцы | 5 | 2 | 3 |
2. | Социальная экология | 35 | 14 | 21 |
2.1 | Человек - биосоциальный вид | 5 | 2 | 3 |
2.2 | Социальная адаптация к окружающей среде | 5 | 2 | 3 |
2.3 | Деятельность человека, как антропогенный фактор | 5 | 2 | 3 |
2.4 | Экология | 5 | 2 | 3 |
2.5 | Экономика | 5 | 2 | 3 |
2.6 | Политика | 5 | 2 | 3 |
2.7 | Социальная среда, как фактор формирования экологической культуры | 5 | 2 | 3 |
3. | Тенденции современного развития природной и техногенной среды | 10 | 4 | 6 |
3.1 | Эффект бумеранга | 5 | 2 | 3 |
3.2 | Концепция устойчивого развития | 5 | 2 | 3 |
4. | Международное право в области экологии | 10 | 4 | 6 |
4.1 | Глобальный характер экологических проблем | 5 | 2 | 3 |
4.2 | Назначение международного экологического права, экологических проблем | 5 | 2 | 3 |
5. | Российское законодательство и экология | 15 | 6 | 9 |
5.1 | Необходимость законодательного обеспечения экологической политики РФ | 5 | 2 | 3 |
5.2 | Правовые основы системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования населения РФ | 5 | 2 | 3 |
5.3 | Формирование экологического мышления, как необходимое условие выживания и будущего развития человечества | 5 | 2 | 3 |
Экскурсии | 8 | - | 8 | |
1. | Зоологический музей кафедры зоологии СГУ | 2 | - | 2 |
2. | Секции биологии, экологии Малой Академии Наук школьников | 2 | - | 2 |
3. | Ботанический сад г. Ставрополя | 2 | - | 2 |
4. | Дендрарий Михайловска | 2 | - | 2 |
Всего часов | 143 | 1 час - резерв |