Тема урока: "Формирование приемов экологической деятельности при изучении химии на основе компетентностного подхода"

Разделы: Химия, Экология


Изменение приоритетов школьного образования, обусловленные переходом к личностно-развивающей парадигме, вызывает необходимость разработки моделей обучения, которые способствуют адаптации личности к реалиям окружающей действительности. Для каждого обучаемого необходимо качественное образование в соответствии с его склонностями и интересами, вооружение учащихся не только суммой знаний, но и формирование у них современного мышления, их познавательных способностей. Одним из путей решения данной задачи является реализация компетентностного подхода, обеспечивающего формирование предметных умений и навыков в процессе предметной подготовки как составляющих фундаментальной грамотности подрастающего поколения. Эффективность обеспечения функциональной химической грамотности учащихся может быть достигнута, если образовательный процесс будет включать в себя формирование у школьников приемов экологической деятельности и отвечать следующим условиям:

  • практико-ориентированный характер конструирования учебной информации;
  • деятельностные способы и формы ее освоения;
  • обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся.

При изучении химии процесс овладения учащимися экологической деятельностью как составляющей их функциональной грамотности включает в себя следующие компоненты:

  • развитие логического мышления;
  • освоение химического языка;
  • формирование приемов химического моделирования;
  • развитие химической памяти.

Компетентностный подход подразумевает формирование ключевых компетенций (готовности учащихся использовать знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач). Ключевые компетенции – это познавательная, коммуникативная, информационная, организационная. Познавательная компетентность предполагает привлечение разных предметных знаний (химии, биологии, математики, физики) для решения какой-либо проблемы. Развитие информационной компетентности ученика осуществляется через поиск, сбор, анализ, обобщение, оценку информации. Работа с информацией охватывает:

  • использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
  • использование различных форм обучения: работа в группе, обсуждение, дискутирование, презентация совместных проектов с использованием современных технологий способствуют развитию коммуникативной компетентности. Организационная компетентность включает: планирование, проведение исследования, организацию исследовательской деятельности.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? Включение в уроки химии элементов экологических знаний, расчетных задач с экологическим содержанием, лабораторных опытов позволяет развивать у учеников возможность предвидения тех негативных последствий, которые несет в себе тот или иной вид человеческой деятельности. Для эффективного решения таких задач используются активные педагогические технологии и следующие методы: метод проблемного обучения, когда постоянно проявляется интерес учащихся к поставленной задаче, что позволяет активизировать деятельность обучаемых детей. При таком подходе активно развиваются мышление, память, речь, внимание, восприятие; значительную роль играют методы, направленные на формирование умений и навыков реализации основных целей экологического образования. Особое внимание уделяется интерактивным методам - методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт. Активные методы позволяют погрузить обучаемых в контролируемое общение, включить их в реальные события, создать условия, в которых обучаемые вынуждены апеллировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня. Новая задача - учить пониманию. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы. Интерактивные методы позволяют научить слушать, передавать и структурировать информацию. Моделирование различных процессов дает возможность создать среду, в которой участники учатся понимать друг друга даже при разных уровнях подготовки.

Игры помогают в принятии решений, моделировании педагогических ситуаций и в нахождении ответов, выходящих за общепринятые рамки поиска решений. Проектное обучение позволяет реализовать творческие возможности личности, развивает умения логического мышления и формирует основы корпоративной деятельности.

Для осуществления процесса обучения и реализации поставленных задач использую различные виды уроков: проблемные, урок-исследование, урок-деловая игра, урок-путешествие, урок-лекция, урок-семинар, обогащаю их разнообразными видами экологической деятельности, которые способствуют соединению фундаментальных и прикладных знаний учащихся.

Учащиеся привлекаются к проектной деятельности - деятельности, которая способствует самоорганизации учащимся своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели, т.е. представляет собой организованную в рамках учебного процесса деятельность, в которой хорошо формируются и проявляются ключевые компетентности. Введение элективных курсов по химии с элементами экологической деятельности и спецкурса “Химик-лаборант” способствуют возникновению внутренних мотивов к расширению и углублению знаний в области химии и экологии. В данном курсе рассматриваются экологические проблемы.

При этом мы стремимся развивать мыслительную деятельность учащихся (научить систематезировать, обобщать, делать выводы, принимать решения), формируя ценностно-смысловую компетенцию. Компьютерные технологии применяются в качестве средства обучения, позволяющего расширить кругозор учащихся в области химии и экологии, а также способствуют возникновению внутренних мотивов к расширению и углублению знаний в области информатики. У учащихся формируется информационная компетенция: самостоятельно отбирать необходимую информацию химического характера. В научно-исследовательской работе в рамках спецкурса “Химик-лаборант” участвуют, в нашем случае, ученик и учитель, именно такое содружество позволяет учащимся реализовать себя в образовательном процессе, а самообразование становится творческим, продуктивным, достигающим поставленных целей. Ученик и учитель выступают как субъекты, так как учитываются субъективный опыт и способы работы с опорой на субъективный опыт. Применяемой нами формой научной работы является исследовательский проект. Работа над исследовательским проектом осуществляется учащимися в малочисленных группах. Здесь формируются умения работать в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе - коммуникативная компетенция. Взаимосвязь знаний и способов деятельности здесь очевидна.

Таким образом, формирование приемов экологической деятельности при изучении химии, умений и навыков в процессе предметной подготовки как составляющих фундаментальной грамотности подрастающего поколения осуществляется на основе компетентностного подхода.