Форма урока: деловая игра “вертушка-общения”, групповая форма работы.
Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных экологических проблемах Якутии.
- Развивать логическое мышление, монологическую речь, умение самостоятельно использовать различные источники информации (в том числе и аудиовизуальные)
- Воспитание экологической культуры, умения работать в микрогруппе, вырабатывать деловой стиль общения, помогать друг другу.
Оборудование: видеомагнитофон, магнитофон, мультмедиапроектор, экран.
Подготовка к уроку: видеофрагменты: "Скорбящий мой Вилюй", "Природа Южной Якутии", аудиозапись - "Звуки природы", презентация о природе Якутии (выполнена учащимися)
За неделю до урока подготовлены:
4 эксперта из числа учащихся и 2 “ психолога- аналитика”. Каждому из них поставлена задача, объяснена роль. Эксперты заполняют карты эксперта на уроке. В кабинете ребята работают за столами А, Б, В, Г. На каждом столе этикетка, вопросы-задания по основным экологическим проблемам, памятки "Правила работы в микрогруппе", СМИ, памятки, статистические материалы, атласы Якутии.
Оформление доски: запись темы, эпиграф: "Люди повинуются законам природы даже когда действуют против нее". (Гёте). Вопросы:
1. Какие экологические проблемы актуальны для Якутии?
2. В каких районах Якутии сложилась неблагоприятная экологическая ситуация?
3. Чем грозит человеку загрязнение окружающей среды?
4. Каковы пути решения экологических проблем?
(Перед началом урока звучит аудиозапись "Звуки природы", участники берут свои личные карточки и усаживаются за столы).
План урока
1. Организационный момент. | |
Вступительная беседа. | 4мин. |
2. Просмотр видеофрагмента "Скорбящий мой Вилюй". | 5мин. |
3. Работа в микро группах. | 18мин. |
4. Выступления экспертов, учащихся, просмотр презентации. | 10 мин. |
5. Выступление “психолога-аналитика”, рефлексия. | 3м. |
6. Обобщение. Заключительное слово учителя. Просмотр видео фрагмента "Природа Южной Якутии". | 5мин |
Ход урока
Слово учителя. Сообщение темы и цели, правил игры "вертушки общения". Учитель выступает в роли координатора, ученики - “психологи-аналитики” - наблюдают за ходом и результативностью работы микрогрупп, ученики-эксперты работают, каждый за своим столом над своими вопросами со сменными микрогруппами, формируют общее мнение, выявляют лидеров. Остальные учащиеся согласно карточке участника, с указанием стола на каждом этапе, должны отработать вопросы в 4 микрогруппах в течение урока.
Цель игры: выработка общего мнения, поиск ответов на проблемные вопросы, выявление лидеров, отработка умения работы в микро группах.
Учащиеся рассаживаются за те столы, что указаны у них в карточке участника.
Вступительная беседа.
Мы уже не раз обращались к этим проблемам, обсуждали видеоматериалы по этой тематике, работали со СМИ. Считается, что территория Якутии пока сравнительно мало затронута глубокими преобразованиями и химическим дисбалансом среды, связанным с хозяйственной деятельностью человека. Но нельзя забывать о том, что наша земля находится в экстремальных физико-географических условиях. Так, многолетняя мерзлота является особенностью экосистем нашего края и при нарушении почвенно-растительного покрова грунты протаивают и деформируются. Тундра, тайга - неустойчивые ландшафты. Все биогеохимические процессы здесь протекают неактивно, вяло: из-за длительного холодного периода разложение загрязняющих веществ идёт в 10-15 раз медленнее, чем в лесостепной и степной зонах. Поэтому северная природа очень уязвима.
Отношения коренного населения с природой строились на взаимоуважении. Веками нарабатывались "безотходные технологии". Принятый от природы продукт-подарок весь шёл в дело. Существовала гармония в отношениях человек-природа.
Сейчас за окном XXI век, развивается наука, техника. Большие территории захвачены под промышленное строительство, предприятия горнодобывающей промышленности, градостроительство. Естественные экосистемы загрязняются, пастбища и промысловые угодья сокращаются. Экологические законы рационального природопользования "Всё связано со всем. ", "За всё надо платить", "Всё надо куда-то девать", "Природа знает лучше" - означают, что нельзя пытаться покорить природу, а надо сотрудничать с ней. Нельзя забывать и о том, что сам человек - тоже биологический вид, что он часть природы, а не её властелин:
Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нём времени года,
И особый в нём музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнём.
Человек - он зима или лето,
Или осень, с грозой и дождём.
Всё вместил в себя: версты и время
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек - он ведь тоже природа. . .
Так давайте природу беречь!
Итак, основные экологические проблемы нашей республики связаны с загрязнением в результате воздействия человека на природу.
2. Просмотр видеофрагмента "Скорбящий мой Вилюй".
Перед просмотром ставится цель и вопросы (на доске).
Учащиеся получают информацию об экологических проблемах Вилюйского района.
Беседа после просмотра.
- Какие экологические проблемы отражают кадры видеофильма?
- Какую дополнительную информацию о загрязнении атмосферы, гидросферы, литосферы вы получили, просмотрев этот фильм?
Ответы учащихся.
3. Работа в микрогруппах.
Учитель: за каждым столом в микрогруппах работаем над выработкой общего мнения по поставленным вопросам. Знакомство с правилами работы в микрогруппе. Используем все раннее полученные знания.
Правила работы в микро группе.
- "Камнем" в соседа бросать не смей, бросишь "камень" не будет идей.
- Ценится в целом комплекс идей, созрела идея - говори поскорей.
- Складывай мысли в гору большую, из сотен простых найдёшь золотую.
- Думай, твори, говори поскорее - поиск идет необычной идеи.
- Все высказываются по кругу и не мешают друг другу.
1 этап. За столом А ребята составляют выступление по проблеме:
- какие экологические проблемы актуальны для Якутии?
За столом Б выясняют:
- в каких районах Якутии сложилась неблагополучная экологическая ситуация?
За столом В обсуждают:
- чем грозит человеку загрязнение окружающей среды?
За столом Г все высказываются по вопросу:
- пути решения экологических проблем.
2 этап. Учащиеся переходят к другим столам по сигналу учителя (каждый к своему, указанному на 2этапе).
3 этап. Переход и отработка 3 проблемы.
4 этап. Переход и работа каждого учащегося за 4 столом.
5этап. Каждый садится за стол с наиболее значимой для него проблемой.
Идет подготовка выступлений от каждого стола.
4. Выступления экспертов, наиболее активных учащихся.
Стол А - Есть мнение, что в результате "хозяйственной" деятельности человечество беспощадно эксплуатирует природные ресурсы, в результате чего происходит истощение недр, лесов, почвы. Концентрация промышленности в городах, сжигание углеродного топлива на электростанциях, химическое загрязнение, загазованность, выхлопы - всё это опасно для атмосферы.
Особенно вызывают тревогу такие процессы, как глобальное потепление и его последствия и истощение озонового слоя, предохраняющего всё живое на нашей планете от вредных ультрафиолетовых лучей. Необходимы долгосрочные программы в области охраны природы. Существует множество экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы, вод и почвы, с вырубкой лесов, трансформацией ландшафтов в результате разработки полезных ископаемых, вовлечением в ближайшем будущем новых нетронутых территорий в сферу хозяйственного и промышленного освоения, сохранением ареала обитания и численности многих редких растений и животных. Горные разработки на территории республики, строительство вызывают полное уничтожение или значительное нарушение почвенно-растительного покрова, изменение мерзлотного режима, видового состава и численности живых организмов. Обработка сельскохозяйственных земель и выпас стойлового скота замещают естественную растительность, уплотняют почву, загрязняет водные объекты.
В результате лесозаготовок происходит обезлесение, замещение ценных хвойных пород малоценными, обеднение фауны, в том числе промысловой. Пожары вызывают полное или значительное уничтожение живых организмов, значительное изменение их видового состава. Сжигание топлива, приводящее к изменению состава и прозрачности воздуха, образованию кислых осадков, незначительному химическому загрязнению почв, угнетению живых организмов, в различной степени характерно для всех населённых пунктов республики. (Радиация в Вилюйском районе, пылевое загрязнение, коммунальное хозяйство, транспорт, мусор).
Демонстрация презентации о природе Якутии учащимися.
Стол Б В Якутии выделяются три крупных очага антропогенного влияния - Центральная Якутия - высокая плотность населения, город Якутск имеет множество предприятий, расположен в безветренной котловине (60 смоговых дней в году), автотранспорт - 80% выбросов в атмосферу. Парк автомобилей составляет более 70 тысяч автомашин, по бензопирену ПДК превышает 8,по сероводороду 2 ПДК, диоксиду азота 6ПДК, окисьуглерода 4,5ПДК (Государственный доклад, 2005г. ).
Западная Якутия - (Мирный, Айхал, Удачный, Ленск), где сосредоточены алмазодобывающая промышленность и нефтегазоносные предприятия. Также загрязнена река Вилюй (ГЭС, водохранилище) фенолами, сероводородом. (100 г/л, затоплено 30 млн. куб. м. растительной массы, 90% лиственницы, 36 млн. т. почвенной органики - вся эта масса стала выделять фенолы, сероводород, углекислый газ, воды реки Вилюя отравлены). Произошло катастрофическое сокращение рыбных запасов, исчезли таймень, чир, осетровые. В результате подземных ядерных взрывов в хозяйственных целях, в наземные экосистемы попала радиация (аварийные взрывы “Кратон-3” и “Кристалл”)
Южная Якутия - сосредоточен ЮЯТПК с крупными добывающими и обогатительными предприятиями. Добыча угля открытым способом на Нерюнгринском разрезе, ОФ, ГРЭС вносят основной вклад в загрязнение выбросами атмосферы, водных объектов. Приоритетные загрязняющие вещества - диоксид и оксид азота, бензопирен, диоксид серы. Уникальное озеро Большое Токо (здесь соединена флора и фауна двух природных зон - тихоокеанской и якутской) под угрозой загрязнения и уничтожения в связи с будущей разработкой Эльгинского месторождения каменных углей.
Особенно необходима стабилизация экологической обстановки в следующих районах;
- полоса притундровых лесов;
- бассейн реки Вилюй
Стол В - По данным Министерства Здравоохранения РС (Я) в республике в последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция в демографической ситуации: на фоне снижения рождаемости регистрируется рост смертности. Растёт число заболеваемости населения: патологией щитовидной железы, онкозаболеваниями, гепатитом. Отмечается рост числа хронических заболеваний ЖКТ. В условиях природной экстремальности, неблагополучия экологической ситуации, неудовлетворительного развития социально-экономической инфраструктуры имеет место широкий спектр таких патологий как болезни сердечно-сосудистой, пищеварительной, лёгочной систем, инфекционные заболевания. Очевидно влияние водного фактора. Недоброкачественная вода. Выбросы промышленных предприятий влияют на здоровье (особенно детей: заболевания нервной системы, эндокринной).
Стол Г - Пути решения экологических проблем:
- внедрение передовых, безотходных технологий;
- охрана и защита природы, всех её компонентов, лесов и т. д. ;
- восстановление леса, озеленение, матер. база лесничеств;
- утилизация отходов;
- лимит на охоту, рыбалку и т. д. ;
- создание, содержание заповедников, заказников, охранных территорий, национальных парков;
- мониторинг;
- создание экобезопасности информационным, предупредительным и принудительным путём;
- создание системы непрерывного экологического образования, воспитания, просвещения;
- изменение сознания людей.
После выступления ребят, эксперты называют лидеров, психологи-аналитики дают оценку работы учащихся в микро группах на всех этапах работы (Выполнялись ли правила деловой игры? Рабочий настрой, микроклимат, стиль общения. Не было ли неприятия чужого мнения? Как "сработал" метод мозговой атаки? Были ли нарушения? Были ли выступления экспертов чёткими, ясными, доказательными? Правильно ли отражена суть проблем?
Рефлексия. Высказывания учащихся о продуктивности своей работы.
- Комфортно ли вы чувствовали себя во время игры?
- Какие знания были обобщены сегодня на уроке?
- Как в практике повседневной жизни пригодятся знания и умения, приобретенные в процессе подготовки к уроку?
6. Обобщение
В разделе 1 Конституции РС (Я) ст. 5 говорится: “Земля, недра и их богатства, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, водное пространство являются её собственностью и неотъемлемым достоянием народа РС(Я). Осуществление экономических, социальных и других программ требует учёта экологических особенностей среды обитания народов. Решение конкретных экологических вопросов территориального значения возлагается на местную администрацию”
Каждый человек имеет право на экологическую безопасность, но и долг каждого человека, гражданина - беречь, охранять природу”.
Просмотр видеофрагмента “Природа Южной Якутии”.