Химия
-
Оксиды углерода. Химия. 9-й класс 2005
Химия в списке учебных предметов, формирующих экологическое мировоззрение, занимает одно из первых мест. Поэтому так важно при изучении ряда тем школьного курса не только кратко сообщать, какое вредное воздействие оказывает то или иное вещество на состояние природной среды, но и каков механизм его воздействия на живые организмы. При этом особый акцент надо делать на то, как нейтрализовать пагубное влияние этих веществ на окружающую среду.
-
Химико-педагогическая игра "Химики при дворе короля Силициума" 2005
Проектируя и проводя такие игры, старшекурсники приобретают реальный творческий опыт создания и детальной отработки массовых химико-педагогических игр, который используют далее в педагогической практике и будущей работе. Первокурсники узнают друг друга, резко снижается уровень стресса, пропадает страх перед учёбой в вузе; первый курс формируется как коллектив. Принципы, среди которых одним из основных является принцип интеграции предметных субкультур, структура, методика проектирования и организации таких игр были изложены нами ранее в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2003-2004 на примере ХПИ "Химики - птенцы гнезда Петрова".
-
Урок химии: "Классификация, состав и свойства кислот", 8-й класс 2005
Урок знакомит учащихся с кислотами: их классификацией свойствами и составом; включены практические занятия.
-
Развитие критического мышления на уроках химии 2005
Актуальным в образовании стал вопрос о педагогических технологиях. "Развитие критического мышления" - это педагогическая технология построения урока. Уроки, выстроенные с использованием данной технологии, побуждают детей самих задавать вопросы и активируют к поиску ответа. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Структура занятий составляет трёхфазный процесс: вызов, осмысление, рефлексия.
-
Химический тренажер для 8—9 класса 2005
Химический тренажер для 8-9 класса; можно использовать для обобщения материала за курс химии 8 класса, для повторения материала 8 класса в начале 9 класса. Тренажер включает в себя следующие разделы: название химических элементов, химические формулы, валентность, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, расположение электронов по энергетическим уровням, орбитали, важнейшие классы неорганических соединений, основания, кислоты, соли.
-
Основные методы решения задач на смешивание растворов 2005
Математика многообразна и многогранна. Существуют задачи, которые решают как на уроках математики, так и на уроках химии. В данной статье приводятся рекомендации по решению химических задач на смешение растворов разными способами: с помощью расчетной формулы, "Правила смешения", "Правила креста", графического метода, алгебраического метода. Приведены примеры решения задач. Данные материалы предназначены учителям математики, желающим организовать элективные курсы в школе.
-
О профилированном преподавании химии в профессиональном лицее 2005
Целью данной работы является создание профилированного курса химии для учащихся, обучающихся по профессиям "портной-закройщик" и "парикмахер" на базе основного образования.
-
Спирты и вещества сухой перегонки табака. Их значение в жизни человека 2005
Интегрированный урок по теме «Спирты и вещества сухой перегонки табака. Их значение в жизни человека». Бинарный урок по биологии и химии с элементами ролевой игры и использованием модуля. Рекомендуется проводить урок в 9 классе. Тема актуальна. Учащиеся с интересом выполняют предложенные задания
-
Путешествие в страну кислот 2005
В последнее время большое внимание уделяется методам интерактивного обучения. В данной статье показано, как можно использовать групповую, исследовательскую, экспериментальную формы работы при изучении темы "Кислоты".
-
Природные источники углеводородов 2005
Мной предлагается разработка урока глобальной ориентации по теме "Природные источники углеводородов", проводимого в 10 классах. По типу это контрольно-обобщающий, интегрированный урок, дающий возможность глубокому взаимопроникновению, слиянию знаний из области химии и химической технологии, биологии, экологии, географии, истории и физики, позволяющий применять материалы регионально-национального компонента.
-
Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества (практическая работа) 2005
Очень важно, чтобы систематическое изучение основ предмета разумно сочеталось с так называемой прикладной химией. Последняя предполагает разъяснение учащимися того, как знание законов и принципов химии, свойств наиболее распространенных веществ, владение химическими методами исследования можно использовать в повседневной жизни при решении практических задач, в быту, на производстве и т. п.
-
Интегрированный урок (физика + химия) с применением модульной технологии. Тема: "Сгорание топлива" 2005
Основные цели и задачи урока - сформировать у учащихся представление о процессах, протекающих при сгорании топлива, ввести формулу для расчёта количества теплоты, выделяемой при сгорании топлива; продолжить формировать мировоззрение учащихся, развивать осознанное отношение к процессам, влияющим на экономию и понимание собственной значимости; развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, умение выделять главное, анализировать и делать логические выводы.
-
Химический КВН "Читая Менделеева…" 2005
Урок обобщает знания учащихся по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева", а также развивает интерес к предмету.
-
Разработка урока по органической химии "Глюкоза – альдегидоспирт" 2005
Разработка урока по органической химии,посвященного проведению эксперимента. Эксперимент предполагает выдвижение гипотезы, затем ее проверку с помощью опыта и, наконец, вывод, подтверждающий или опровергающий данную гипотезу. Задача урока - сделать вывод о природе неизвестного вещества на основании проведенного эксперимента.
-
Урок химии в 11-м классе: "Решение задач с использованием газовых законов" 2005
В представленных материалах приведено содержание основных блоков урока "Решение задач с использованием газовых законов", цели которого в получении практических навыков применения газовых законов для решения химических задач, установлении межпредметных связей с физикой и экологией. Прилагаются задачи с решениями для разбора во время проведения урока и задания для самостоятельной работы, типовые и нестандартные.
-
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса по теме: "Химия: теория и практика в тестах и задачах" 2005
Главное предназначение курса состоит в том, чтобы ученику дать возможность развить химическую логику, научиться решать задачи и выполнять тестовые задания разного уровня сложности.
-
Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"( для учащихся 8-х классов) 2005
Внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной декады. Конкурсная программа, занимательные опыты, интереснейшая сценка, загадки, стихи и ода, посвященная химии и все это в сопровождении ведущих вечера, говорящих на русском и английском языках.
-
Интегрированный урок по дисциплинам: физколлоидная химия и технология приготовления пищи. Тема урока: "Физико-химические изменения углеводов продуктов питания в процессе технологической обработки" 2005
Интегрированный урок с мультимедийным сопровождением позволил студентам самостоятельно исследовать изменения углеводов и выявить проявление этих изменений в технологии приготовления пищи. Тестирование и взаимоконтроль помогли оценить студентам полученные на уроке знания.
-
Разработка уроков с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" 2005
В статье показано значение основных этапов урока в технологии РКМЧП: стадии вызова, стадии осмысления (работы с текстом или другим источником информации), стадии рефлексии. Уроки разработаны с использованием стратегий РКМЧП: стратегия взаимообучения "Зигзаг", стратегия "Параллельные тексты".
-
Обобщающий интегрированный урок: "…Oxygenium… Oxygenium…сохраните…" 2005
Предлагаемый интегрированный урок для 8 класса включает в себя материал по химии, биологии, географии и экологии. Он разработан в соответствии с принципом интегрированного подхода к содержанию обучения. Основная цель такого урока – развитие познавательного интереса учащихся, их творческих способностей, формирование единой картины мира. Урок разработан в форме деловой игры, что позволяет создать положительный эмоциональный фон обучения.
-
Кальций и его соединения 2005
В современной школе большое внимание уделяется саморазвитию личности ребёнка. Данная разработка урока – это обработанная учителем самостоятельная исследовательская работа учеников 9-го класса с применением новых информационных технологий. При проведении данной работы расширяется кругозор учащихся, они учатся самостоятельно находить и обрабатывать материал. Работа имеет профориентационную направленность и способствует профессиональному самоопределению учеников.
-
Неделя физики и химии 2005
Каждый год в нашей гимназии проводятся Недели, посвященные различным предметам, при этом обязательно учитываются межпредметные связи. Например, проводится совместная Неделя физики и химии. Заранее составляется программа, в которой мы стараемся учесть интересы и старших и младших гимназистов, так чтобы как можно большее количество ребят могло проявить себя, свои знания и умения. В статье приводится программа Недели физики и химии, проведенной в 2003 - 2004 учебном году, а также сценарий "Турнира знатоков физики и химии".
-
Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" 2005
Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.
-
Урок в 7-м классе по теме: "Физические и химические явления. Признаки химических реакций" 2005
Связующим звеном между программой курса "Физика. Химия" для 5 - 6-х классов и программами курсов химии для 8 -11-х классов средней общеобразовательной школы является пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для 7-го класса, который продолжает знакомить учащихся с основными понятиями химии. В статье представлена разработка одного из уроков курса по теме "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
-
Интегрированный урок русского языка и химии в 8-м классе. Тема урока: "Кислород" 2005
Интегрированный урок русского языка и химии в 8-м классе содержит материал для повторения и обобщения изученного по этим предметам. На уроке учащиеся повторяют все разделы русского языка, обобщают знания о кислороде, о его открытии и свойствах. Много внимания уделяется развитию речи, развитию логического мышления, научному стилю речи, работе со словарями. На уроке организована групповая работа, в результате которой, у учащихся формируется навык взаимодействия и сотрудничества.
-
"Химия — жизнь, а жизнь — это химия "(Строение и функции белков с точки зрения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Конспект открытого урока) 2005
Что является движущей силой образования пептидной связи? Благодаря чему образуются вторичная и третичная структуры белка? Почему так разнообразны функции белков в организме? Ответ на эти и другие вопросы, возникающие в ходе урока, ученики находят, руководствуясь основными положениями теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.
-
Интегрированный урок химии и литературы "Д.И. Менделеев и А. Блок в истории России" 2005
В статье дано содержание интегрированного урока химии и литературы, рекомендуемого для проведения в 8-м классе в конце изучения темы "Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева, целью которого является расширение знаний по истории классической науки с использованием межпредметных связей; развитие творческих способностей и познавательного интереса.
-
Игровые технологии на уроках химии 2005
Уникальность дидактической игры по химии заключается в её наполненности образной химической информацией, которая, как правило, отсутствует в традиционных формах предметного обучения. Предлагаемая дидактическая игра входит в сборник развивающих игр по химии «Фракталы вещества» и является одним из средств усиления мотивации к изучению химии, повышения рейтинга уроков химии, а так же стимулом развития педагогического и ребячьего творчества.
-
Химический тренажер по решению расчетных задач 2005
Тренажер для решения расчетных задач по химии относится к обучающим программам. В качестве примера представлен только один из имеющихся типов задач: вычисление продуктов реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Каждый из типов задач имеет следующую структуру: алгоритм для решения задач данного типа, тренажер задач первого, второго и третьего уровней, проверочная работа на два варианта. Задачи первого уровня носят репродуктивный характер, для их решения необходимо точно применить алгоритм. Задачи второго уровня, имеют несколько измененные условия, рассчитанные на умение трансформировать расчетные формулы. Задачи третьего уровня предполагают наличие знаний по химии и умение справляться с задачами разных типов. Этот тренажер способствует развитию и укреплению знаний, обеспечивает дифференцированный подход к учащимся и рациональному распределению учебного времени. Тренажер для решения расчетных химических задач можно использовать как в печатном, так и в электронном виде.
-
Структурирование процесса обучения химии как средство формирования учебно-познавательной и креативной компетентности учащихся 2005
В статье описана методическая система, реализующая компетентностную модель образования на примере обучения химии. Для достижения поставленных образовательных целей вносятся изменения в содержание, структуру, методы, технологии изучаемого предмета, меняется композиция материала, которая становится более адекватной, задачной и практической направленности. Представлены конкретные и апробированные технологии проведения различных развивающих форм учебных занятий - аукцион, конференция, деловая игра, театрализация, а также описаны формы организации учебной деятельности, методы и приёмы обучения.