Цель: расширить и конкретизировать представления учащихся о воде и ее биологическом значении.
Задачи:
- научить учащихся внимательно относиться к окружающему нас миру, прививать представления о безграничной познаваемости мира;
- формировать умение работать с научно-популярной литературой, развивать интеллектуальную сферу, способствовать расширению кругозора, развивать любознательность;
- воспитывать бережное отношение к природе и, в частности, к воде - самому уникальному веществу на Земле, обратить внимание присутствующих на экологическую обстановку в НПР.
Оборудование:
- таблицы и карты с данными по экологической обстановке в НПР;
- прибор для демонстрации электролитической диссоциации растворов, два стакана с водой: кипяченой и “сырой”;
- рисунок “Портрет воды”;
- телевизор, видеомагнитофон, видеофрагмент “Открытие воды ”;
- магнитофон, аудиокассета со звуками шума дождя;
- таблица для жюри с описанием видов заданий и оценочными баллами;
- газеты и плакаты о воде в природе и ее свойствах.
- Карта Норильского промрайона
Ход урока
I. Введение о содержании урока, правилах игры, о командах
II. Ход урока
1. Вступление
(Звучит запись шума дождя, сидит человек, и что-то рисует в блокноте).
Учитель: Вероятно вот так, размышляя под шум дождя, сидел английский химик Джон Бернал в аэропорту и что-то чертил в своем блокноте. Мысли его витали где-то далеко, но все время возвращались к этим нескончаемым водяным каплям, из-за которых был отложен его рейс. И постепенно на листе появился рисунок - портрет воды.
(Человек встает и показывает рисунок).
Ведущий: Не правда ли очень похоже на медвежонка? Вот ушки - два атома водорода, а это голова - атом кислорода. Кажется, как все просто. Но вода - это удивительное и загадочное вещество. С древнейших времен люди знали и применяли воду, но открыта она была гораздо позже. Нет ли здесь противоречия?
1 вопрос: Что значит “открыть” воду?
Этим вопросом мы открываем наш информационно-игровой урок.
Ответ:
- Выделить химически чистое вещество, изучить его свойства (t кип., t плавл. и др.).
- Изучить состав молекулы: какие химические элементы и в каком количестве входят в состав молекулы.
Учитель: А сейчас посмотрите фрагмент фильма об открытии воды.
2 вопрос: Ваша задача составить уравнения реакций, о которых пойдет речь в этом фильме.
Ответ:
- 2Н2О2Н2 + О2
- Fe + H2OFeO + H2
2. Вода в природе
Ведущий: - Знаете ли вы, что в природе существует необычная вода. Называют ее тяжелой.
Итак, информация первая:
Тяжелая вода
В 1933 г. научный мир неожиданно облетела сенсационная новость: обнаружена тяжелая вода. Известный американский физикохимик Г.Н.Льюис и его ученик Р.Макдональд впервые выделили из природной практически чистую тяжелую воду. Этому открытию предшествовали поиски тяжелого изотопа водорода дейтерия. За это открытие американский физикохимик Г.К.Юри получил в 1934 г. Нобелевскую премию.
Ведущий: В состав обычной молекулы воды кроме атома кислорода входят 2 атома изотопа водорода протия с относительной атомной массой 1. В состав тяжелой воды вместо протия входит дейтерий. Масса изотопа дейтерия 2.
Задание 1
Наш вопрос заключен в таблицу, где вы должны указать состав атомов протия, дейтерия и догадаться о существовании еще одного изотопа водорода.
За каждую правильно заполненную ячейку вы получаете 1 балл.
Таблица “Изотопы водорода”
Формула воды | Изотоп водорода | Формула изотопа | Относит. масса | Число |
||
протонов | нейтронов | электронов | ||||
Н2О | протий | Н |
1 |
|||
дейтерий | D |
2 |
||||
Т2О | тритий |
Информация вторая:
Конечно, свойства тяжёлой воды отличаются от свойств обычной. Так, обычная вода имеет максимальную плотность при температуре +4оС, а тяжёлая при +11,6оС. Второе отличие - плотность. У обычной чистой воды она составляет 1 г/см3. Плотность тяжёлой воды 1,0775 г/см3. Третье отличие - воздействие на живые организмы. Если обычная вода - источник жизни, то тяжёлая вода - источник смерти, так как она подавляет всё живое.
Задание 2
Рассчитайте разницу в весе стакана с обычной и тяжёлой водой объемом 250 мл.
Ответ: V=mp; m(H2O)=250 г ; m(D2O)=269,4 г; разница в массе составляет 19,4 г
Задание 3
Итак, вода очень разнообразна, и глубочайший смысл скрыт в словах “в одну реку нельзя войти дважды”.
Объясните это философское изречение с точки зрения химика.
Ответ: Каждая новая порция воды будет иметь различный химический состав, т.е. содержание растворенных веществ будет различно.
3. Домашнее задание
Учитель:
- Вам было предложено к сегодняшнему уроку выполнить домашнее задание:
Cоставить рассказ о воде, в котором будут допущены 3 ошибки или неточности, касающиеся воды. Команда- соперница должна попытаться их обнаружить. Максимальный балл за рассказ - 5 баллов, за найденные ошибки по 1 баллу.
4. Вода и жизнь
Задание: обменяться кроссвордами, составленными заранее командами.
5. Уникальные свойства воды
Ведущий 1: - Последние новости науки о необычных свойствах воды подготовили капитаны команд.
Задание 1: У вас на столах стоят по 2 стакана с водой. Определите, где вода “сырая”, а где кипяченая?
Ответ. Кипяченую воду от “сырой” можно отличить по наличию пузырьков воздуха.
Задание 2: Отфильтруйте загрязненную воду. Баллы определяем по качеству отфильтрованной воды и ее количеству.
Ведущий 2: - Итак, в чем же заключается уникальность свойств воды? Об этом нам расскажет учитель биологии (о биологических свойствах воды).
- Почему хвойным растениям удается не сбрасывать хвою на зиму?
- Почему зимующие в почве лягушки не замерзают?
6. Экология воды в НПР
Учитель: - Вода в Норильском промышленном районе, впрочем, как и везде на нашей планете, растворяет, перемещает и включает в биологический круговорот огромное количество веществ. Какие это вещества и какая вода нас окружает? Ответ на эти вопросы мы узнаем из экологической части нашего урока.
Ведущий 1(показывает по карте Норильского промрайона с использованием таблицы загрязнений водного бассейна):
Несмотря на проводимые мероприятия, уровень загрязнения водных объектов Норило-Пясинской водной системы продолжает оставаться высоким и их состояние продолжает ухудшаться. Поверхностные воды загрязнены соединениями меди, никеля, аммонийным и нитритным азотом, нефтепродуктами и другими веществами:
- Река Щучья - самый загрязненный водный объект бассейна р.Пясины. Особенно велико загрязнение соединениями меди, азота аммонийного. Периодически выявляются высокие среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в водах реки: медь - 19 предельно допустимых концентраций, марганец - 9 ПДК, азот аммонийный - 7 ПДК и
- Оз. Пясино - среднегодовые концентрации загрязняющих веществ составляют: нефтепродукты - 1-4 ПДК, медь - 5-9 ПДК,
- Менее загрязнены воды реки Амбарной: среднегодовая концентрация нефтепродуктов - 3 ПДК, марганца - 6 ПДК, меди - 10 ПДК, алюминия - 4 ПДК.
максимальные концентрации тех же ингредиентов - 31 ПДК, 22 ПДК, 21 ПДК соответственно;
марганец - 2-4 ПДК, алюминий - 6-10 ПДК;
Ведущий 2: Проектные и строительные ошибки, низкий технический уровень эксплуатации привели к тому, что с 1997 года АО “Норильский комбинат” загрязняет не только Норило-Пясинскую систему, как это было ранее, но и Енисейский бассейн.
Ежесуточное поступление загрязнённых вод через тело плотины и реку Буровую доходит до 1000 м3. Далее эти воды загрязняют реку Дудинку, на которой находится водозабор, обеспечивающий питьевой водой окружной центр г.Дудинку, и бассейн реки Енисей.
Учитель: Как вы считаете, какие меры надо предпринимать, чтобы Норильский горно-металлургический комбинат более эффективно занимался экологическими вопросами?
Обсуждение вопроса.
7. Обобщение - контрольные вопросы
Продолжите фразы:
- Лед плавает на поверхности воды, т. к….
- Дистиллированная вода не проводит электрический ток, т. к….
- Морская вода не обладает всеми свойствами индивидуального вещества, т. к….
- Тяжелой называют воду, т. к….
- Верблюд, в отличие от человека, может обходиться без воды 8 дней, т. к….
III. Подведение итогов
IV. Заключение - беседа о бережном отношении к воде
Ответ к таблице ”Состав изотопов водорода”
Формула воды |
Изотоп водорода |
Формула изотопа |
Относит. масса |
Число |
||
протонов | нейтронов | электронов | ||||
Н2О | протий | Н |
1 |
1 |
0 |
1 |
D2О | дейтерий | D |
2 |
1 |
1 |
1 |
Т2О | тритий | Т |
3 |
1 |
2 |
1 |
Таблица результатов игры “Уникальная вода”
N | План |
Содержание ответа |
Команда 1 |
Команда 2 |
1 | Введение | Ответ: 1. Выделить химически чистое вещество, изучить его свойства (t кип., t плавл. и др.) 2. Изучить состав молекулы: какие химические элементы и в каком количестве входят в состав молекулы (по 1 баллу) Ответ на фрагмент фильма:
|
||
2 | 2. Вода в природе | Ответ: (см. таблицу, по 1 баллу
за заполненную ячейку, макс. 12 баллов) Ответ: V=mp; m(H2O)=250 г; m(D2O)=269,4 г; разница в массе составляет 19,4 г (5б) Ответ: Каждая новая порция воды будет иметь различный химический состав, т.е. содержание растворенных веществ будет различно(3б) |
||
3 | Домашнее задание. | Рассказ - макс. 5 баллов Найденные ошибки - по 1 баллу |
||
4 | Вода и жизнь. | Кроссворд За качество или оригинальность - 5 б. За каждый ответ - по 1 баллу |
||
5 | Уникальные свойства воды. |
|
||
6 | Экология | Предложения по экологическому мониторингу (по 5 баллов) | ||
7 | Общие вопросы |
|
|
|
Итог: |
Литература
Савченко В. А. Экологические проблемы Таймыра. М: СИП РИА. 1998.