ЗАДАЧИ УРОКА:
- образовательные: проверить и обобщить
знания учащихся о физических и хими-
ческих свойствах кислорода, о составе воздуха, проверить усвоение материала с
помощью опорного конспекта; - развивающая: развитие способности к анализу и логическому мышлению;
- воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
ОБОРУДОВАНИЕ: опорный конспект "Кислород", дидактический материал; реактивы для проведения демонстрационного опыта по получению кислорода.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вот история простая:
Джозеф Пристли как-то раз,
Окись ртути нагревая,
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья,
Ярче в нем горит свеча.
А не вреден для дыханья?
Не узнаешь от врача.
Новый газ из колбы вышел.
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком,
Человек им тоже дышит...
Джозеф Пристли быстро пишет:
Кошка греется на крыше,
Солнца луч в окошко бьет,
Джозеф Пристли, с ним две мыши,
Открывает кислород.
Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме "Кислород", на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные ранее. Но наш урок будет необычным: мы совершим путешествие в страну, где правит Великий Кислород. Это будет непростая прогулка. В дороге вас ждут испытания, преодолеть которые можно только с помощью знаний, которые вы получили при изучении темы "Кислород". Итак, в дорогу, друзья!
Путь в королевство Великого Кислорода лежит через заколдованный химический лабиринт. Прохождение лабиринта начните с верхней левой клетки.
Сейчас вам нужно надеяться только на свои знания и взаимную помощь, так как работать будете парами. Попробуем найти правильный путь движения по лабиринту.
Игра “Химический лабиринт”
Молодцы, ребята! Я надеюсь, что вы все успешно справились с заданием и мы можем продолжить свой путь.
Изучая тему "Кислород", мы составляли опорный конспект, который поможет вам сейчас ответить на мои вопросы
- Что является источником кислорода на нашей планете?
- Охарактеризуйте физические свойства кислорода.
- Какие химические свойства характерны кислороду?
- Назовите способы получения кислорода в лаборатории и промышленности.
- Какими методами можно собрать кислород?
КИСЛОРОД. ОКСИДЫ.
Посмотрите, какие красивые цветы растут в царстве Великого Кислорода, да не простые цветы, а волшебные. Па лепестках этого цветка изображены формулы неорганических веществ. Выпишите из них формулы оксидов и назовите их.
Задание "Волшебный цветок" выполняется на листах в течение 3 минут.
Но нас с вами ждет еще одно испытание: чтобы продолжить свой путь, вы должны разгадать тайну "Магических колец". Впишите в кольца отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами ( один ученик вызывается к доске).
А теперь я хочу предложить вашему вниманию следующую ситуацию: "При выполнении практической работы "Получение кислорода и изучение его свойств" ученик действовал так. Он налил в пробирку раствор перманганата калия (марганцовки), закрыл пробирку пробкой с газоотводной трубкой, на которую надел вверх дном пустую пробирку, и стал ждать. Однако, лучинка, которую ученик подносил к отверстию пробирки-приемника, так и не вспыхнула"
Объясните, какие ошибки допустил ученик? Как правильно провести эксперимент по получению кислорода'/ Кто может продемонстрировать?
(Два ученика демонстрируют получение кислорода).
Отрывок из романа Жюля Верна "Опыт доктора Окса": "Доктор Оке говорит своему ассистенту: "Семьдесят восемь частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислый газ и водяные пары в переменных количествах..."
О чем идет речь? Что представляет собой воздух? Дайте полный ответ.
Наше путешествие близится к завершению. Чтобы нам выбраться из страны Великого Кислорода, необходимо преодолеть Океан химических вопросов. Я думаю, что с этим заданием вы справитесь также успешно, как и с предыдущими.
1. Влажное зерно нельзя хранить в больших кучах:
может произойти обугливание и даже
самовозгорание. Объясните, почему это
происходит.
Ответ: В данном случае мы сталкиваемся с
медленным окислением. Зерно медленно реагирует с
кислородом и теплота выделяется постепенно.
Когда зерно лежит в больших кучах, то теплота
выделяется в количестве, достаточном для
обугливания или даже самовозгорания. Чтобы этого
не произошло, зерно перелопачивают, то есть
перебрасывают с места на место.
2. Сорные куры строят гнезда из мусора и гниющих
остатков растений. В него на определенную
глубину они откладывают яйца. Самец время от
времени помещает клюв в эту кучу мусора и
частично раскидывает ее сверху или, наоборот,
делает выше. Для чего он это делает?
Ответ: В гнезде происходит медленное окисление с
постепенным выделением теплоты. Клюв птицы
выполняет роль термометра, измеряя температуру в
гнезде. Если там становится жарко, самец
раскидывает кучу мусора. И, наоборот, нагребает
ее, если в гнезде прохладно.
3. Почему перед уходом со стоянки туристы
засыпают землей угли костра?
Ответ: Туристы засыпают угли костра, чтобы
прекратить доступ кислорода, чтобы костер не
смог снова загореться и не возник пожар.
4 .Какую ошибку допустил ученик, сказав:
"Фосфор при горении, соединяется с воздухом"
Ответ: Фосфор при горении соединяется не с
воздухом, а с кислородом, который содержится в
воздухе.
5. Тигель с горящим скипидаром опустили в сосуд
с холодной водой. Горение скипидара при этом
прекращается. Почему?
Ответ: Горение скипидара прекращается, так как
при опускании тигля в холодную воду, скипидар
охлаждается ниже температуры горения.
6. Почему горение веществ на воздухе происходит
медленнее, чем в кислороде?
Ответ: Кроме кислорода, который составляет 1/5
часть воздуха, в состав воздуха входят другие
компоненты, которые не поддерживают горение.
Поэтому горение на воздухе происходит медленнее.
7. На одной из площадей Лондона установлен
памятник ученому-химику Он изображен с лупой в
руках, с помощью которой он собирает пучок
солнечных лучей, Какое событие увековечено в
памяти людей этой скульптурой?
Ответ: Этот памятник установлен английскому
ученому Джозефу Пристли и увековечил открытие
кислорода.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Великого Кислорода. Пора подвести итоги нашего урока. Вы преодолели множество препятствий и в этом вам помогли знания, полученные на уроках.
В заключение учитель благодарит учащихся за активное участие в уроке, выставляет оценки за устные ответы. Письменные работы будут проверены к следующему уроку.