Цели урока:
- обобщить знания об основных классах органических и неорганических в-в;
- знать их строение, свойства, применение и получение;
- углубить и расширить знания учащихся по курсу химии;
- уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- уметь работать самостоятельно и в коллективе;
- воспитывать чувство самосознания и собственного достоинства;
- способствовать развитию интереса к предмету;
- способствовать взаимной требовательности и уважению;
- привлекать учащихся 8-9-х кл. для поступления в профильные классы.
Оформление:
- девиз урока: “Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало”;
- рисунки, доклады, рефераты и творческие работы учащихся;
- портреты ученых-химиков, чьи имена упоминаются на уроке;.
- выставка книг для внеклассной работы по химии;
- музыкальные записи: отрывки из оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии” А.П. Бородина.
Для проведения урока приглашается жюри: классный руководитель 11-х кл., учитель химии, биологии, администрация.
Урок проводится по типу интеллектуальной игры “Слабое звено”. Подготовка к уроку начинается заранее (2-3 недели). Учащиеся предупреждаются о проведении такой игры. Состав команды в количестве избирается по желанию учащихся. (Если в школе есть профильные классы или углубленное изучение химии, то подобные уроки рекомендуется проводить перед учащимися 8-9-х классов в рекламных целях, пропагандируя химический профиль). Проводятся уроки повторения и обобщения знаний. Отдельные вопросы могут быть вывешены на доске заранее. Учащимся рекомендуется литература для подготовки к уроку.
ХОД УРОКА
I. Вступление.
Слово учителя.
Сегодня на уроках мы должны обобщить материал по курсу химии, которые мы изучили в школе. Это очень важно для каждого, чтобы можно было сделать самооценку своих знаний.
Сообщить, что этот урок-общественный смотр знаний – будет проходить в форме игры “Слабое звено”.
Познакомить учащихся с целями, ходом, правилами игры.
Оценивать ответы будут члены жюри (познакомить с ними).
Ведет урок-игру учитель.
Проведение урока-игры.
Вопросы к игре.
I ТУР
- Назови формулу атмосферной кислоты.
- Положительно заряженный ион-
- К какому процессу относится ржавление гвоздя: к химическому или физическому?
- Высшая степень окисления фосфора составляет ... .
- В каких единицах измеряется плотность?
- Каково максимальное число электронов на р- подуровне?
- Каков заряд электрона?
- Как называется подгруппа элементов, включающая в себя: фтор, хлор, бром, иод?
- Назови фамилию учителя словесности Д.И. Менделеева, который написал сказку “Конек - Горбунок”.
- Какой цвет имеет метилоранж в кислой среде?
- Как изменяются металлические свойства элементов в малых периодах слева направо?
- Способность атомов данного элемента притягивать к себе электронную плотность называется ... .
- Кто из русских химиков был великим композитором?
- Наиболее ярко выражены металлические свойства у цинка, хрома, калия?
- Какой из оксидов является амфотерным: Р2 О5 , Аl2 О3 , Mg О?
- Связь, образованная за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов ... .
- Можно ли считать, что двойная связь в два раза прочнее одинарной?
- Смесь порошка мела с водой – это раствор или нет?
- Назови имя, отчество Менделеева.
- В каком веке жил М.В. Ломоносов в XVII или XVIII?
- Соли каких металлов являются растворимыми?
- Раствор, который при данной температуре больше растворять вещество не может, называется ... .
- Мел, мрамор, известняк, яичная скорлупа – назови формулу.
- Какой минерал с матовой поверхностью, по внешнему виду напоминающий почку человека?
II ТУР
- Каково агрегатное состояние водорода?
- Можно ли перелить водород из одного сосуда в другой?
- Кислый вкус кислот обусловливают катионы чего?
- Можно ли сказать, что фтор самый электроотрицательный?
- Какой цвет имеет газ хлор?
- Хлор легче или тяжелее воздуха? Почему?
- Какая кислота сильнее: уксусная или хлоруксусная?
- Что лучше использовать для обеззараживания сточных вод О3 или Cl2?
- При появлении в воздухе хлора, где следует спасаться на чердаке или в подвале?
- Что общего между мелом, мрамором, и яичной скорлупой?
- Что в природе является источником кислорода?
- Как называется явление существования серы пластической и кристаллической?
- Как нужно действовать: лить воду в концентрированную серную кислоту или концентрированную серную кислоту в воду?
- Что такое олеум?
- Как называются соли НNО3?
- Растворяется ли аммиак в воде?
- Как называется ион N Н4 +?
- Как называется оксид N О?
- Назови аллотропное изменение графита?
- Какую соду нельзя употреблять в пищу NаНСО3 или Nа 2С О3?
- Каков цвет раствора СuCl2?
- Растворяется ли в воде кислотный оксид SiO2?
- Какой газ опасен для дыхания СО или С О2?
- Нитриты- это соли какой кислоты?
III ТУР
- К сильным электролитам относятся: Fe (OH)3 ; H2Si O3 ; H2SO4 .
- Вещества, которые в растворе полностью диссоциируют на ионы, называют электролитами сильными или слабыми?
- В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?
- Реакции, в которые вступают одно простое и одно сложное вещество, при которой атомы простого в-ва замещают атомы одного из элементов сложного в-ва, называются .....
- Какова реакция среды при гидролизе раствора Na2SO3
- Гидролиз соли CuSO4 идет по катиону или по аниону?
- Реакция соединения Р и O2 является ли окислительно-восстановительной: да или нет?
- К окислителям или восстановителям относится водород?
- Окислительно-восстановительный процесс, проходящий в растворах и расплавах электролитов во время прохождения электрического тока, называется ... .
- На катоде обычно протекают процессы окисления или восстановления?
- Кремниевая кислота в воде растворяется?
- Имеет ли запах газ кислород?
- Самым тугоплавким металлом является ... .
- Из какого металла изготовлена нить накаливания в электрической лампочке?
- Какой металл самый легкоплавкий?
- В кристаллическом состоянии атомы металлов связаны какой связью?
- Для чего некоторые радиодетали покрывают слоем золота?
- Белое металлическое олово при длительном выдерживании на морозе переходит в порошкообразную серую форму. Как называется это явление?
- Взаимодействует ли с водой медь?
- Взаимодействует ли Cu с концентр. HCl ?
- К каким металлам относится литий?
- Щелочные металлы являются окислителями или восстановителями?
- Какой металл более сильный Zi или К ?
- Можно ли устранить постоянную жесткость добавлением соды?
IV ТУР
- Единственный радиоактивный газ.
- Твердый галоген.
- Элемент 5 группы, в переводе означающий безжизненный.
- Старинное название карбоната калия.
- Газ, применяемый для наполнения дирижаблей и воздушных шаров.
- Газ, применяемый для наполнения рекламных стеклянных трубок (освещение в рекламе).
- Самый активный металл.
- Горит ли алмаз?
- М.В. Ломоносов в 1748 г. получил от императрицы Елизаветы награду в 2000 руб. Деньги ему привезли на двух возах. Почему?
- Чем знаменита Кутубская колонна, находящаяся близ г. Дели, поставленная в IX в. до н.э.?
- Какой металл содержит наша кровь?
- Какой русский ученый занимался физикой, химией, занимался переводами, писал оды, редактировал книги, создал рецепт мозаики, руководил академической гимназией, организовал работу по созданию карты России, которой ранее страна не имела?
- Почему деффект зрения дальтонизм (не может различать цвета) назван именно так?
- Как кратко мы называем итальянского химика, чье полное имя Лоренцо-Романо-Амедео-Карло ди Кварьенья и ди Черето?
- Кто из великих химиков отлично переплетал книги, клеил рамки для портретов, изготавливал отличные чемоданы. И однажды он услышал: “Таких людей знать надо! Это чемоданных дел мастер ... .” Кто?
- Из каких двух в-в получается “дым без огня”?
- Какой химический элемент был открыт “с помощью” кота?
- Недостаток этого элемента вызывает серьезные нарушения обмена веществ и заболевание щитовидной железы. Какой?
- Почему золото, серебро, платина и энертные газы еще называют благородными металлами и благородными газами?
- Какой металл можно прокатать в листы толщиной до 0,003 мм. Прозрачно!
- Из какого металла было изготовлено первое оружие в конце V - начале VI века до н.э.?
- Какой фр. ученый дал название соли KClO3?
- Как мы чаще всего называем соль KMnO4?
- Какой металл плавится в руках (t° плав. = 28,5° )?
V ТУР
Ученые - химики.
- “Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то его имя и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии”. О ком это сказано?
- Творец классической теории химического строения органических соединений.
- Сформулировал закон сохранения массы.
- Кто автор этого закона: “В равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении находится одинаковое число молекул”.
- Кто создал главный закон в неорганической химии?
- Какой английский ученый открыл газ водород?
- Какой ученый предложил современную модель строения атома в 1911 г.
- Какой фр. ученый предложил название азота, заложил основы анализа органических соединений, первым сжег алмаз?
- Русский химик – автор оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии”.
- Английский ученый, приготовивший на стол лишайника. Так был открыт кислотно-щелочной индикатор – лакмус. Имя ученого.
- Создатель университета в г. Москве на Воробьевых горах.
- Советский химик, получивший Нобелевскую премию за открытие механизма цепных реакций.
- Какая женщина-химик вместе со своим мужем открыла элемент радий и явление радиоактивности?
- Шведский ученый – создатель теории электролитической диссоциации.
- Автор реакции получения уксусного альдегида из ацетилена.
- Советский ученый, разработавший способ получения синтетического каучука.
- Кто сказал: “Нефть – не топливо. Топить можно и ассигнациями”.
- Русский ученый, составивший ряд электрохимического напряжения металлов.
- Русский ученый – создатель противогаза.
- Английский химик, открывший кислород.
VI ТУР
“Семь металлов создал свет по числу семи планет”. Так считали в древности. А каким металлом они соответствовали?
- Этот металл символизировал в древности болезни, долги, торговлю, страх. Соответствовал дню недели – среда. Металл соответствовал планете Меркурий. (Поэтому демеркуризация)
- А этот металл символизировал надежду, счастье, прибыль и наследство. День недели – воскресенье. Солнце.
- Символизирует войны, тюрьмы, ненависть. День недели – вторник. Марс.
- Символизирует сны, раны, грабежи. День недели – понедельник. Луна.
- Символизирует дружбу, любовь. День – пятница. Венера.
- Символизирует науку, жизнь. День недели – суббота. Сатурн.
- Символизирует честь, желание, богатство. День – четверг. Юпитер.
- О каком веществе пишет К. Паустовский. “Кара-Богаз-Гол. Кара-Бугаз по-туркменски означает “черная пасть”. Наподобие пасти залив беспрерывно сосет воды моря. Он был в представлениях людей... заливом смерти и ядовитой воды”
- Какой щелочной металл работает в фотоэлементах метро?
- Ионы каких двух металлов обеспечивают нормальную сердечную деятельность?
- Из какого карбоната состоит вещество арагонит – жемчуг?
- Этот металл использовали фотографы в начале ХХ в.
- Во время визита Петра 1 Никита Демидов нарочно залил вином и жиром скатерть удивительной красоты и сказал царю, что “выстирает” ее огнем. Когда слуги убрали посуду, он свернул скатерть и бросил ее в пламя камина. Демидов выхватил скатерть из огня, встряхнул и снова накрыл стол, изумив царя. Из чего была скатерть.?
- Какой металл называют “крылатым”?
- Какой металл дороже: золото или платина?
VII ТУР
Органическая химия.
- Что означает по-гречески метан?
- Какой углеводород находится в баллоне на кухне?
- Какое органическое вещество убивает нейроны головного мозга - 100 г. этого вещества убивает 33000 нейронов?
- Что по-гречески означает слово уксус?
- Что общего между муравьями и крапивой?
- Какое вещество вызывает боль в мышцах нетренированных людей?
- Как по-другому называется карбамид, входящий в состав жевательной резинки?
- Какие органические вещества обуславливают аромат цветов и фруктов, используются в парфюмерии и кондитерской промышленности?
- Каким спиртом смягчают кожу рук, его добавляют в зубную пасту, чтобы предохранить ее от высыхания?
- Почему мясо свинины и домашней птицы на ощупь кажутся более мягкими чем говядина? Это связано с тем, что в мясе говядины мало ненасыщенных или насыщенных кислот?
- Заменитель масла, изобретенный в 1869 г. называется “жемчуг”, а как по- русски?
- Почему при зимовке лягушки в замерзающем водоеме жидкость ее крови и стенки клеток не замерзают и не разрушаются? В крови повышается содержание какого углевода?
- Что слаще: фруктоза или обычный сахар?
- Какой цвет будет иметь крахмал, если его обработать иодом?
- Человек получает дозу радиоактивного облучения, в 5 раз превышающую безопасную дозу от радиоактивного полония. Полоний циркулирует по организму, поражая прежде всего горло и легкие, а при распаде превращается в свинец, который накапливается в печени и других органах человека, отравляя их. У каких людей это происходит?
- Какое вещество получается при смешивании какао и ванилина?
- Какое химическое вещество отвечает за пигментацию кожи и волос человека?
VIII ТУР
- Аллотропическая модификация углерода.
1.а. Тропическое дерево, выделяющее ядовитый млечный сок, воспетое А.С. Пушкиным. - Вещества, ускоряющие скорость реакции.
2.а. Вещества, замедляющие скорость реакции. - Мельчайшая химически неделимая частица
вещества.
3.а. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. - Назови формулу сернистой кислоты.
4.а. Назови формулу азотистой кислоты. - Какой элемент самый распространенный во
Вселенной?
5.а. Самое распространенное вещество на Земле.
ОТВЕТЫ:
I тур
III тур
V тур
VII тур
|
II тур
IV тур
VI тур
VIII тур
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.
М. “Просвещение”, 1995.
2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М. “Аст-
Пресс”, 1999.
3. Гаврусейко Н.П. Химические викторины, изд.
“Народная асвета”, Минск, 1972.
4. Гроссе Э. Химия для любознательных Ленинград
“Химия”, 1985.
5. Малышкина В. Занимательная химия (серия
“Нескучный учебник”). Григон, С.- Петербург, 1998.
6. Станцов В.В. Обыкновенное вещество. М.: Химия, 1981.
7. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для
домашнего чтения. М.: Химия, 1994.
8. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в
ВУЗы. 3-е издание., испр. и доп. М.: Новоя Волна, 1997.
9. Шульпин Г.Б. Это увлекательная химия. М.: Химия,
1984.
10. Энциклопедический словарь юного химика /Сост.
В.А. Крицман, В.В. Станцо/. М.: Педагогика, 1982.