Общественный смотр знаний по неорганической и органической химии "Слабое звено"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • обобщить знания об основных классах органических и неорганических в-в;
  • знать их строение, свойства, применение и получение;
  • углубить и расширить знания учащихся по курсу химии;
  • уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • уметь работать самостоятельно и в коллективе;
  • воспитывать чувство самосознания и собственного достоинства;
  • способствовать развитию интереса к предмету;
  • способствовать взаимной требовательности и уважению;
  • привлекать учащихся 8-9-х кл. для поступления в профильные классы.

Оформление:

  • девиз урока: “Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало”;
  • рисунки, доклады, рефераты и творческие работы учащихся;
  • портреты ученых-химиков, чьи имена упоминаются на уроке;.
  • выставка книг для внеклассной работы по химии;
  • музыкальные записи: отрывки из оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии” А.П. Бородина.

Для проведения урока приглашается жюри: классный руководитель 11-х кл., учитель химии, биологии, администрация.

Урок проводится по типу интеллектуальной игры “Слабое звено”. Подготовка к уроку начинается заранее (2-3 недели). Учащиеся предупреждаются о проведении такой игры. Состав команды в количестве избирается по желанию учащихся. (Если в школе есть профильные классы или углубленное изучение химии, то подобные уроки рекомендуется проводить перед учащимися 8-9-х классов в рекламных целях, пропагандируя химический профиль). Проводятся уроки повторения и обобщения знаний. Отдельные вопросы могут быть вывешены на доске заранее. Учащимся рекомендуется литература для подготовки к уроку.

ХОД УРОКА

I. Вступление.

Слово учителя.

Сегодня на уроках мы должны обобщить материал по курсу химии, которые мы изучили в школе. Это очень важно для каждого, чтобы можно было сделать самооценку своих знаний.

Сообщить, что этот урок-общественный смотр знаний – будет проходить в форме игры “Слабое звено”.

Познакомить учащихся с целями, ходом, правилами игры.

Оценивать ответы будут члены жюри (познакомить с ними).

Ведет урок-игру учитель.

Проведение урока-игры.

Вопросы к игре.

I ТУР

  1. Назови формулу атмосферной кислоты.
  2. Положительно заряженный ион-
  3. К какому процессу относится ржавление гвоздя: к химическому или физическому?
  4. Высшая степень окисления фосфора составляет ... .
  5. В каких единицах измеряется плотность?
  6. Каково максимальное число электронов на р- подуровне?
  7. Каков заряд электрона?
  8. Как называется подгруппа элементов, включающая в себя: фтор, хлор, бром, иод?
  9. Назови фамилию учителя словесности Д.И. Менделеева, который написал сказку “Конек - Горбунок”.
  10. Какой цвет имеет метилоранж в кислой среде?
  11. Как изменяются металлические свойства элементов в малых периодах слева направо?
  12. Способность атомов данного элемента притягивать к себе электронную плотность называется ... .
  13. Кто из русских химиков был великим композитором?
  14. Наиболее ярко выражены металлические свойства у цинка, хрома, калия?
  15. Какой из оксидов является амфотерным: Р2 О5 , Аl2 О3 , Mg О?
  16. Связь, образованная за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов ... .
  17. Можно ли считать, что двойная связь в два раза прочнее одинарной?
  18. Смесь порошка мела с водой – это раствор или нет?
  19. Назови имя, отчество Менделеева.
  20. В каком веке жил М.В. Ломоносов в XVII или XVIII?
  21. Соли каких металлов являются растворимыми?
  22. Раствор, который при данной температуре больше растворять вещество не может, называется ... .
  23. Мел, мрамор, известняк, яичная скорлупа – назови формулу.
  24. Какой минерал с матовой поверхностью, по внешнему виду напоминающий почку человека?

II ТУР

  1. Каково агрегатное состояние водорода?
  2. Можно ли перелить водород из одного сосуда в другой?
  3. Кислый вкус кислот обусловливают катионы чего?
  4. Можно ли сказать, что фтор самый электроотрицательный?
  5. Какой цвет имеет газ хлор?
  6. Хлор легче или тяжелее воздуха? Почему?
  7. Какая кислота сильнее: уксусная или хлоруксусная?
  8. Что лучше использовать для обеззараживания сточных вод О3 или Cl2?
  9. При появлении в воздухе хлора, где следует спасаться на чердаке или в подвале?
  10. Что общего между мелом, мрамором, и яичной скорлупой?
  11. Что в природе является источником кислорода?
  12. Как называется явление существования серы пластической и кристаллической?
  13. Как нужно действовать: лить воду в концентрированную серную кислоту или концентрированную серную кислоту в воду?
  14. Что такое олеум?
  15. Как называются соли НNО3?
  16. Растворяется ли аммиак в воде?
  17. Как называется ион N Н4 +?
  18. Как называется оксид N О?
  19. Назови аллотропное изменение графита?
  20. Какую соду нельзя употреблять в пищу NаНСО3 или Nа 2С О3?
  21. Каков цвет раствора СuCl2?
  22. Растворяется ли в воде кислотный оксид SiO2?
  23. Какой газ опасен для дыхания СО или С О2?
  24. Нитриты- это соли какой кислоты?

III ТУР

  1. К сильным электролитам относятся: Fe (OH)3 ; H2Si O3 ; H2SO4 .
  2. Вещества, которые в растворе полностью диссоциируют на ионы, называют электролитами сильными или слабыми?
  3. В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?
  4. Реакции, в которые вступают одно простое и одно сложное вещество, при которой атомы простого в-ва замещают атомы одного из элементов сложного в-ва, называются .....
  5. Какова реакция среды при гидролизе раствора Na2SO3
  6. Гидролиз соли CuSO4 идет по катиону или по аниону?
  7. Реакция соединения Р и O2 является ли окислительно-восстановительной: да или нет?
  8. К окислителям или восстановителям относится водород?
  9. Окислительно-восстановительный процесс, проходящий в растворах и расплавах электролитов во время прохождения электрического тока, называется ... .
  10. На катоде обычно протекают процессы окисления или восстановления?
  11. Кремниевая кислота в воде растворяется?
  12. Имеет ли запах газ кислород?
  13. Самым тугоплавким металлом является ... .
  14. Из какого металла изготовлена нить накаливания в электрической лампочке?
  15. Какой металл самый легкоплавкий?
  16. В кристаллическом состоянии атомы металлов связаны какой связью?
  17. Для чего некоторые радиодетали покрывают слоем золота?
  18. Белое металлическое олово при длительном выдерживании на морозе переходит в порошкообразную серую форму. Как называется это явление?
  19. Взаимодействует ли с водой медь?
  20. Взаимодействует ли Cu с концентр. HCl ?
  21. К каким металлам относится литий?
  22. Щелочные металлы являются окислителями или восстановителями?
  23. Какой металл более сильный Zi или К ?
  24. Можно ли устранить постоянную жесткость добавлением соды?

IV ТУР

  1. Единственный радиоактивный газ.
  2. Твердый галоген.
  3. Элемент 5 группы, в переводе означающий безжизненный.
  4. Старинное название карбоната калия.
  5. Газ, применяемый для наполнения дирижаблей и воздушных шаров.
  6. Газ, применяемый для наполнения рекламных стеклянных трубок (освещение в рекламе).
  7. Самый активный металл.
  8. Горит ли алмаз?
  9. М.В. Ломоносов в 1748 г. получил от императрицы Елизаветы награду в 2000 руб. Деньги ему привезли на двух возах. Почему?
  10. Чем знаменита Кутубская колонна, находящаяся близ г. Дели, поставленная в IX в. до н.э.?
  11. Какой металл содержит наша кровь?
  12. Какой русский ученый занимался физикой, химией, занимался переводами, писал оды, редактировал книги, создал рецепт мозаики, руководил академической гимназией, организовал работу по созданию карты России, которой ранее страна не имела?
  13. Почему деффект зрения дальтонизм (не может различать цвета) назван именно так?
  14. Как кратко мы называем итальянского химика, чье полное имя Лоренцо-Романо-Амедео-Карло ди Кварьенья и ди Черето?
  15. Кто из великих химиков отлично переплетал книги, клеил рамки для портретов, изготавливал отличные чемоданы. И однажды он услышал: “Таких людей знать надо! Это чемоданных дел мастер ... .” Кто?
  16. Из каких двух в-в получается “дым без огня”?
  17. Какой химический элемент был открыт “с помощью” кота?
  18. Недостаток этого элемента вызывает серьезные нарушения обмена веществ и заболевание щитовидной железы. Какой?
  19. Почему золото, серебро, платина и энертные газы еще называют благородными металлами и благородными газами?
  20. Какой металл можно прокатать в листы толщиной до 0,003 мм. Прозрачно!
  21. Из какого металла было изготовлено первое оружие в конце V - начале VI века до н.э.?
  22. Какой фр. ученый дал название соли KClO3?
  23. Как мы чаще всего называем соль KMnO4?
  24. Какой металл плавится в руках (t° плав. = 28,5° )?

V ТУР

Ученые - химики.

  1. “Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то его имя и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии”. О ком это сказано?
  2. Творец классической теории химического строения органических соединений.
  3. Сформулировал закон сохранения массы.
  4. Кто автор этого закона: “В равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении находится одинаковое число молекул”.
  5. Кто создал главный закон в неорганической химии?
  6. Какой английский ученый открыл газ водород?
  7. Какой ученый предложил современную модель строения атома в 1911 г.
  8. Какой фр. ученый предложил название азота, заложил основы анализа органических соединений, первым сжег алмаз?
  9. Русский химик – автор оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии”.
  10. Английский ученый, приготовивший на стол лишайника. Так был открыт кислотно-щелочной индикатор – лакмус. Имя ученого.
  11. Создатель университета в г. Москве на Воробьевых горах.
  12. Советский химик, получивший Нобелевскую премию за открытие механизма цепных реакций.
  13. Какая женщина-химик вместе со своим мужем открыла элемент радий и явление радиоактивности?
  14. Шведский ученый – создатель теории электролитической диссоциации.
  15. Автор реакции получения уксусного альдегида из ацетилена.
  16. Советский ученый, разработавший способ получения синтетического каучука.
  17. Кто сказал: “Нефть – не топливо. Топить можно и ассигнациями”.
  18. Русский ученый, составивший ряд электрохимического напряжения металлов.
  19. Русский ученый – создатель противогаза.
  20. Английский химик, открывший кислород.

VI ТУР

“Семь металлов создал свет по числу семи планет”. Так считали в древности. А каким металлом они соответствовали?

  1. Этот металл символизировал в древности болезни, долги, торговлю, страх. Соответствовал дню недели – среда. Металл соответствовал планете Меркурий. (Поэтому демеркуризация)
  2. А этот металл символизировал надежду, счастье, прибыль и наследство. День недели – воскресенье. Солнце.
  3. Символизирует войны, тюрьмы, ненависть. День недели – вторник. Марс.
  4. Символизирует сны, раны, грабежи. День недели – понедельник. Луна.
  5. Символизирует дружбу, любовь. День – пятница. Венера.
  6. Символизирует науку, жизнь. День недели – суббота. Сатурн.
  7. Символизирует честь, желание, богатство. День – четверг. Юпитер.
  8. О каком веществе пишет К. Паустовский. “Кара-Богаз-Гол. Кара-Бугаз по-туркменски означает “черная пасть”. Наподобие пасти залив беспрерывно сосет воды моря. Он был в представлениях людей... заливом смерти и ядовитой воды”
  9. Какой щелочной металл работает в фотоэлементах метро?
  10. Ионы каких двух металлов обеспечивают нормальную сердечную деятельность?
  11. Из какого карбоната состоит вещество арагонит – жемчуг?
  12. Этот металл использовали фотографы в начале ХХ в.
  13. Во время визита Петра 1 Никита Демидов нарочно залил вином и жиром скатерть удивительной красоты и сказал царю, что “выстирает” ее огнем. Когда слуги убрали посуду, он свернул скатерть и бросил ее в пламя камина. Демидов выхватил скатерть из огня, встряхнул и снова накрыл стол, изумив царя. Из чего была скатерть.?
  14. Какой металл называют “крылатым”?
  15. Какой металл дороже: золото или платина?

VII ТУР

Органическая химия.

  1. Что означает по-гречески метан?
  2. Какой углеводород находится в баллоне на кухне?
  3. Какое органическое вещество убивает нейроны головного мозга - 100 г. этого вещества убивает 33000 нейронов?
  4. Что по-гречески означает слово уксус?
  5. Что общего между муравьями и крапивой?
  6. Какое вещество вызывает боль в мышцах нетренированных людей?
  7. Как по-другому называется карбамид, входящий в состав жевательной резинки?
  8. Какие органические вещества обуславливают аромат цветов и фруктов, используются в парфюмерии и кондитерской промышленности?
  9. Каким спиртом смягчают кожу рук, его добавляют в зубную пасту, чтобы предохранить ее от высыхания?
  10. Почему мясо свинины и домашней птицы на ощупь кажутся более мягкими чем говядина? Это связано с тем, что в мясе говядины мало ненасыщенных или насыщенных кислот?
  11. Заменитель масла, изобретенный в 1869 г. называется “жемчуг”, а как по- русски?
  12. Почему при зимовке лягушки в замерзающем водоеме жидкость ее крови и стенки клеток не замерзают и не разрушаются? В крови повышается содержание какого углевода?
  13. Что слаще: фруктоза или обычный сахар?
  14. Какой цвет будет иметь крахмал, если его обработать иодом?
  15. Человек получает дозу радиоактивного облучения, в 5 раз превышающую безопасную дозу от радиоактивного полония. Полоний циркулирует по организму, поражая прежде всего горло и легкие, а при распаде превращается в свинец, который накапливается в печени и других органах человека, отравляя их. У каких людей это происходит?
  16. Какое вещество получается при смешивании какао и ванилина?
  17. Какое химическое вещество отвечает за пигментацию кожи и волос человека?

VIII ТУР

  1. Аллотропическая модификация углерода.
    1.а. Тропическое дерево, выделяющее ядовитый млечный сок, воспетое А.С. Пушкиным.
  2. Вещества, ускоряющие скорость реакции.
    2.а. Вещества, замедляющие скорость реакции.
  3. Мельчайшая химически неделимая частица вещества.
    3.а. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.
  4. Назови формулу сернистой кислоты.
    4.а. Назови формулу азотистой кислоты.
  5. Какой элемент самый распространенный во Вселенной?
    5.а. Самое распространенное вещество на Земле.

ОТВЕТЫ:

I тур

  1. Н3РО4
  2. катион
  3. химический
  4. (+ 5)
  5. г / см3 ; кг / м3
  6. 6
  7. (-)
  8. галогены
  9. Павел Петрович Ершов
  10. красный
  11. уменьшаются
  12. электроотрицательность
  13. Бородин
  14. Калия
  15. Al2О3
  16. ковалентная
  17. нет
  18. нет
  19. Дмитрий Иванович
  20. 17 век
  21. натрия, калия
  22. насыщенный
  23. CaCО3
  24. нефрит

 

III тур

  1. H2 4
  2. сильные
  3. образуется: газ, вода или осадок
  4. замещение
  5. щелочная
  6. по катиону
  7. да
  8. восстановитель
  9. электролиз
  10. восстановление
  11. нет
  12. нет
  13. вольфрам
  14. вольфрам
  15. ртуть
  16. металлической
  17. защита от окисления
  18. оловянная чума
  19. нет
  20. нет
  21. щелочной
  22. восстановитель
  23. калий
  24. да

 

V тур

  1. Николай Николаевич Зинин
  2. Александр Михайлович Бутлеров
  3. Михаил Васильевич Ломоносов
  4. Амедео Авогадро
  5. Дмитрий Иванович Миделеев
  6. Генри Кавендиш
  7. Э. Резерфорд
  8. Ант. Лавуазье
  9. Александр Парфириевич Бородин
  10. Роберт Бойль
  11. М.В. Ломоносов
  12. Семенов
  13. М. Склодовская- Кюри
  14. Сванте Аррениус
  15. Кучеров Михаил Григорьевич
  16. Лебедев Александр Васильевич
  17. Д.И. Минделеев
  18. Бекетов
  19. Земенский
  20. Пристли

VII тур

  1. опьянять, вино
  2. пропан, бутан
  3. алкоголь (спирт)
  4. кислый
  5. муравьиная кислота
  6. молочная кислота
  7. мочевина
  8. эфиры
  9. глицерин
  10. насыщенные кислоты
  11. маргарин
  12. глюкоза
  13. фруктоза
  14. синий
  15. курильщики
  16. шоколад
  17. меланин

II тур

  1. газ
  2. да
  3. водорода
  4. да
  5. желто-зеленый
  6. тяжелее
  7. хлоруксусная
  8. озон
  9. на чердаке
  10. карбонат кальция
  11. зеленые растения
  12. аллотропия
  13. кислоту в воду
  14. H2 4 + SО3
  15. нитраты
  16. да
  17. аммоний
  18. несолеобразующий
  19. алмаз
  20. Na2 3
  21. голубой
  22. нет (песок)
  23. азотистой

 

IV тур

  1. радон
  2. иод
  3. азот
  4. поташ
  5. не
  6. неон, аргон
  7. цезий
  8. да
  9. 1 руб. медных монет = 1 кг.
  10. чистое железо
  11. железо
  12. М.В. Ломоносов
  13. англ. химик Дж. Дальтон
  14. Авогадро
  15. Д.И. Минделеев
  16. HCl + NH4ОН
  17. иод
  18. иод
  19. не реагируют
  20. золото
  21. золото
  22. Бертолле Клод Луи
  23. марганцовка
  24. цезий

 

VI тур

  1. ртуть
  2. золото
  3. железо
  4. серебро
  5. медь
  6. свинец
  7. олово
  8. мирабилит Na2 4 * 10 Н2О
  9. цезий
  10. Са2+ и К+
  11. Са (СаСО3)
  12. магний
  13. асбест
  14. алюминий
  15. платина




 

VIII тур

  1. алмаз
    1а. анчар
  2. катализаторы
    2а. ингибиторы
  3. атом
    3а. молекула
  4. H2 3
    4а. НNО2
  5. водород
    5а. вода

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М. “Просвещение”, 1995.
2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М. “Аст- Пресс”, 1999.
3. Гаврусейко Н.П. Химические викторины, изд. “Народная асвета”, Минск, 1972.
4. Гроссе Э. Химия для любознательных Ленинград “Химия”, 1985.
5. Малышкина В. Занимательная химия (серия “Нескучный учебник”). Григон, С.- Петербург, 1998.
6. Станцов В.В. Обыкновенное вещество. М.: Химия, 1981.
7. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1994.
8. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. 3-е издание., испр. и доп. М.: Новоя Волна, 1997.
9. Шульпин Г.Б. Это увлекательная химия. М.: Химия, 1984.
10. Энциклопедический словарь юного химика /Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо/. М.: Педагогика, 1982.