Урок химии: "Классификация, состав и свойства кислот", 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Тема: Кислоты.

Цель: Изучить классификацию, свойства и состав кислот. Совершенствовать умения учащихся в составлении уравнений химических реакций.

Задачи:

Образовательная: Знать состав кислот, определения, составлять уравнения химических реакций;

Развивающая: Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу.

Тип урока: Урок усвоения навыков знаний.

Оборудование и реактивы: Соляная кислота, цинк, медь, оксид меди, гидроксид натрия, растворы индикаторов (лакмус, метилоранжевый).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня переходим к изучению нового класса неорганических веществ, который называется кислоты.

Цель нашего сегодняшнего урока – изучить классификацию, состав и химические свойства кислот.

II. Изучение новой темы.

Учитель: В предыдущих разделах мы с вами неоднократно сталкивались с тем или иным использованием кислот. Упоминались серная, соляная кислоты. С некоторыми кислотами мы встречаемся в повседневной жизни, может кто-то знает эти кислоты?

Ученик: Лимонная, яблочная, уксусная, молочная.

Учитель: Сейчас, послушав сообщения ваших одноклассников, узнаем, где содержатся кислоты и какую роль они выполняют. А в тетради сделаем небольшую схему. Напишите слово “Кислота” и от него несколько стрелок

И по ходу сообщения запишите, где содержатся кислоты (сообщения 1 и 2).

Теперь давайте проверим, что же у нас получилось (дети перечисляют, на доске отмечаем).

Молодцы! А сейчас откройте учебник на странице 149, таблица “Названия кислот и солей”. В таблице приведены те неорганические кислоты, с которыми мы должны познакомиться. Внимательно рассмотрите 1 и 2 колонку таблицы.

Что общего в формуле всех кислот?

Ученик: Во всех кислотах содержатся атом водорода, и стоит он на первом месте.

Учитель: Правильно. Давайте вспомним, с помощью каких веществ мы получали водород и напишем уравнение реакции на доске.

Ученик:

Учитель: А что происходило с атомом водорода в молекуле кислоты?

Ученик: Цинк вытеснял атом водорода из молекулы.

Учитель: На основании этого свойства давайте попробуем дать определение кислотам.

Ученик: Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл.

Учитель: Запишите определение в тетрадь. Действительно, если от молекулы кислоты убрать водород, то остается атом или группа атомов, которая называется кислотным остатком.

А теперь вернемся к нашей таблице. Мы определили, что общее между всеми кислотами – это наличие водорода.

А чем же они отличаются?

Ученик: Количеством атомов водорода и содержанием кислорода.

Учитель: Правильно! Есть кислоты, которые содержат кислород – их называют кислородосодержащие и без кислорода – бескислородные.

Какие это? (формулы)

 

 

А по количеству атомов водорода кислоты делятся на следующие группы:

У меня на доске написаны формулы кислот с валентностями кислотных остатков

Как вы думаете, каким образом я определила её? (числом атомов водорода).

Правильно, по числу атомов водорода определяется валентность кислотного остатка.

Какие это?

Посмотрите 3 колонку таблицы.

Мы рассмотрели классификацию кислот.

Как вы думаете, почему кислоты получили такое название?

Ученик: Потому, что они кислые.

Учитель: Правильно. Само название “кислота” показывает, что все кислоты имеют кислый вкус. Было время, когда единственным средством определения веществ были органы чувств. Постепенно химики научились распознавать кислоты, а как - об этом нам расскажет … (3 сообщение).

А сейчас мы, как настоящие химики, с помощью индикатора распознаем кислоту и изучим их химические свойства.

У нас на столах имеются лотки с необходимыми реактивами и инструктивные карты. Четко следуйте инструкции и не забывайте о правилах техники безопасности. Уравнение химических реакций вы можете записать в инструктивных картах.

1. Действие индикатора.

В пробирку с соляной кислотой добавьте несколько капель лакмуса. Что происходит?

2. Взаимодействие с металлами.

В одну пробирку с соляной кислотой добавьте цинк.

Что происходит ?

Напишите уравнение химической реакции

3. Взаимодействие с основными оксидами.

В пробирку с соляной кислотой добавьте оксид меди. Перемешайте стеклянной палочкой.

Что происходит?

Напишите уравнение химической реакции

Взаимодействие с гидроксидами металлов.

В пробирку с гидроксидом натрия (малиновый) добавьте соляной кислоты.

Что происходит?

Молодцы! Подведем итог.

Инструктивные карты вклеить в тетрадь.

 

III. Закрепление.

Согласно заданиям инструктивной карты вы должны были написать уравнения химических реакций.

Теперь проверьте правильность написания их и оцените себя (доска) по следующим параметрам:

мне было легко (нет ошибок);

я затруднялся (1 ошибка);

мне было трудно (2 и более).

IV. Итог урока.

Отсюда вам следующее домашнее задание:

кому было легко - &8.1, упражнение 9,11;

затруднялся - & 8.1, упражнение 8;

трудно – конспект урока.