Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. В настоящее время существует множество позиций разных авторов, касающихся самого определения педагогической технологии.
Я работаю в лицее № 82 г. Челябинска Металлургического р-на 13 лет. Наше учебное учреждение отличает то, что мы по иному должны относиться к судьбе детей с высокими показателями интеллектуальных возможностей. Им нужна мощная мотивация саморазвития, реализация своих творческих способностей.
Я придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии - повторение сказанного учителем.
Современному педагогу становится ясно, что ни одна наука в одиночку не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.
Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется нам (мне и моим коллегам) инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать те педагогические задачи, о которых было сказано выше.
"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить [2].
Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. А.П.Чернявская [4] отмечает, что технология развития критического мышления, или РКМЧП, это разновидность личностно-ориентированного обучения. “Разница лишь в том, что в данном варианте личностно-ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода”.
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
- оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
- предполагает смену ролевых позиций учащихся;
- настраивает на доверие участников группы друг к другу;
- выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:
- мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
- самостоятельное, ответственное;
- аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
- многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
- индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Эта модель описана С.И.Заир-Бек [2]. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).
Структура занятия в концепции "критического мышления":
1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.
3 этап - "Рефлексия" (размышление).
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.
Методические приемы критического мышления
Вызов
- Парная мозговая атака.
- Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
- Работа с ключевыми терминами.
- Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
- Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
- Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
- Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия осмысления
- Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
- Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
- Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
Рефлексия
- Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
- Возврат к ключевым словам.
- Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
- Возврат к кластерам (их заполнение).
- Возврат к ЗХУ.
Дополнительные приемы
А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения ).
Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).
В) Кубик. Грани
- Дай описание.
- Сравни с чем-нибудь.
- Проассоциируй (на что похоже).
- Проанализируй (из чего состоит).
- Примени это.
- Приведи примеры.
Г) Синквейн-способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:
1 строка - одно существительное,
2-ая - два прилагательных,
3-я - три глагола,
4-ая - крылатая фраза,
5-ая - одно существительное, которое выражает суть.
"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Разработки уроков на основе технологии развития критического мышления
Урок №1
Теория электролитической диссоциации - 9 класс
(Урок проведён по технологии “Критического мышления”)
Цели урока:
1. Сформировать основные понятия: электролиты, неэлекторлиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы.
2. Дать представление о механизме электролитической диссоциации.
3. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.
4. Обучать аргументировано защищать свою точку зрения.
5. Развитие коммуникативных способностей.
Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов.
Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, водный раствор спирта.
План урока
I. Стадия “Вызова”
- Вступление
- а) Стадия “ Вызова”
Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе 7-го класса. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.
Расчертите листок на три части и подпишите графы.
Я знаю |
Хочу узнать |
Что узнал? |
В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы: см. задание №1.
б) Перескажите друг другу ваши записи. (15 мин.)
в) Выделите ключевые понятия по теме “Электрический ток” в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей.
г) Какая информация у вас осталась неполной?
Заполните 2-ю графу.
Как правило, 80% учащихся осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте: №6. Как возникают заряжённые частицы в одном растворе этих веществ?
Ввозникает ещё одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решёткой в растворе появляются ионы.
Демонстрация опыта и заполнение таблицы.
См. задание №2.
II. Стадия “Осмысление”
См. опорный конспект.
Идёт работа с текстом и его маркировка.
V - уже известно
+ абсолютно новое, неожиданное;
- противоречит твоим представлениям;
? хочется узнать что-то больше.
На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие?
III. Стадия “размышления” (рефлексия)
Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").
- Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).
- Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи.
- Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи.
Домашнее задание: § 1. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.
Задание № 1
Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей
Прочти следующие вопросы:
1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?
2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?
4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?
5. Как называют растворы этих веществ?
6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ?
Очень кратко запиши свои ответы в первой колонке таблицы № 1.
Демонстрационный опыт
Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.
ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.
2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.
3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.
4. Пронаблюдайте опыт.
5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.
Опорный конспект
Сущность процесса электролитической диссоциации
Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы.
Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь.
Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь. Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электрической диссоциацией.
Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.
В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи:
Поэтому молекулы воды полярны: диполь.
Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны.
Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия.
При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НС1, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью.
При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы.
В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически.