Тестирование - это специально разработанная научно оптимизированная процедура, позволяющая максимально объективно оценить уровень достижений человека и выражать эти возможности количественно в виде чисел. В настоящее время тестирование - наиболее объективная процедура аттестации учащихся.
Развитие системы независимого тестирования необходимо как учащимся, так и учителям. Для учеников - это объективное средство определения своих достижений. Для учителей - средство оценки эффективности обучения, корректировки процесса обучения в соответствии с возможностями учащихся и социальным заказом на объем, содержание и качество образования.
Проверка и оценка знаний - обязательное условие результативности учебного процесса.
Тестовый “тематический контроль” может проводиться устно и письменно, фронтально или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономична по времени, обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты для подготовки к зачётам и экзаменационным работам.
Цель данной проектной работы - создание комплекса тестов для 9 класса по теме “Металлы”, способного заменить самостоятельные, проверочные и контрольные работы.
Содержание системы тестов по теме “Металлы”
Работа содержит 5 тестов, каждый из которых разработан на 3 варианта. (Третий вариант и ответы к тестам находятся в Приложении).
Входная диагностика знаний
Тест №1. “Входной контроль по теме “Металлы”
Используется перед изучением темы для определения остаточных знаний по вопросам, затронутым ранее в данном предмете или других смежных предметах и необходимым для успешного освоения новой темы.
Входной тест - контроль знания химических элементов-металлов, классов неорганических веществ (соли, кислоты, основания, оксиды основные и кислотные), умения сравнивать строение и свойства металлов по Периодической таблице (восстановительные, металлические, окислительные, электроотрицательность).
Текущая проверка знаний
Тест №2. Свойства металлов
Тест №3. Ионные уравнения
Тест №4. Окислительно-восстановительные реакции
Используется после изучения нового материала. Проводится при помощи тестов из 5 заданий, поверяющих усвоение всех основных понятий, правил, закономерностей и т.д.
- Контроль знания групп металлов по их активности;
- Контроль знания свойств металлов и ионов металлов в окислительно-восстановительных процессах;
- Контроль знания химических свойств металлов контроль знания свойств металлов (IА и IIА групп, алюминия, железа);
- Проверка умения составлять ионные уравнения;
- Контроль умения составлять электронный баланс для ОВР с участием металлов.
Итоговый тест
Тест №5. Итоговый контроль по теме “Металлы”
Комбинированный тест для контроля знания свойств металлов (IА и IIА групп, алюминия, железа), умения сравнивать строение и свойства металлов по Периодической таблице, умения составлять молекулярные и ионные уравнения, умения составлять электронный баланс.
Тест №1. Входной контроль по теме “Металлы”
Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения 5 минут.
Вариант 1
№ | Задание |
Варианты ответов |
1 | Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы | А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb |
2 | Выберите группу, в которой находятся только простые вещества - неметаллы | А) K2O, SO2, SiO2; Б) H2, Cl2, I2 ; В)Ca, Ba, HCl; |
3 | Укажите общее в строении атомов K и Li | А) 2 электрона на последнем
электронном слое; Б) 1 электрон на последнем электронном слое; В) одинаковое число электронных слоев. |
4 | Металлический кальций проявляет свойства | А) окислителя; Б) восстановителя; В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий. |
5 | Металлические свойства натрия слабее, чем у | А) магния; Б) калия; В) лития. |
Вариант 2
№ | Задание |
Варианты ответов |
1. | Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы | А) Cu, Zn, Ag; Б) Na, Se, Cl; В) Ni, Fe, I. |
2. | Выберите группу, в которой находятся только простые вещества - неметаллы | А) Na, K, Li; Б) HF, CaH2, H2S; В) O2, N2, O3. |
3. | Укажите общее в строении атомов Be и Al | А) 2 электрона на последнем
электронном слое; Б) 3 электрона на последнем электронном слое; В) одинаковое число электронных слоев. |
4. | Металлический магний проявляет свойства | А) восстановителя; Б) окислителя; В) окислителя или восстановителя, в зависимости от условий. |
5. | Металлические свойства кальция сильнее, чем у | А) калия; Б) стронция; В) магния. |
Тест №2. Свойства металлов. Текущий контроль по теме “Металлы”
Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения теста 5 минут.
Вариант 1
№ | Вопрос |
Варианты ответов |
1. | В химических реакциях металлы Ме0 выполняют роль | А) окислителей; Б) восстановителей; В) окислителей и восстановителей . |
2. | Неактивные металлы с водой… | А) реагируют при нагревании; Б) не реагируют; В) реагируют при нормальных условиях |
3. | К активным металлам относятся | А) Cu, Ag, Hg, Pb; Б) Ca, Вe, Na, Li; В) Ca, Na, Li, Ba.. |
4. | С кислородом воздуха легко взаимодействуют | А) железо, цинк, медь; Б) золото, ртуть, платиновые металлы; В) калий, кальций, франций. |
5. | С хлороводородной кислотой взаимодействуют при н.у. | А) литий, кальций, железо; Б) серебро, магний, медь; В) цинк, ртуть, никель. |
Вариант 2
№ |
Вопросы |
Варианты ответов |
1. | В химических реакциях Fe2+выполняет роль | А) окислителя; Б) восстановителя; В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий. |
2. | Металлы средней активности взаимодействуют с водой с образованием | А) только гидроксида металла; Б) основания и водорода; В) оксида металла и водорода. |
3. | К неактивным металлам относятся | А) алюминий, медь, цинк; Б) ртуть, серебро, медь; В) кальций, бериллий, серебро. |
4. | Щелочные металлы не взаимодействуют с… | А) кислотными оксидами; Б) основаниями; В) кислотами. |
5. | С алюминием не взаимодействуют | А) кислоты, щелочи; Б) кислотные оксиды, щелочи; В) металлы, нерастворимые основания |
Тест №3. Ионные уравнения. Текущий контроль по теме “Металлы”
Инструкция к тесту №3. Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения. Выберите 1 правильный ответ. Время выполнения теста 5-7 минут.
Вариант 1
№ | Левые части уравнений |
Сокращенные ионные уравнения |
1. |
FeCl3+NaOH | А) Fe3+ +3OH- Fe(OH)3 Б) Fe2+ +2OH- Fe(OH)2 В) Fe3+ + OH- Fe(OH)3 |
2. |
Ва+HCl | А) Ba2++2Cl- ВаCl2 Б) Ba0 +2H+ Ba2++H20 В) Ba2++2H+ Ba0+H2 |
3. |
Fe(NO3)2+K3PO4 | А) 2Fe3+ + 3PO42- Fe2(PO4)3 Б) 3Fe2+ +2 PO43- Fe3(PO4)2 В) Fe2+ + PO42- Fe PO4 |
4. |
HNO3 +KOH
|
А) H+ +KOH H2O +K+ Б) H++OH- H2O В) HNO3 +OH- NO3- + H2O |
5. |
Fe2O3+HCl | А) Fe2O3+6H+ 2Fe3+ +3H2O Б) 2Fe3+ + O32+ +6 H+ Fe3+ + 3Н2О В) Fe2O3+6H+2Fe2+ + 3Н2О |
Вариант2
№ |
Левые части уравнений | Сокращенные ионные уравнения |
1. |
LiOH+FeCl2 | А) Fe2+ +2OH- Fe(OH)2 Б) Fe3+ + 3OH- Fe(OH)3 В) Fe2+ +OH- Fe(OH)2 |
2. |
Zn + 2HCl | А) Zn2++2Cl- ZnCl2 Б) Zn2++2H+ Zn0 + H20 В) Zn0+2H+Zn2++H20 |
3. |
KCl + AgNO3 | А) Ag++ Cl- AgCl Б) Ag++ NO3-AgNO3 В) K++ NO3-KNO3 |
4. |
Сu(OH)2+2HNO3 | А) OH-+H+H2O Б) Сu 2++2NO3- Сu(NO3)2 В) Сu(OH)2+2H+ Сu 2++2H2O |
5. |
Ba(NO3)2+H2SO4 | А) Ba2+H2SO4 BaSO4+ 2H+ Б) Ba2++SO42- BaSO4 В) Ba2++2H++SO42- BaSO4 +H2 |
Тест №4. Окислительно-восстановительные реакции. Текущий контроль.
Инструкция к тесту №4. Найдите электронные уравнения, соответствующие данным схемам реакции. Ответов может быть несколько или не быть вообще. Не все ответы являются верными. Время выполнения до 7 минут.
Вариант 1
№ | Дана схема реакции |
№ ответа | Полуреакция в электронном балансе |
1. 2. 3. 4. 5. |
Fe+Cl2 FeCl3 Li+H2 LiH Fe+HCl FeCl2 + H2 Li+H2O LiOH+ H2 FeO+HCl FeCl2 + H2O |
А) Б) В) Г) Д) E) |
H20 +2e- 2H- Cl20+2e- 2Cl- 2H++2e- H20 2Cl- - 2e- 2Cl0 Fe0 -2e- Fe2+ Fe0 -3e- Fe3- |
Вариант 2
№ |
Дана схема реакции |
№ ответа | Полуреакция в электронном балансе |
1. 2. 3. 4. 5. |
Na+ Cl2 NaCl Na+H2 NaH Na+HCl NaCl+H2 Na+ H2O NaOH + H2 Na2O + HCl NaCl+H2O |
А) Б) В) Г) Д) E) |
Na0 -e- Na+ 2Cl- - 2e- 2Cl0 2H++2e- H20 H20 +2e- 2H- H20 - 2e- 2H+ Cl20+2e- 2Cl- |
Тест №5 Итоговый контроль по теме “Металлы”
Инструкция: В тесте - один вариант правильного ответа. Время выполнения 20 мин.
Вариант 1
№ | Вопрос |
Варианты ответов |
1. | Радиус атома кальция больше, чем радиусы атомов | А) магния и калия, Б) калия и стронция, В) галлия и магния |
2. | Металлические свойства натрия слабее, чем у | А) магния и калия, Б) калия и рубидия, В) лития и магния |
3. | К металлам средней активности относятся | А) Fe, Zn, Be, Pb; Б) Li, Ba, Cu, Ag, В) Ca, Вe, Na, Li; |
4. | Неактивные металлы с водой… | А) реагируют при нагревании; Б) не реагируют; В) реагируют при нормальных условиях |
5. | С хлороводородной кислотой взаимодействуют | А) литий, кальций, железо; Б) серебро, магний, медь; В) цинк, ртуть, никель. |
6. | В химических реакциях Fe2+выполняет роль | А) окислителя; Б) восстановителя; В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий. |
7. | Найдите сокращенное ионное
уравнение, соответствующее левой части
молекулярного уравнения: Zn + 2HCl |
А) Zn2++2Cl- ZnCl2 Б) Zn2++2H+ Zn0 + H20 В) Zn0+2H+Zn2++H20 |
8. | Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Fe(NO3)2+K3PO4 | А) 2Fe3+ + 3PO42- Fe2(PO4)3 Б) 3Fe2+ +2 PO43- Fe3(PO4)2 В) Fe2+ + PO42- Fe PO4 |
9. | Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции: Li+H2 LiH | А) H20 -2e- 2H- Б) H20 +2e- 2H- В) H20 - 2e- 2H+ |
10. | Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции: Ca+ Br2 CaBr2 | А) Br 20+2e- 2 Br – Б) Br 20+2e- Br2 – В) 2Br- - 2e- Br 20 |
Вариант 2
№ | Вопрос |
Варианты ответов |
1. | Укажите общее в строении атомов K и Li | А) 2 электрона на последнем
электронном слое; Б) 1 электрон на последнем электронном слое; В) одинаковое число электронных слоев. |
2. | Восстановительные свойства алюминия слабее, чем у | А) кремния и бора, Б) галлия и кремния; В) магния и натрия. |
3. | К активным металлам относятся | А) Cu, Ag, Hg, Pb; Б) Ca, Вe, Na, Li; В) Ca, Na, Li, Ba.. |
4. | Не реагируют с водой | А) золото, ртуть, платина Б) железо, цинк, медь; В) литий, кальций, натрий |
5. | Железо не взаимодействует с… | А) соляной кислотой; Б) кислородом воздуха; В) оксидом калия. |
6. | В химических реакциях металлы Ме0 выполняют роль | А) восстановителей; Б) окислителей; В) окислителей и восстановителей. |
7. | Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Ва+HCl | А) Ba2++2Cl- ВаCl2 Б) Ba0 +2H+ Ba2++H20 В) Ba2++2H+ Ba0+H20 |
8. | Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Fe(OH)2+2HNO3 | А) Fe (OH)2+2H+Fe 2++2H2O Б) OH-+H+H2O В) Fe 2++2NO3- Fe (NO3)2 |
9. | Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции: Na+ H2O NaOH + H2 | А) H2++2e- H20; Б) Na0 -e- Na+; В) H20 - 2e- 2H+ |
10. | Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции: Ca+H2 CaH2 | А) 2H++2e- H20 Б) H20 +2e- 2H- В) H20 - 2e- 2H+ |