Тема: Химические свойства кислорода. Оксиды. Окисление.
7 класс [1]
Цель урока:
- Показать значение всестороннего изучения этого жизненно важного вещества.
- Совершенствовать умения пользоваться приемом сравнения и показать важность пользования этим приемом в химическом эксперименте.
- Охрана окружающей среды.
Дидактические цели:
Знать:
- Физические и химические свойства кислорода, значение в природе, жизни и деятельности человека.
- Способы получения кислорода в лаборатории.
- Основные классы неорганических веществ – оксиды.
Уметь:
- Собирать из готовых деталей прибор для собирания кислорода, наполнять им сосуды вытеснением воздуха и воды.
- Соблюдать правила техники безопасности.
- Составлять формулы оксидов.
- Записывать уравнения реакций окисления.
- Распознавать по химической формуле оксиды.
- Определять тип реакции.
Оформление доски
Тема урока | ||
Основные понятия: Кислород Оксиды Окисление Горение |
О2: Г, У , Уравнения реакций |
Задания Разделить вещества на группы: Mg, NaCl, CuO, S, SO2, H2, Al2O3, BaF2, CO2, C, H2O, P2O5 |
Таблицы:
1. Круговорот кислорода в природе.
2. Способы собирания газов.
Актуализация знаний (5 мин.):
Примерно два века назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад.
Он для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли бы дети,
Ведь это…(Кислород).
Расшифруйте следующую запись:
О2 Г, У |
Tcж.=-183оС голубая
жидкость T=-219оС вся масса притягивается магнитом. |
- Почему кислородом не заполняют воздушные шары? (тяжелее воздуха)
- О каких свойствах кислорода шла у нас с вами речь?
- Достаточно ли вам этих знаний о таком важном веществе?
- Что бы вы хотели еще узнать о нем?
Изучение новой темы:
1. Беседа по вопросам: а что конкретно вы хотели бы знать? (1 мин.)
(C какими веществами вступает в реакцию, какие соединения образуются, как протекают реакции и что это за реакции).
2. Задание: (3 мин.)
а). Разделите вещества на две группы Mg, NaCI, CuO, S, SO2, H2, AI2O3, BaF2, CO2, C, H2O, P2O5
б). По какому признаку вы эти вещества так разделили? (простое и сложное)
в). Сложные вещества разделите на 2 группы.
г). По какому признаку вы эти вещества так разделили?
д). Каким образом можно получить такие вещества вы узнаете, выполнив лабораторный опыт.
Лабораторный опыт (10 мин.)
а). Правила техники безопасности: как пользоваться спиртовкой?
б). Работа в группах
1 группа: Собирание кислорода «над водой». Внесение в кислород тлеющего уголька. (Приложение 1)
2 группа: Собирание кислорода вытеснением воздуха. Внесение в кислород горящей серы. (Приложение 2)
3 группа: «Образование кислорода в растениях». Внесение тлеющей лучинки. (Приложение 3)
Обсуждение исследовательской работы (7 мин.)
Какое химическое свойство вы доказали?
Какие условия необходимы для этой реакции (соприкосновение реагирующих веществ).
Что образовалось в результате реакции? Запишите уравнения реакций:
C+O2® CO2
S+O2® SO2
P+O2® P2O5
Какие это были вещества? (простые). Демонстрация «Горение Me в O2(Fe)».
Могут ли вступать в реакцию сложные вещества?
а) горение спирта б) горение природного газа |
Из 99 элементов он взаимодействует с 86 элементами |
Образуются новые вещества.
Количественный состав – 2 элемента.
Качественный состав – один из них – кислород.
Определение оксидов – учебник стр. 60
Как же называются реакции взаимодействия веществ с кислородом?
Какие признаки реакции вы наблюдали?
(тепло и свет) – горение.
Какое значение в жизни человека и в природе оказывают реакции горения?
Вопрос: почему горение лесов превращается в страшное стихийное бедствие?
(Лесные пожары очень трудно тушить из-за большой концентрации кислорода над лесом.)
Индивидуальные или групповые творческие задания (8 мин.)
1 группа. Перечислить названия праздников, традиций, связанных с огнем.
2 группа. Пословицы, поговорки, в которых упоминается огонь.
3 группа. Сочинения и загадки об огне.
4 группа. Составить плакат, листовку о вреде пожаров, об осторожном обращении с огнем.
5 группа. Сочинить сказку или стихи об огне.
6 группа. Песни об огне.
Домашнее задание: стр. 19.
Творческое задание – стр. 64.
1. Составить инструкцию для учащихся о поведении на пожаре.
2. Выяснить, какие способы прекращения огня существуют.
3. Обсуждение и выставление оценок.
Приложение 1
ИНСТРУКЦИЯ №1
к практической работе
«Получение и собирание кислорода,
изучение его физических и химических свойств»
- Соберите прибор, как показано на рисунке. <Рисунок1>
- Зажги спиртовку, прогрей всю пробирку, произведи нагревание перманганата калия. Что при этом наблюдаешь?
- После вытеснения воды из пробирки кислородом зажми отверстие пробирки под водой.
- Переверни пробирку. Проверь наличие газа тлеющей лучинкой. Что произошло? Почему?
1 – штатив;
2 – пробирка с кристаллическим перманганатом калия;
3 – пробирка с газоотводной трубкой;
4 – кристаллизатор;
5 – спиртовка;
6 – пробирка, заполненная водой для собирания газа.
Приложение 2
ИНСТРУКЦИЯ №2
к практической работе
«Получение и собирание кислорода,
изучение его физических и химических свойств»
1. Соберите прибор, как показано на рисунке. <Рисунок2>
2. Зажги спиртовку, прогрей всю пробирку, произведи нагревание перманганата калия. Что при этом наблюдаешь?
3. После вытеснения воздуха кислородом внеси в колбу горящую серу. Что при этом наблюдаешь?
4. Попытайся записать уравнение реакции горения серы, зная, что образуется сложное соединение, в котором валентность серы равна IV.
5. Наведи порядок на рабочем месте.
Приложение 3
ИНСТРУКЦИЯ №3
к практической работе
«Образование кислорода в растениях»
<Рисунок3>
В стакан с водой под воронку поместить несколько побегов элодеи (водное растение).
На воронку надеть пробирку с водой, поставь на яркий свет.
После заполнения пробирки газом внеси в нее тлеющую лучину. Что наблюдаешь?
Вопрос: Какой газ обнаруживают таким способом? Сделай выводы.
Литература
1. Горбунова Т. С. Химия вокруг нас. Часть 2. Омск, «Полиграф», 1994