Урок по теме: "Химические свойства кислорода. Оксиды. Окисление"

Разделы: Химия


Тема: Химические свойства кислорода. Оксиды. Окисление.

7 класс [1]

Цель урока:

  1. Показать значение всестороннего изучения этого жизненно важного вещества.
  2. Совершенствовать умения пользоваться приемом сравнения и показать важность пользования этим приемом в химическом эксперименте.
  3. Охрана окружающей среды.

Дидактические цели:

Знать:

  1. Физические и химические свойства кислорода, значение в природе, жизни и деятельности человека.
  2. Способы получения кислорода в лаборатории.
  3. Основные классы неорганических веществ – оксиды.

Уметь:

  1. Собирать из готовых деталей прибор для собирания кислорода, наполнять им сосуды вытеснением воздуха и воды.
  2. Соблюдать правила техники безопасности.
  3. Составлять формулы оксидов.
  4. Записывать уравнения реакций окисления.
  5. Распознавать по химической формуле оксиды.
  6. Определять тип реакции.

Оформление доски

  Тема урока  
Основные понятия:

Кислород

Оксиды

Окисление

Горение

О2: Г, У , Ц, З

Уравнения реакций

Задания

Разделить вещества на группы:

Mg, NaCl, CuO, S, SO2, H2, Al2O3, BaF2, CO2, C, H2O, P2O5

Таблицы:

1. Круговорот кислорода в природе.

2. Способы собирания газов.

Актуализация знаний (5 мин.):

Примерно два века назад

Открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар и млад.

Он для вас не тайна.

 

Известно, что горят отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает также водород.

 

Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его назвать могли бы дети,

Ведь это…(Кислород).

Расшифруйте следующую запись:

О2 Г, У Ц, З T.=-183оС голубая жидкость

T=-219оС вся масса притягивается магнитом.

  1. Почему кислородом не заполняют воздушные шары? (тяжелее воздуха)
  2. О каких свойствах кислорода шла у нас с вами речь?
  3. Достаточно ли вам этих знаний о таком важном веществе?
  4. Что бы вы хотели еще узнать о нем?

Изучение новой темы:

1. Беседа по вопросам: а что конкретно вы хотели бы знать? (1 мин.)

(C какими веществами вступает в реакцию, какие соединения образуются, как протекают реакции и что это за реакции).

2. Задание: (3 мин.)

а). Разделите вещества на две группы Mg, NaCI, CuO, S, SO2, H2, AI2O3, BaF2, CO2, C, H2O, P2O5

б). По какому признаку вы эти вещества так разделили? (простое и сложное)

в). Сложные вещества разделите на 2 группы.

г). По какому признаку вы эти вещества так разделили?

д). Каким образом можно получить такие вещества вы узнаете, выполнив лабораторный опыт.

Лабораторный опыт (10 мин.)

а). Правила техники безопасности: как пользоваться спиртовкой?

б). Работа в группах

1 группа: Собирание кислорода «над водой». Внесение в кислород тлеющего уголька. (Приложение 1)

2 группа: Собирание кислорода вытеснением воздуха. Внесение в кислород горящей серы. (Приложение 2)

3 группа: «Образование кислорода в растениях». Внесение тлеющей лучинки. (Приложение 3)

Обсуждение исследовательской работы (7 мин.)

Какое химическое свойство вы доказали?

Какие условия необходимы для этой реакции (соприкосновение реагирующих веществ).

Что образовалось в результате реакции? Запишите уравнения реакций:

C+OCO2

S+OSO2

P+OP2O5

Какие это были вещества? (простые). Демонстрация «Горение Me в O2(Fe)».

Могут ли вступать в реакцию сложные вещества?

 

а) горение спирта

б) горение природного газа

Из 99 элементов он взаимодействует с 86 элементами

Образуются новые вещества.

Количественный состав – 2 элемента.

Качественный состав – один из них – кислород.

Определение оксидов – учебник стр. 60

Как же называются реакции взаимодействия веществ с кислородом?

Какие признаки реакции вы наблюдали?

(тепло и свет) – горение.

Какое значение в жизни человека и в природе оказывают реакции горения?

Вопрос: почему горение лесов превращается в страшное стихийное бедствие?

(Лесные пожары очень трудно тушить из-за большой концентрации кислорода над лесом.)

Индивидуальные или групповые творческие задания (8 мин.)

1 группа. Перечислить названия праздников, традиций, связанных с огнем.

2 группа. Пословицы, поговорки, в которых упоминается огонь.

3 группа. Сочинения и загадки об огне.

4 группа. Составить плакат, листовку о вреде пожаров, об осторожном обращении с огнем.

5 группа. Сочинить сказку или стихи об огне.

6 группа. Песни об огне.

Домашнее задание: стр. 19.

Творческое задание – стр. 64.

1. Составить инструкцию для учащихся о поведении на пожаре.

2. Выяснить, какие способы прекращения огня существуют.

3. Обсуждение и выставление оценок.

Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ №1

к практической работе

«Получение и собирание кислорода,

изучение его физических и химических свойств»

  1. Соберите прибор, как показано на рисунке. <Рисунок1>
  2. Зажги спиртовку, прогрей всю пробирку, произведи нагревание перманганата калия. Что при этом наблюдаешь?
  3. После вытеснения воды из пробирки кислородом зажми отверстие пробирки под водой.
  4. Переверни пробирку. Проверь наличие газа тлеющей лучинкой. Что произошло? Почему?

1 – штатив;

2 – пробирка с кристаллическим перманганатом калия;

3 – пробирка с газоотводной трубкой;

4 – кристаллизатор;

5 – спиртовка;

6 – пробирка, заполненная водой для собирания газа.

Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ №2

к практической работе

«Получение и собирание кислорода,

изучение его физических и химических свойств»

1. Соберите прибор, как показано на рисунке. <Рисунок2>

2. Зажги спиртовку, прогрей всю пробирку, произведи нагревание перманганата калия. Что при этом наблюдаешь?

3. После вытеснения воздуха кислородом внеси в колбу горящую серу. Что при этом наблюдаешь?

4. Попытайся записать уравнение реакции горения серы, зная, что образуется сложное соединение, в котором валентность серы равна IV.

5. Наведи порядок на рабочем месте.

Приложение 3

ИНСТРУКЦИЯ №3

к практической работе

«Образование кислорода в растениях»

<Рисунок3>

В стакан с водой под воронку поместить несколько побегов элодеи (водное растение).

На воронку надеть пробирку с водой, поставь на яркий свет.

После заполнения пробирки газом внеси в нее тлеющую лучину. Что наблюдаешь?

Вопрос: Какой газ обнаруживают таким способом? Сделай выводы.

 

Литература

1. Горбунова Т. С. Химия вокруг нас. Часть 2. Омск, «Полиграф», 1994