Положительные стороны работы по технологии уровневой дифференциации на уроке химии

Разделы: Химия


Введением тематических зачетов достигается главная цель уровневой дифференциации - обеспечить достижение всеми школьниками базового уровня подготовки соответствующего государственному стандарту образования. Однако, кроме этого в работе по технологии уровневой дифференциации можно отметить еще много положительных моментов..Меня всегда привлекала работа с технологическими картами (в системе УД — это списки окончательных результатов обучения ОРО), которая

а/ предусматривает поэлементную отработку изучаемого материала$

б/ дает учащимся перспективу изучения каждой темы, открывает путиповышения уровня подготовки$

в/ снимает завесу неизвестности с содержания контрольных заданий. Ученик точно знает, на какие вопросы ему предстоит ответить, что он должен знать и уметь.

Это ликвидирует страх перед контрольной работой, снимает стресс, делает весь процесс обучения комфортным.

г/ обязательное для всех учащихся выполнение заданий обязательной части зачета. Ученик мог пропускать уроки по уважительным и неуважительным причинам, но зачет он сдает обязательно, без этого не будет выставлена оценка за четверть.

В системе УД изначально заложена успешность в обучении. Если неудача, т.е. "2" за контрольную работу может "уничтожать" ученика, подорвать его веру в себя, то "незачет" в системе УД лишь констатирует, что ученик еще не достиг требуемого уровня знаний, но обязательно достигнет позанимавшись..

Положительным в системе УД является снятие временных ограничений. Поясню на примере: на изучение темы "Химическая связь и строение вещества, отводится 8 уроков.

За это время у учащихся формируется большое количество понятий, умений, навыков. Темп усвоения знаний учеником индивидуален.

На восьмом уроке проводится контрольная работа и ученик с замедленным темпом усвоения просто не успевает усвоить.

В результате ставится клеймо "не знает"-"2" и "поехали дальше. При обучении по технологии УД снимаются рамки времени, отпущенного на изучение темы.

Ученик, не сдавший зачет, вынужден продолжить заниматься по данной теме пока не усвоит требуемый минимум. Выходит, что на формирование понятий по этой теме ученику отпущено не 8 уроков, а столько, сколько требует темп его работы.

0т многих учителей за три года работы по технологий УД приходилось слышать , что контроль знаний в форме тестирования рассчитан на самых слабых, "необучаемых учеников. Достаточно "ткнуть" в буковку - и попал в правильней ответ. Я не могу согласиться с такими представлениями, может быть потому, что столкнулась сявлением парадоксальным: сильный класс, успешно занимающийся по традиционной технологии, не всегда справлялся с тестами. Учащиеся легко выполняли задания по образцу в нестандартной ситуации, а с тестами не справлялись, объясняя это тем, что их сбивают с толку неверные ответы, особенно когда правильных ответов несколько.

А ведь тестирование как форма определения уровня обученности учащихся используется все чаще: региональный экзамен - тестирование, аттестация школы -тестирование, вступительные экзамены в вуз - тестирование. Пришла к выводу: надо обучать учащихся выполнять тестовые задания, учить аргументировать выбор правильных ответов, а это значит, работать по технологии УД.

Учителя боятся, что верные ответы легко списать, подсказать и это снижает объективность оценки ЗУН, нерадивый ученик незаслуженно получит "зачет". Считаю, что при желании, можно решить и эту проблему: составить много вариантов зачетов, предложить учащимся рядом с ответом записать обоснование выбора ответа. Например: выбрать двухосновную кислородсодержащую кислоту. Ответ: В - есть кислород + 2H,выбрать реакцию разложения - Б.Д. - АЕ = А + В /общая схема реакций разложения/.

Ответ без обоснования не засчитывается. Тогда ученики не крутятся в поисках подсказки, а вынуждены вникнуть в суть вопроса, применить знания при выборе ответа. Кстати, выбор неверного ответа еще не означает полного незнания материала. Так ученику было предложено выбрать формулы оснований, он выбрал формулу. В беседе с ним выясняю, что определение оснований он выучил. Предлагаю выделить два признака оснований (металл и ОН-группа) и посмотреть, соответствуют ли этим признакам выбранные им формулы. Нет, и после он  выбирает нужные формулы сознательно.

Вывод: работать с тестами надо учить из урока в урок, т. е. заниматься по технологии УД.

И, наконец, тестирование - одна из форм контроля. В работе использую и традиционные формы: контрольные работы, "срезы" на 7-10 минут, устные ответы, устные зачеты и др. Так в 8-х классах тематический контроль осуществляется следующим образом:

  • "Первоначальные химические понятия" - традиционная контрольная работа;
  • "Кислород. Оксиды. Горение." - тематический зачет
  • "Водород. Кислоты. Соли." - контрольная работа
  • "Вода. Растворы. Основания"
  • " Обобщение сведений об основных классах соединений" - зачет
  • "Периодический закон и система элементов Д.И. Менделеева - устный зачет
  • "Химическая связь. Строение вещества" -тематический зачет.

Таким образом, система УД имеет следующие положительные стороны:

  1. Обучаемость всех школьников,
  2. Психологическая комфортность обучения,
  3. Обязательная поэлементная отработка материала,
  4. Снятие временных рамок при формировании понятий навыков, умений, которые есть при традиционном подходе.