Стихи как средство активизации мышления учащихся при изучении химии

Разделы: Химия


При изучении любого предмета крайне важной является межпредметная связь с другими науками, которые изучают учащиеся. Так, при изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, то есть предметами естественно-математического цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. Поэтому очень важно использовать на уроке различные литературные произведения. Это помогает учащимся глубже понять изучаемый материал, а также создаёт атмосферу игры и соревнования на уроке. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление учащихся, а также способствует их эвристической деятельности на уроке.

При изучении темы «Подгруппа азота. Азотная кислота» в курсе 9 класса учитель может использовать сказку об азотной кислоте. Учащиеся, прослушав сказку в начале урока, угадывают, о каком веществе идёт речь, и какое соединение будет изучаться на данном уроке. Благодаря этому внимание учащихся сосредотачивается на предстоящей новой теме, и появляется особый интерес к уроку.

Особенно удачно можно использовать стихи и загадки на уроке химии в 8 классе при изучении темы « Вода – растворитель. Растворы». Постановке задачи и темы урока помогают строки:

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана

И все это – только вода!

 

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода.

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

 

В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода!

 

Вспомнить агрегатные состояния воды в природе можно, используя загадку:

 

Тёмным облаком летела,

Опустилась птицей белой,

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

Покатилась кувырком,

И запела ручейком.

Учащиеся угадывают, в каких строчках загадки о каком агрегатном состоянии воды идёт речь.

На уроке – обобщении знаний об основных классах неорганических соединений в 8 классе можно вовлечь учащихся в путешествие по химическому лабиринту. Четыре основных типа неорганических соединений представляют в качестве жителей разных государств. Название каждого государства учащиеся угадывают. Целесообразно использовать следующие строчки:

Мы – жители непростые,

Нас очень много на Земле!

Особым даром обладая,

Мы растворяемся в воде.

А как на кожу попадём,

Мы тут же сильно обожжем.

Окрасим лакмус в синий цвет,

Без нас нейтрализации нет.

Без нас не обойдётесь тут!

Скажите, как же нас зовут?

(щёлочи)

Для того чтобы учащиеся верно ответили на вопрос, они должны вспомнить свойства оснований.

При знакомстве с солями необходимо напомнить учащимся об их практическом использовании:

Хоть мы разные на цвет,

Но важней нас в мире нет!

И нитраты, и сульфаты,

Карбонаты и фосфаты!

Все важны и все нужны!

Догадались, кто же мы?

 

Знают люди во всем мире

КМnO4.

Приключится вдруг беда

Может с тобой иногда.

Ты промоешь рану им,

Будешь цел и невредим.

Повторяя класс оксиды, можно заострить внимание учащихся на самом распространенном веществе на Земле – воде, которое тоже относится к данному классу:

Я очень важный житель града,

И это есть моя награда!

Я растворяю вещества,

Почти всегда и наверняка!

 

Все моря и океаны,

Реки все и водопады!

Их питаю я, друзья,

Назовите же меня!

(Вода, класс - оксиды)

Представляя кислоты, необходимо напомнить учащимся их состав, а также правила техники безопасности при обращении с этими веществами:

Этих веществ очень много на свете,

Их опасаются взрослые, дети.

Если не так их смешаешь с водой,

Может все обернуться бедой.

Их наливаем после воды,

Чтобы не было беды.

 

Вещества мы непростые,

Растворяемся в воде.

Нас неправильно применишь,

То бесспорно быть беде!

 

Мы состоим из двух частей:

Во-первых, водород, о’кей!

Во-вторых, остаток наш.

Ну, вот и весь наш экипаж!

Окрасим лакмус в красный цвет,

Без нас и удобрений нет.

При изучении элементов четвёртой группы главной подгруппы периодической системы необходимо познакомить учащихся с двумя основными аллотропными видоизменениями углерода. Это легко можно сделать в стихотворной форме:

Я на бумаге оставляю,

Конечно, очень жирный след.

И рисовать вам помогаю

Уже я много-много лет!

Не прочен я, не как гранит!

А называюсь я ... (графит)

 

Горжусь своим я блеском

И тем, что очень твёрд.

Разрежу я железку

На тысячи кусков.

Я – камень драгоценный,

Чужих боюсь я глаз!

Надеюсь, догадались:

Меня зовут... (алмаз)

 

Элемент я очень важный

На земле меня не счесть:

Мрамор, мел, карбид возьмите,

В соде пищевой я есть.

Знает весь меня народ

Ведь зовусь я … (углерод)

Новый материал преподносится учащимся в поисковом ключе: учащимся необходимо отгадать названия аллотропных форм углерода, а затем сообщаются их свойства, сходства и различия.

Особенно важным становится применение стихов и загадок при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». После изучения структуры периодической системы необходимо закрепить знания учащихся, их умение находить любой химический элемент по его положению в периодической системе. Можно предложить учащимся такие загадки:

Я в периодической системе

Живу на третьем этаже.

Хоть группа у меня седьмая,

Но применяюсь я везде.

Кислоты, соли есть повсюду,

Даже в воде встречаюсь я.

Я очень-очень счастлив буду,

Коль назовёте вы меня.

(хлор)

 

Можем как на физзарядке

Рассчитаться по порядку.

Пятый номер мой, друзья,

Догадались, кто же я?

(бор)

 

Мы живём в соседях дружно,

Что нам в жизни очень нужно.

Алюминий – мой сосед,

А вот литий, калий – нет.

Натрий тоже мне сосед,

Хоть реакций сходных нет.

А всё только потому,

Что в одном мы с ним ряду.

Я – металл, меня ты знаешь,

И, конечно, угадаешь?!

(магний)

Эти загадки можно использовать и на обобщающем уроке после прохождения данных тем.

Поистине бесценными являются стихотворные отрывки при проведении внеклассных мероприятий. КВН «Эта увлекательная химия» для 9 классов может содержать задания в стихах:

Вам мы карточки даём.

Там 13 букв найдёте,

Нам в минуту соберете

Вы названья элементов.

Кто больше названий соберёт –

Больше баллов наберёт!

 

Мы разлили вам в пробирки

Три опасных вещества.

Распознайте, где какое?

Лакмус в помощь вам, друзья!

 

Здесь начало уравнений.

Дописать вы их должны,

Верно отгадав концы.

Не забуду вам сказать:

«Нужно также уравнять!»

При изучении курса органической химии различные стихотворные загадки помогут представить основные классы органических веществ:

По свойствам на алкены мы похожи,

Взаимодействуем с бромной водой мы тоже.

В молекулах П-связи – наказанье,

Наш суффикс - ин подскажет вам названье!

(алкины, ацетиленовые углеводороды)

 

Любим мы соединяться

С водородом и с водой.

Но не любим замещаться,

Нарушая свой покой.

Можно получить из нас

Полимеры – высший класс!

(алкены, диены)

 

Вещества мы не простые

И известны с древних пор.

В медицине применимы:

Дать инфекции отпор.

По свойствам мы не так просты.

А называемся … (спирты)

Интерес учащихся к загадкам и стихам по химии настолько велик, что они не только с большим удовольствием отгадывают загадки в стихотворной форме, но и сами сочиняют стихи.

Н2SO4 – это серная кислота!

В одном только названии чувствуется острота.

Если получим от нее ожог,

Переступим мы медицинский порог.

Например, о значении химии ребята высказываются так:

Химия моя! Ты наука века!

Обеспечила нитратами человека.

Овощи ли ем, фруктами питаюсь,

Всюду и везде с химией встречаюсь!

После изучения темы «Кислород» один из учащихся написал следующие стихи – загадку:

Он бесцветен и невиден,

Но в природе столь обыден,

Ведь находится везде:

В почве, воздухе, воде.

Без него бы человек

Не прожил бы и вовек.

В общем, это элемент,

Важней какого нет.

Ну, а если кто решил,

Что все это – водород,

Тот, конечно, поспешил,

Ведь загадан – ... (Кислород)

Значение стихотворных загадок при изучении химии в средней школе переоценить невозможно. Каждое используемое на уроке стихотворение несёт в себе определённую учебную цель и имеет химический смысл. Их применение придаёт уроку химии особую привлекательность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует развитию логического мышления учащихся.