Руководящей основой дидактики пусть
будет исследование и открытие метода,
при котором учащие меньше бы учили,
а учащиеся больше бы учились, в школах
было бы меньше шума, одурения, напрасного
труда, а больше радостей и основательного успеха.
Ян Амос Коменский.
Важнейшими принципами работы школы являются гуманизация и гуманитаризация процесса образования, направленные на всестороннее развитие и воспитание личности ребёнка. Главной задачей, по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.
В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.
Понятие “педагогическая технология” я буду рассматривать как “системный способ организации совместной деятельности субъектов образовательно-развивающего процесса с включениями всего арсенала средств учебно-материальной базы школы и других элементов педагогической системы” (Суртаева. И. И., 1997 год.)
В структуре педагогической технологии выделяют следующие компоненты: цели, диагностику (входную, текущую, итоговую); совместную деятельность субъектов образовательного процесса; организацию и отбор форм, методов и средств обучения; содержание учебного предмета.
Современная отечественная школа располагает большим спектром технологий. Меня заинтересовала разновидность технологий программированного обучения – блочно-модульное обучение.
Позволю себе немного теории. Блочно-модульное обучение – это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д.
Данная технология предполагает, что ребёнок должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.
В литературе встречаются несколько определений понятий “блок” и “модуль”, проанализировав их, я пришла к выводу, что все они практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:
-учебная цель (целевая программа);
-банк информации (собственно учебный материал в
виде обучающих программ);
-методическое руководство;
-контрольная работа.
Таким образом, все микро-технологии учтены. Программированная технология обучения предполагает деятельность по определённому алгоритму; когда ребёнок освоит основные этапы работы, то у него в конечном итоге должно сформироваться умение учиться, пользоваться алгоритмом получения знаний. Преимущество данной технологии я вижу в наглядной демонстрации различных способов получения знаний, причём ребёнок вправе выбирать более доступные и близкие ему в данный момент.
С целью контроля за усвоением материала, мною использована рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результаты своей деятельности.
Опыт работы по использованию блочно-модульной технологии я покажу на примере изучения темы “Углеводы” (использован учебник Фельдман Ф. Г., Рудзитис. Г. Е. “ Химия -10”)
Модуль “Углеводы”
Цели:
- Образовательные: обзорно изучить общую характеристику углеводов и их классификацию; рассмотреть свойства глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы; сформировать представления о рибозе, дезоксирибозе, искусственных волокнах.
- Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать знания о взаимосвязи строения, свойств и состава веществ; развивать умение работать с учебной и дополнительной литературой; умение решать задачи, работать с лабораторным оборудованием; развивать интеллектуальные способности учащихся.
- Воспитательные: воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы; воспитывать бережное отношение к живой природе, к школьному имуществу.
План изучения темы “Углеводы”
Учебный элемент | Дата | Тип, содержание урока | Итоги деятельности, домашнее задание |
---|---|---|---|
УЭ1 | Урок изучения нового материала “Общий обзор углеводов. Глюкоза как представитель гексоз” (лекция) | Работа на лекции – 25 б Домашнее задание: 1. Стр.125-130 Итого: 45 б |
|
УЭ2 | Урок-практикум “Сахароза Как представитель дисахаридов” (Приложение 1. “ Инструкция для самостоятельной работы”) |
1. Самостоятельная работа с
учебником на уроке – 25 б 2. Лабораторный опыт 9(1) стр.138 – 15 б 3. Вопрос 13 стр.138 – 5 б 4. Задачи 1,2 стр. 138 – 10 б Домашнее задание: стр.130-132 Итого: 55 б |
|
УЭ3 | Комбинированный урок “Крахмал, его строение, химические свойства” | 1. Работа на уроке – 25 б 2. Самостоятельная работа с учебником – 5 б 3. Лабораторный опыт 11(1,2) – 30 б Домашнее задание:
Итого: 65 б |
|
УЭ4 | Урок изучения нового материала “Целлюлоза, понятие об искусственных волокнах” (лекция) | 1. Работа на лекциим – 25 б 2. Написание реакции горения целлюлозы – 5 б 3. Лабораторный опыт 12 – 10 б Домашнее задание: стр. 134-137 Итого: 40 б |
|
УЭ5 | Домашняя контрольная работа в 5
вариантах. (Приложение 2. Варианты контрольной работы.) |
Итого: 0 – 60 б | |
УЭ6 | Итоговый урок-конференция (2 часа) |
1. Написание реферата – 50-60 б 2. Рецензия на реферат – 20-30 б 3. Участие в конференции а) присутствие – 20 б Итого: 20 – 135 б |
Темы рефератов, сообщений:
- Классификация углеводов.
- Генетическая связь между углеводами.
- Глюкоза.
- Крахмал.
- Целлюлоза.
- Понятие сладкого в химии.
- Биологические функции углеводов.
- Сахар, который мы едим.
- Углеводы в природе.
- Превращение углеводов в живом организме.
Кроме этой, обязательной программы, учащимся были предложены другие виды деятельности, в которых они могли показать свои способности, своё творчество и тем самым повысить рейтинг.
- Решение задач (10 задач по 10 б). (Приложение 3)
- Изготовление наглядных пособий (10-50 б).
- Оформление коллекции “Целлюлоза и продукты её переработки” (50 б).
- Сочинение сказки об углеводах (до 50 б).(Приложение 4).
- Поиск дополнительного материала к уроку (до 20 б).
Применяются и штрафные санкции, позволяющие стимулировать своевременное выполнение работы:
- Работа, не сданная в срок – сумма баллов снижается в два раза.
- Отсутствие на уроке без уважительной причины: – 25 б.
- Опоздание: – 5 б.
- Замечание за нарушение дисциплины: – 5 б.
Штрафные санкции применяют с согласия учащихся. Все виды работы для каждого учащегося индивидуально оцениваются в специальном журнале. В конце изучения темы, согласно набранной сумме баллов, выставляется оценка по следующим критериям:
350-400 б – “5”
300-349 б – “4”
230-299 б – “3”
<230 б – “2”
Как видно из программы модуля, в ходе изучения используется различные методы обучения – лекции, практикумы, конференции, выполнение лабораторных опытов и т.д., что позволяет учащимся проявить себя в различных видах деятельности, придаёт ребятам уверенность в собственных силах, создаёт комфортность присутствия на уроке (Приложение 5).
Данная технология требует большой подготовки от учителя: как в методическом, так и в образовательном плане.
Требования к учителю:
- Основная задача учителя – воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами; воспитывать внимание, стремление к самостоятельной деятельности.
- Использовать методы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы отработать у школьников навыки самообразования.
- Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.
- Делать урок эмоционально ярким.
- Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
- Создавать психологический комфорт в классе.
Для консультаций требуется дополнительные часы; уходит много времени для проверки работ. Особенно трудна была разработка первого модуля, с остальными дело обстояло проще, так как алгоритм составления и оформления модуля уже отработан, рейтинговая система контроля апробирована.
Анализ качества знаний и уровня обученности по теме показал, что успеваемость составляет 100%, качество знаний – 76,2%, уровень обученности-4 (В сравнении: по традиционной методике успеваемость – 100%, качество знаний – 59,1%, уровень обученности – 3,8).
Как видно, результаты обучения с применением блочно-модульной технологии выше, чем по традиционной. Причём, в классах гуманитарного профиля результаты выше, чем в классах математического профиля. Скорее всего это связано с тем, что в гуманитарном классе формируются навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой по широкому кругу проблем, тогда как в математическом классе круг интересов имеет строгую направленность.
После окончания изучения темы модуля было проведено анкетирование. Анализ анкет показал:
- Поддержали форму проведения и оценки результатов 64 % от числа опрошенных. Это те учащиеся, которые обладают высоким уровнем знаний, высокой работоспособностью, высоким уровнем навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, дополнительной литературой.
- Категорически против – 36%. Из них – 13,5% мотивируют трудностью этой формы обучения, а остальные (22,5 %) просто не хотят учиться таким образом. В основном, в это число входят учащиеся с низким уровнем навыков самостоятельной работы, несформированной мотивацией к обучению и неопределённым профориентационным выбором.
Учащиеся сделали следующие предложения по совершенствованию применения блочно- модульной технологии обучения:
- Пересмотр видов заданий (увеличить разнообразие).
- Включать больше устных форм опроса.
- Увеличить число часов на семинарские занятия.
- Увеличивать стоимость балла.
- Организовать блочно-модульное обучение (хотя бы элементы) в школе 2 ступени.
Итак, обобщив всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что блочно-модульная технология обучения может с успехом применяться в старшей школе, особенно в профильных классах по профилирующим предметам. Это позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению.