Урок по теме: "Алканы, алкены, алкины: строение, изомерия, номенклатура" с использованием мультимедийного проектора

Разделы: Химия


Цель урока:

  • углубить понятие об особенностях строения углеводородов (кратных связях);
  • расширить представления и развить понятия о многообразии и причинах многообразия соединений углерода (понятия «изомерия», «гомология»).

Планируемые результаты обучения:

1. Формирование предметных знаний и умений.

  • Многообразие неорганических и органических соединений (требование 5.13).
  • Основные положения и направления развития теории химического строения органических вещества А. М. Бутлерова (требование 5.5). Изомерия и гомология органических веществ (требование 2.10).
  • Гомология углеводородов. Систематическая номенклатура. Изомерия. Систематическая номенклатура. (требование 2.10)
  • Органические вещества. Классификация органических веществ.(требование 1.1, 1.7, 2.2).
  • Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов. Их свойства. (требование 4.7). Виды гибридизации электронных облаков (требование 1.16 уровень Б).

2. Развитие общеучебных умений.

  • Учебно-информационные умения (составлять таблицы, приводить информацию в систему посредством горизонтального (строк) и вертикального (столбцов) деления).
  • Учебно-логические умения:
        *анализ и синтез;
        *сравнение;
        *обобщение и классификация;
        *определение понятий (основное: химическое строение; новое: алкин, тройная связь; опорные: гомология, изомерия, кратная связь).
  • Учебно-управленческие умения (владеть различными средствами самоконтроля, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины).

3. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение (признаки классификация органических веществ, причины многообразия органических веществ, развитие понятия изомерии (изомерия соединений различных гомологических рядов), самостоятельная работа с самопроверкой); воспитание чувства гордости за вклад русских ученых (А.М. Бутлерова) в развитие науки.

Метод: эврестической беседы, т.к. знания выводятся из того, что учащимся известно об алканах и алкенах.

Оборудование:

раздаточный материал (практикум по теме «Строение, изомерия и номенклатура предельных и непредельных углеводородов», таблица «Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения»), таблицы образования связей в молекуле метана, этилена, ацетилена, шаростержневые модели молекул этана, этилена, ацетилена.

Межпредметные связи:

  • математика (процентные соотношения, математические вычисления).

Внутрипредметные связи:

  • типы гибридизации, электронные орбитали, химическая связь, массовая доля элемента в веществе.

План урока:

1. Организация начала урока.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Цель: выявление уровня знаний учащихся по ранее изученным темам, ликвидация недостатков, подготовка к активной учебно-познавательной деятельности через актуализацию опорных знаний предыдущих тем.

3-5. Усвоение новых знаний, первичное закрепление полученных знаний, первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Цель: сообщение учащимся нового материала, проверка восприятия, осмысления, устранения существенных пробелов, организация деятельности по применению изученного материала.

6. Подведение итогов урока.

Цель: дать общую характеристику работы класса, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их устранения.

7. Информация о домашнем задании.

Цель: дать задание, которое способствует повышению обученности, повышает интерес к химии; проинструктировать учащихся о его выполнении.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

Химия – предмет в достаточной степени трудный, сложный, опирающийся на знания не только по физике и биологии, но и по математике, предмет, успехи в изучении которого зависят от вашего логического мышления, памяти, способности аналитически мыслить и сопоставлять.

Химия – это предельно увлекательный интересный предмет, который поможет проникнуть в самую глубь процессов окружающего мира.

Я думаю, что сегодняшний урок не станет исключением. Его тема: «Алканы, алкены, алкины: строение, изомерия, номенклатура» связана с интереснейшими явлениями в химии – изомерией. Мы расширим представление о причинах многообразия органических веществ и особенностях их химического строения.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Цель: выявление уровня знаний учащихся по ранее изученным темам, ликвидация недостатков, подготовка к активной учебно-познавательной деятельности через актуализацию опорных знаний предыдущих тем.

Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, выполнить задания и заполнить таблицу (см. приложение № 1 «Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения»), используя наглядные пособия по образованию связей в молекулах метана, этилена, шаростержневые модели молекул этана, этилена. Возможный вариант заполнения таблицы «Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения» приведен в приложении №1-а. Параллельно с беседой заполняется интерактивная таблица.

Фронтальная беседа (вопросы и задания):

1. Какие общие формулы углеводородов вам известны?
2. Как называются эти углеводороды, каковы их отличительные признаки?
3. Какой вид гибридизации имеют алканы и алкены? Чем обусловлена гибридизация?
4. Дайте характеристику связи и пространственное строение молекул алканов и алкенов?
5. Что общего у углеводородов одного гомологического ряда?
6. Какой вид изомерии характерен для алканов? Алкенов?

Сейчас таблица заполнена практически полностью, но в оставшейся ее пустой части содержится самая важная, новая для вас информация. И чтобы перейти к ней, давайте выведем формулу углеводорода по массовой доле элемента в веществе и относительной плотности.

Решите задачу*:

Требование: 1.1, 2.2, 7.5, 7.6.

Установите формулу углеводорода с одной кратной связью, если массовая доля углерода составляет 88,24%. Относительная плотность этого вещества по воздуху равна 2,345.

3-5. Усвоение новых знаний, первичное закрепление полученных знаний, первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Цель: сообщение учащимся нового материала, проверка восприятия, осмысления, устранения существенных пробелов, организация деятельности по применению изученного материала.

Учащиеся, работая с таблицей, пытаются предположить строение алкинов, исходя из строения алканов и алкенов: общая формула, механизм образования тройной связи, вид гибридизации, изомерия и номенклатура алкинов.

Фронтальная беседа (вопросы и задания):

1. К какому классу соединений относится полученное соединение?

2. Какой вид гибридизации имеют алкины? Чем обусловлена гибридизация?

3. Дайте характеристику связи (длина связи, угол между С - С связями, вид связи, кратность связи), пространственное строение молекулы. Длиннее или короче будет тройная связь?

4. Как называется углеводород состава С5Н8?

5. А три предыдущих? Три последующих?

6. Чем являются между собой эти вещества?

7. Какое явление называется гомологией?

8. Предложите структурную формулу вещества С5Н8.

9. Предложенная формула будет единственной? О каком явлении теории Бутлерова необходимо вспомнить (изомерия)?

10. Какое явление называется изомерией? Какие виды изомерии вам известны?

11. Какие виды изомерии характерны для алкинов?

12. Назовите гомологический ряд для первого (второго, третьего и т.д.) соединения.

13. Чем отличаются эти гомологические ряды? Что у них общего?

14. Каково значение теории Бутлерова? (объясните причины многообразия органических веществ (гомология – качественный состав, изомерия – количественный состав).

ВЫВОД:

На какое положение теории Бутлерова мы опирались в работе? Почему?

Каковы причины многообразия органических соединений?

Каковы причины многообразия алкинов?

Далее учащимся предлагается выполнить задания практикума (см. приложение № 2,3) . Выбор заданий двухуровневый.

6. Подведение итогов урока.

Цель: дать общую характеристику работы класса, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их устранения.

Итог урока:

Обобщив знания по предельным и непредельным углеводородам, мы пришли к выводу о том, что существуют соединения с тройной связью, которые называются алкинами и имеют общую формулу CnH2n-2. Они характеризуются тремя видами гибридизации (изомерия углеводородного скелета, изомерия положения кратной связи, изомерия между алкинами и алкадиенами). Кроме того, мы расширили представления о причинах многообразия органических веществ и особенностях их строения, продолжили формирование умений по составлению молекулярных и структурных формул соединений различных классов, правила названия веществ по систематической номенклатуре.

Оценки:

Учитель благодарит учащихся за урок, отмечает работу наиболее активных учащихся, выставляет им оценки.

7. Информация о домашнем задании.

Цель: дать задание, которое способствует повышению обученности, повышает интерес к химии; проинструктировать учащихся о его выполнении.

Домашнее задание:

доделать творческое задание практикума (приложение №3).

Приложения

1. Приложение №1. Таблица «Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения».

2. Приложение №2. Практикум по теме: «Строение, изомерия и номенклатура предельных и непредельных углеводородов» (базовый уровень и уровень повышенной сложности)

3. Приложение №3. Творческое задание.

4. Приложение №4.Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.

5. Приложение №5. Слайды сопровождения по теме: «Строение, изомерия и номенклатура предельных и непредельных углеводородов».