Валентин Михайлович Шабаршин |
Темы Открытых уроков автора
-
Изучение неорганических веществ на основе выделения инварианта и вариативных компонентов их описания 2008
В работе рассматривается методология выделения инварианта и вариативных компонентов описания неорганических веществ и связанных с ними химических процессов. В приложениях приводятся примеры инвариантных учебных средств: структурно-логической схемы, маршрутной карты, информационной презентации.
-
Характеристика неорганических солей на основе выделения инварианта их описания 2007
соавторы: Нейло Тимур Гарриевич, Танкушина Ирина ГенадьевнаВ статье рассмотрен опыт характеристики солей, одного из сложнейших классов неорганических соединений на основе выделения инварианта их описания. Обсуждаются типичные недочеты учащихся, встречающиеся при характеристике солей. В качестве примера приводится системная характеристика сульфата алюминия, составленная с учетом наличия у него как инвариантных, так и вариативных свойств.
-
Из опыта создания учебных презентаций по химии в среде приложения PowerPoint 2007
соавторы: Абуева Анна Юрьевна, Тушева Галина ГеннадьевнаВ работе изложен опыт разработки и практического использования на занятиях по химии презентаций, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint. Приведены практические приемы создания презентаций. В приложении приведена презентация "Кислoродные кислоты галогенов".
-
Изучение неорганических веществ на основе выделения инварианта и вариативных компонентов их описания 2007
В работе анализируются причины слабого знания учащимися материала неорганической химии. Рассматривается методология изучения неорганических веществ на основе выделения инварианта их описания. Кроме инварианта характеристики вещества выделяется ряд субинвариантных элементов, инвариантов более низкого уровня. Детализируется структура инварианта и субинвариантов. В приложениях приводятся примеры описания элемента, и сложного вещества.
-
Утиные истории на острове "Химия" 2006
Описаны сценарий, методика подготовки и проведения спектакля "Утиные истории на острове "Химия". Основа спектакля: сериал мульфильмов про дядющку Скруджа, его племянников, Поночку, гуся Зигзага, братьев Гавсов и их мамашу.
-
Тестовый контроль по теме: "Элементы подгруппы VIA" 2006
соавтор: Слукина Светлана АлександровнаДля контроля знаний по теме "Элементы подгруппы VIA" разработано несколько вариантов тестов, которые можно использовать как для сетевого компьютерного контроля знаний в рамках общешкольной или общеуниверситетской системы тестирования, так и для контроля знаний на локальных ЭВМ. В сетевом варианте все тестовые задания закрытого тип, в локальном варианте тестов – как закрытые, так и открытые.
-
Система средств обучения по теме: "Элементы подгруппы VII А" 2006
соавтор: Дикарева Ольга ДмитриевнаРазработана система средств обучения по теме "Галогены", включающая к каждому разделу темы информационную карту; структурно-логическую схему (СЛС); маршрут-вопросник, слепой диктант; презентацию в среде PowerPoint; рубежный тест. Приведены примеры разработанных средств обучения.
-
Химические игры при дворе князя Тантала 2005
Описана поликультурная игра на химической основе с широким использованием российского культурно-исторического материала. Цель игры комплексная: познакомить студентов с "химией", культурой суевериями, славян; дать возможность приобрети опыт проектирования, организации, проведения массовых внеклассных игр; помочь адаптации студентов в вузе; дать возможность ощутить сильные положительные эмоции.
-
Химики на горе Олимп 2005
Разработка игры - полипредметной олимпиады, проведённой со студентами IV курса ЕГФ ЛГПУ. Студенты отвечают на вопросы о химии, богах, культуре древней Греции, участвуют в конкурсах на технику выполнения опыта, в физкультурно-химической эстафете, выполняют занимательные химические опыты. Сценарий легко переносим на школу. Приведены образцы объявления, грамот, сценарий, описание методического обеспечения игры, фотографии, рефлексивный анализ.
-
Химико-педагогическая игра "Химики при дворе короля Силициума" 2005
Проектируя и проводя такие игры, старшекурсники приобретают реальный творческий опыт создания и детальной отработки массовых химико-педагогических игр, который используют далее в педагогической практике и будущей работе. Первокурсники узнают друг друга, резко снижается уровень стресса, пропадает страх перед учёбой в вузе; первый курс формируется как коллектив. Принципы, среди которых одним из основных является принцип интеграции предметных субкультур, структура, методика проектирования и организации таких игр были изложены нами ранее в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2003-2004 на примере ХПИ "Химики - птенцы гнезда Петрова".
-
Проектирование и организация химико-педагогических игр на основе принципа интеграции субкультур 2003
Приведена методика организации и проведения историко-ориентированных, поликультурных химико-педагогических игр, спроектированных на основе принципа интеграции предметных субкультур. Выделены инвариантные элементы содержания: интегрирующий (история эпохи, и доминирующий элемент (содержание естественнонаучной дисциплины. Вариативные элементы (биология, физика, литература (в том числе фэнтези), поэзия, искусство, история костюма и т.д.
Работы учеников
Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:
-
Загрязнение воздуха улиц города Липецка оксидом углерода (II)
С 2003 по 2005 г. нами проведен анализ воздуха улиц г. Липецка на содержание оксида углерода (II). Анализ проб воздуха проведен с помощью газоанализатора ГМК-3, работающего на принципе поглощения инфракрасных лучей. В работе представлены результаты этих исследований.
-
Источники загрязнения русла реки Липовка тяжелыми металлами
Осенью 2006 года нами изучено русло реки Липовка, установлены источники ее загрязнения тяжелыми металлами: городская свалка и гаражи. Предварительный анализ образцов речной воды и грунта, подстилающего дно реки, показал, что содержание тяжелых металлов в воде и в грунте завышено, но не настолько высоко, как ожидалось. Одна из причин — высокое значение рН воды и грунта (супесь, легкий суглинок), равное 7,4-8,6.