Опыт работы со студентами в школе, анализ результатов подготовки выпускников многих ведущих российских педагогических вузов показывают, что выпускники педагогических вузов плохо готовы к проведению внеклассных мероприятий, особенно игровых и, в первую очередь, массовых. Несмотря на обилие предметов психолого-педагогического и методического циклов их знания об этом виде деятельности учителя имеют поверхностный характер. Они видели игры по телевизору, им кое-что рассказывали об игровых методах обучения на младших курсах, но сами они в игры педагогического характера или играли очень редко или совсем не играли. Они стесняются участвовать в игровых ситуациях, стесняются свободно двигаться, боятся быть смешными. По большому счету играть они не умеют. Тем более, не умеют проектировать и организовывать учебные игры. Достаточно сложно спроектировать большую учебную игру по предмету и учителю. Его этому не учили, да и времени на эту деятельность у него нет. А ведь обучающий потенциал игровых форм обучения огромен. Игра приводит человека в состояние сильного эмоционального возбуждения. В таком состоянии все, с чем сталкивается человек, оказывается для него лично значимым, интересным, быстро осваивается и надолго запоминается. То есть игра - это прекрасная форма обучения. Надо сказать, что традиционная школа тоже ведь начиналась как несерьезный вид человеческой деятельности. Древние противопоставляли школу, в которой все делается несерьезно, негоциантству, бизнесу, делу. Школа - это безделье (игра), в том смысле, что школьная деятельность не нацелена на получение непосредственного материального результата. Другое дело, что традиционные школьные формы работы слишком консервативны, они “окаменели”. В игре же, учащийся ориентирован на достижение игровой цели, сиюминутно значимой для него и не думает о том, что одновременно преподаватель подспудно решает и свои учебные задачи - знакомит с новой информацией, отрабатывает учебные и будущие профессиональные умения и навыки. То есть в игре делается то же самое, что и на обычном уроке, но незаметно для игроков. Поэтому, раз уж я сам химик, мне хотелось научить студентов четвертого курса, которым весной идти на педагогическую практику, проектировать, конструировать педагогические игры по химии, организовывать их подготовку и проведение. А первокурсников хотелось погрузить первокурсников в игровую деятельность, чтобы они прожили ее изнутри игры, почувствовали ее прелесть, а заодно, наконец-то, познакомились и подружились.
Все, к чему стремились, достигнуто. Игра получилась красочная, веселая, динамичная. Побочным результатом, который как раз и говорит об успешности игры, было то, что и старшекурсники и первокурсники теперь регулярно собираются вместе, им друг с другом интересно. Они идут в кафе, пекут тортики, гоняют чаи командами в институте, приглашают и нас. Старшекурсники разыгрались и по итогам выпустили целых две газеты. То есть налицо желание продлить состояние полета души. Также сами студенты отмечают, что студенты IV курса перед выходом на педагогическую практику обучаются проектированию игры, что облегчает им организацию внеклассного мероприятия и позволяет им сделать его более интересными. Также они получают опыт подбора вопросов по разным направлениям, опыт подготовки и проведения химических экспериментов. Самое главное, они получают опыт руководства и управления игрой. Весь этот полученный опыт в дальнейшем будет использоваться в последующей профессиональной деятельности. У первокурсников полностью пропадает страх перед обучением в вузе. Да и игровой опыт появляется.
Рис. 1. Объявление о проведении игры
Структура игры и временная сеткаРасчёт: Пролог - 2-3 мин; выход богов - 1,5 мин; выход команд - 2 мин; представление команд 3-5 мин; “Представление команд”- 6-7 мин; конкурс “Чем болтать, смоги-ка лучше” - 6-7 мин; конкурс “Сила есть, ума не надо” - 6-7 мин; конкурс “Не родись счастливой, а родись красивой” - 3-4 мин; эстафета - “Нету силы без ума, красоты без ловкости” - 10 мин. Награждение команд - 3-4 мин ; Финальная песня - 3 мин; Финал - 3 мин. Всего - 62 мин. Резерв - 28 мин. Реальное игровое время - около 1 час 30 минут. Игра проводится во внеурочное время.
Действующие лица:
Ведущий (Далее В). Жюри (далее Ж). Боги: Зевс громовержец. Его супруга, Гера. Полевые боги-судьи: покровительница мудрости Афина; Арес, бог войны, для которого главное - сила; богиня красоты Афродита; покровитель торговли и ремесел, “пройдоха Гермес”, для которого главное - ловкость. Но он же и покровитель ремесел.
Три команды учащихся (студентов или школьников). В составе каждой команды не менее пяти человек:
- команда “Алмазы”, представляющая твердое агрегатное состояние;
- команда “Живая вода”, представляющая жидкое агрегатное состояние;
- команда “Гелиос”, представляющая газообразное агрегатное состояние.
Рис. 2. Подготовка к игре.
Рис. 3. Не девица, а бобина какая-то.
Техническая команда:
диск-жокей, обеспечивающий музыкальное сопровождение;
команда, отвечающая за оформление игрового зала ? 2-3 человека;
техническая команда: 2-4 человека.
Консультанты (студенты старших курсов) - по 2 на команду первого курса:
Менеджер-управитель (организатор) игры - студент IV курса.
Сценарий игрыПролог:
В: Высоко на светлом Олимпе царит громовержец Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера и могучая дочь Зевса Афина – богиня мудрости и справедливости и много других богов.
На сцену выходят Боги. Впереди идут Зевс и Гера. Позади - Афина, Афродита, Гермес, Гефест и Арес. Зевс и Гера восседают на Олимпе. Афина, Афродита, Гермес, Гефест и Арес (жюри) рассаживаются за столами.
В: Над Олимпом широко раскинулось глубокое, бездонное небо, и льётся с него золотистый свет. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. Рядом с мужем восседает прекрасная величественная богиня Гера, покровительница брака.
В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – все в его руках. Царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов, Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.
На пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбы мира и людей. И вот поспорили боги между собой, что самое главное – сила, красота, ловкость, умение или ум. Долго спорили боги и решили обратиться к Зевсу, чтобы тот их рассудил.
Играет марш. Выходят команд игроков. Они делают круг почета и останавливаются перед богами, одновременно перестраиваясь в три колонны.
Рис. 4. Команда “Гелиос”.
Рис. 5. Команда “Живая вода”
З: дает напутствие:
Спорили долго мои неразумные дети,
Что же сильнее всего бывает на свете.
В: Арес сказал, что главнее всего - его
Арес: Сила!”
Афродита: “Нет, красота”,
В: Афродита, тотчас возразила
Гермес: “Ловкость”,
В: сказал им в ответ пройдоха Гермес.
Гефест: “Надо уметь”,
В: прогудел трудоголик Гефест.
Афина: “Ум”,
В: ему тихо Афина тотчас отвечала. Спор не имел их конца, середины, начала.
Зевс: Сила ли, ловкость, иль ум, красота иль уменье. Ну-ка, команды, свое покажите стремленье.
И пусть в борьбе мы отыщем ответ. Кто же главней или главного там вовсе нет?
В: (Обращаясь к командам) “Вам нужно будет пройти пять испытаний: на ловкость, силу, красоту, умение, ум. Итак, дерзайте, а боги будут наблюдать за соблюдением справедливости во время испытаний. Две первые команды займите свои места на скамейках. Последняя команда остается на арене.
Наши состязания начинаем с представления команд. Команды представляют:
Название, девиз, эмблему, костюм, домашнее задание - рассказ о своей химической стране (до 3 минут).
Выступления судят полевые судьи - Гермес, Афродита, Марс, Афина, Гефест.
Итоги конкурсов объявляют верховные боги Зевс и Гера.
Итак, все: боги, главные и младшие, зрители, команды - внимание. Начинаем. Команда № Алмазы - вперед”.
Конкурс “Представление команд”
Команды представляют свои домашние заготовки.
Ведущий:
Ну, боги, каковы итоги?
Кто лучший был, а кто похуже?
Узнать про то нам очень нужно!
Музыкальная пауза. Полевые боги оценивают домашние заготовки и передают их Гере.
Гера обсуждает итоги с Зевсом и оглашает победителя элемента задания:
Рис. 6. Спор Зевса и Геры по поводу результатов
Конкурс “Чем болтать, смоги-ка лучше!”
В: Начинаем конкурс “Чем болтать, смоги-ка лучше!” Проверим, приверженцы какого состояния вещества самые умелые. Перед вами на столе лежат вырезанные из бумаги детали, скотч, магниты. Вы должны на магнитной доске собрать рисунок установки для получения водорода. Критерии оценки этой части конкурса - правильность и скорость сборки. Затем, из имеющихся реальных деталей надо собрать установку для получения водорода и надуть им шарик. Судит конкурс Гефест:
Вот перед вами прибор, а точней его части
Нынешней ночью случилось с прибором несчастье.
Видно торнадо иль смерч по нему пробежался.
Взял наш прибор и на части тотчас разобрался.
Ваша задача, прибор без ошибок собрать,
кто быстрее.
Быстро к столам, начинайте работать скорее.
На старт, умелые, пора.
Проверим мы азы науки
Отсюда и вплоть до утра
Собрать вам надо эти штуки.
В: Прошу команды занять места у рабочих столов. Начинаем собирать бумажную версию прибора.
Команды работают
В: Боги, прошу огласить промежуточные результаты.
Рис. 7. Собираем прибор из бумаги
Рис. 8. Жюри в муках. Трудна работа Фемиды
Боги оглашают результаты.
З:
Вы все собрали на бумаге,
А наяву ведь попадаются овраги.
Берите в руки колбы и воронки
И за металлом кислоту, скорей вдогонку.
А вы, о боги, точно все смотрите
Ошибок получения никак не пропустите
В: Приступаем к получению газа и наполнению им шарика. Для этого прошу выйти к столам по одному представителю от каждой команды. Для этой части конкурса критерии следующие: правильность выполнения операций, правильность сборки и скорость выполнения задания.
З:
Ну, что ж, орудуете лихо!
Но газ сбирается столь тихо
Поэтому, чтоб не уснуть,
Хочу на сильных я взглянуть.
В: Начинаем!
Рис. 9. Гефест не упустит ни одной неточности
Представители команд начинают свою работу. В конце конкурса боги подводят итоги.
Конкурс “Сила есть, ума - не надо”
В: Быть умелым - этого мало. Чтобы противостоять невзгодам, нужно быть очень сильным. Пока собирается газ, и Гефест следит за выполнением этого задания, параллельно приступим к конкурсу “Сила есть, ума - не надо”. Члены каждой команды за исключением тех, кто получает водород, держат на вытянутых руках бутылки с водой. Победит так команда, суммарное время которой будет максимальным. Провести конкурс Аресу помогают другие боги с секундомерами.
А.:
Возьмем бутылки быстро в руки
Я быстро отучу от скуки
Начнем и мы поймем сейчас,
Кто лучше, твердый или газ.
В: О боги, молю подвести результаты силового конкурса.
З.: Всегда удивляюсь, почему самые сильные, не самые большие и мощные. Победила самая маленькая малышка из “Живой воды”. Мал вес, зато дух силён! Боги оценивают результаты работы команд.
Рис. 10. Стоять с бутылями тяжело, но надо!
В: Тем временем игроки закончили собирать газ. Давайте, в качестве финальной точки этого состязания проверим собранный ими газ на чистоту. Чем громче взорвется шарик с водородом, тем более грязный в нем водород!
Игроки демонстрируют собранный в шарики водород и его чистоту.
Гера Гефесту:
Что же, они постарались изрядно.
Вроде приборы выглядят ладно.
Газ ими собран, довольно был чист.
Каждый был в деле, ну, просто артист.
Все ж, самым лучшим здесь был …., ему - “Слава”
Третьим - игрок, тот который, вот, справа.
Жюри подсчитывает очки команд.
Конкурс “Не родись счастливой, а родись красивой”
В: Однако, и сила и умение не всегда помогут в жизни. Чтобы заслужить благосклонность богов нужно выделяться и своей красотой среди других. Именно красоту мы и будем оценивать в следующем испытании. Итак, конкурс “Не родись счастливой, а родись красивой”. Команды демонстрируют красоту различных выполнения различных реакций и красоту химических знаний. Начинает команда “Гелиос”. Следующей представляет химическую красоту своего агрегатного состояния команда “Алмазы” И за ней команда “Живая вода”.
В: Вы подготовили прекрасные зрелища, чтобы ублажить богов, так покажите их.
Команды демонстрируют выполнение занимательных химических опытов.
Рис. 11. Из искры возгорится пламя
Рис. 12. А наше ярче, выше, злей
Рис. 13. Фонтаны розовые били
Рис. 14. И розы красные цвели
Боги оценивают их.
Конкурс “Нет силы без ума, красоты без ловкости”
Служба поддержки: выкладывает на столе у подиума спортивные снаряды (мячи, скакалки, теннисные ракетки, шарики, обручи). В конце зала ставятся три стола, на которых раскладываются листы бумаги (обоев), фломастеры, маркеры.
Г: С красотой у вас все в порядке, но красота без ума, что красивая амфора без содержимого: ей можно лишь любоваться. Давайте проверим, насколько полны знаниями ваши прекрасные головы и насколько ловки ваши тела. Возможно, именно этот конкурс решит спор в чью-то пользу. Пусть победит достойнейший. Помогут провести этот конкурс наша умница Афина-победительница и покровитель торговли бог Гермес.
В: Прошу команды выстроиться рядом со мной в три колонны по одному. Сейчас Афина предложит каждому из вас по вопросу на проверку знаний по химии и огласит упражнение, выполняя которое вы должны добраться (дойти, добежать) до конца аудитории туда, где стоит Гефест. Там вы должны написать ответ на заданный Афиной вопрос, показать его богам (Гефесту) и зрителям и озвучить. Какая команда быстрее пробежит, с меньшим числом ошибок выполнит упражнения и лучше ответит на вопросы, та и победит в этом конкурсе.
Физкультурные упражнения для конкурса:
- Пробежать дистанцию, ведя мяч по полу, как баскетболист.
- Пройти дистанцию, вращая обруч на поясе.
- Пройти дистанцию, подбивая теннисный шарик ракеткой.
- Пропрыгать дистанцию, обводя ноги мячом.
- Пройти дистанцию на одной ноге.
- Пробежать дистанцию, пропуская на каждый прыжок между ног обруч.
Блоки вопросов для карточек игрокам: строение атома, химическая связь, скорость реакций, и химическое равновесие, растворы, диссоциация, комплексные соединения.
З:
Мы начинаем проверку на ум и сноровку.
Пусть победит тот, кто будет умней,
тот, кто ловкий.
Судит Афина, а ловкость - пройдоха Гермес.
Им помогите - Афродита, Арес, Гефест.
Станут сильнейшие всем в учебе примером.
И, молодежь, не забудьте про секундомеры.
В: Зрители, ведите себя достойно. Если с вашей стороны будут слышны выкрики, подсказки, будем снижать результат командам.
З: Готовы все. Поехали. Начнете по сигналу. Афина карточки вперед. И чтобы без скандала.
Рис. 15. Вращая жизни колесо, вопрос химический решаю
Полевые боги подсчитывают результаты физкультурно-химической эстафеты. Подают их Гере.
Гера: Малые мы подведем по командам итоги.
Самые ловкие были как видно “Алмазы”. А по уму, впереди всех, конечно “Вода”. Ну и воздушники - тоже, хороши иногда.
В: Команда, выигравшая на этапе ловкости, выберите сами самого ловкого игрока и сообщите его фамилию и имя богам, сидящим в жюри, для последующего награждения. Команда, победившая в конкурсе самых умных, выберите самого умного и также сообщите его фамилию и имя жюри.
В: А теперь подведем итоги всего состязания.
Музыкальная пауза. Жюри подводит итоги. Вписывает
Полевые боги вписывают фамилии победителей в каждом конкурсе в диплом “Самого сильного химика”, “Самого умелого химика”, “Самого красивого химика”, “Самого ловкого химика” и “Самого мудрого химика”.
Рис. 16. Диплом самого мудрого химика
В: Для объявления победителей и их награждения прошу великих богов Зевса и Геру снизойти с Олимпа.
Зевс и Гера спускаются. Малые боги выстраиваются в две колонны и образуют живой коридор. В конце коридора - Зевс и Гера. Афина объявляет победителей.
Зевс вручает медали всем членам команды, занявшей первое место. Гера венчает победителей лавровыми венками. Все команды получают по торту (от деканата).
В: Команды. На финальную песню становись.
Финальная песняНачиная новое столетье, знаем мы, что, как и
прошлый век,
Мы плюем на разрухи лихолетье, лишь игрою ты жив,
лишь игрою ты жив,
лишь игрой - человек.
Аллилуйя всем нашим героям, умным, ловким, богам и
статистам.
Каждый был здесь товарищем, братом, и роднею нам
всем, и роднею нам всем
и артистом.
Аллилуйя, всем нашим командам!
Вся игра пролетела
аллюром!
Ах, какие здесь были таланты!
Аллилуйя игре, аллилуйя
игре, аллилуйя!
Мы сражались без злобы и мести, и сердца
наполняли простором.
Хорошо, что сегодня мы вместе, Аллилуйя игре,
аллилуйя игре, споем хором!!!
Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!