Биология
-
Урок биологии по теме: "Патриоты отечественной науки". 9 класс 2005
Изучение предмета биологии невозможно без знаний жизни и деятельности отечественных ученых. Предлагается один из уроков в системе работы учителя по данной теме. Цель этого урока – изучение вклада отдельных ученых XIX–XX века в отечественную науку, воспитание у учащихся патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ.
-
Тема открытого урока: "Органы цветковых растений. Корень". 6-й класс 2005
В теме урока «Органы цветковых растений. Корень» поставлены цели: познакомить и изучить основные понятия и признаки строения органа растения - корень; его функции и значение в жизни растений; научить учащихся работать с учебником, таблицей, рисунками, определять на гербариях корневые системы, самостоятельно работать по вопросам и с рабочей тетрадью, делать выводы.
-
Внеклассная работа по биологии. Устный журнал "Береги здоровье смолоду!" 2005
Целью занятий является: сформировать знания о строении и функционировании организма человека; научить выполнять профилактические упражнения для глаз и позвоночника; развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор; воспитывать разумное и бережное отношение к собственному здоровью.
-
Урок-презентация "Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение" 2005
В работе представлена методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме "Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение". Тип урока: урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.
-
Урок "Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и РНК" 2005
Вопросы биохимии - это трудные темы в курсе общей биологии, а для учеников 9-х классов они часто вообще непонятны. На уроке "Строение нуклеиновых кислот. Сравнительная характеристика ДНК и РНК", я использую разные формы работы для того, чтобы ученики с разным уровнем подготовки могли комфортно чувствовать себя и, выходя с урока, испытывали эмоциональный подъем от решенной трудной задачи.
-
Есть в травах и цветах целительная сила… 2005
С помощью урока достигается заинтересованность учащихся в познании родного края. При подготовке материала дети использовали литературу о родном крае, при сборе гербарного материала учились определять растения, работать с ним. Знакомились с историческими фактами и практическим использованием лекарственных растений на примере сборов и чаев. Через групповую работу воспитывается умение работать коллективно.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Внешнее строение листа" с использованием технологии СДО 2005
Данный урок ставит своей задачей познакомить учащихся с внешним строением листа через практическую работу с естественным материалом. На уроке используются элементы способа диалектического обучения (СДО): ведение сборника понятий, составление вопросов-понятия и формулирование вопросов-суждения.
-
Интеллектуальная игра "Биоэрудит" для 7–8-х классов 2005
Интеллектуальная игра разработана на основе полученных знаний семиклассниками на уроках зоологии. Она может быть использована для привлечения интереса к изучению животных, на внеклассных мероприятиях по биологии, а также на предметных декадах или в кружковой работе.
-
Сборник рекомендаций для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрительного анализатора 2005
Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. Растущему детскому организму необходимо движение. При поступлении в школу у большинства детей происходит снижение двигательной активности, а зрительная нагрузка на глаза возрастает, которые еще недостаточно приспособлены к такой работе. Поэтому дети, имеющие нарушения зрительного анализатора, при поступлении в школу должны пройти медицинский осмотр у глазного врача и получить рекомендации по зрительному режиму. В школе такие дети также находятся на специальном контроле у учителей-предметников и учителей физической культуры. В сборнике рекомендаций нами рассматриваются различные способы по профилактике зрительных нарушений у детей и школьников.
-
Урок-семинар по теме: "Генетика человека" 2005
На уроке-семинаре обязательна коллективная работа всех учащихся класса. Часть их выступает с сообщениями, другие принимают участие в их материала, делают дополнения, анализируют выступления одноклассников. Часть школьников принимает участие в дискуссии, в беседе, в обсуждении подготовленных к семинару схем, графиков, таблиц. Те из учащихся, которые не успели выступить на семинаре, сдают учителю тетрадь с выполненной письменной работой. Форма работы на уроке - групповая. Семинар - форма повышения познавательной активности учащихся и ответственности их в овладении знаниями. Поэтому целесообразно использовать эту форму в старших классах. Урок-семинар требует тщательной предварительной подготовки.
-
Методические рекомендации к практическим занятиям по возрастной анатомии, физиологии, гигиене для педагогических училищ 2005
Основная цель этих занятий - формирование у будущих учителей умений и навыков эффективной организации учебного процесса в соответствии с гигиеническими требованиями, создания оптимальных условий внешней среды для учебного процесса, грамотной организации досуга, сохранения здоровья и предупреждения заболеваний при различных видах деятельности.
-
Программа "Интеграция элементов профилактики зависимостей в предметы БУПа" как средство формирования единого профилактического пространства в образовательной среде 2005
Профилактика зависимого поведения должна наполнить весь образовательный процесс в ОУ. Это достигается за счет интеграции элементов профилактической работы в процесс преподавания любого предмета. Выделяются следующие направления интеграции: - Осуществление "информационного посредничества". - Воспитание критического отношения к информации. - Воспитание человека ответственного за свое поведение. - Формирование ценности ЗОЖ.
-
Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез 2005
Основная задача урока - формирование знаний о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у растений, о световой фазе фотосинтеза, механизмах использования энергии света в гранах хлоропластов, расщеплении воды, об образовании кислорода, АТФ, о темновой фазе фотосинтеза - восстановлении углекислого газа до углевода. Краткая запись происходящих процессов в форме таблицы "Фазы фотосинтеза". Проверка первичного усвоения учащимися материала лекции с помощью дидактических материалов.
-
Урок по теме: "Без билета по белу свету" 2005
Представлен урок, в ходе которого в занимательной форме учащиеся знакомятся со способами размножения растений в различных условиях среды. За много лет эволюции растения приспособились выживать в самых, казалось бы, невероятных ситуациях...
-
Проект о влиянии курения на организм человека 2005
Представлен материал творческой работы учителя и учеников о воздействии курения на все системы организма человека, в том числе и на потомство курильщика. Для реализации проекта используются разные методы и формы: групповая и индивидуальная работа, развитие познавательной деятельности учащихся, здоровьесберегающие аспекты, применение учащимися современных технологий.
-
Индивидуальное развитие организма 2005
Данный урок проведен в 10-м классе по блочно-модульной системе. Урок рассчитан на 90 минут. Блочно-модульное изучение предполагает объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. В современных программах по биологии можно выделить блоки тем (по 8-10 часов) и представить в них несколько модулей обучения: модуль 1 – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий; модуль 2 – самостоятельные и практические работы, ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации (учебник, дидактический материал, справочники и т.д.), прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы; модуль 3 – контроль знаний учащихся по всей теме.
-
Теплокровные животные 2005
Данный урок разработан в форме модульного урока. Сущность модульного обучения - ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Состав модуля: 1) целевой план действия, 2) банк информации, 3) методическое руководство по достижению дидактических целей.
-
Интегрированный урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность" 2005
"Нам друг от друга нужно так немного-щепотку нежности да горсточку тепла…" (Г.Георгиев). Этот урок построен по технологии Штейнберга В Э., с этой целью моделировали и конструировали логико-смысловую модель ( ЛСМ ) по теме урока, путем заполнения 8-и координат по понятийно-смысловым вопросам. Учащиеся проводили химические эксперименты в 4-х исследовательских лабораториях по заданному алгоритму. Затем они анализировали результаты работ и самостоятельно делали выводы. Урок имеет глобальное воспитывающее значение, как в воспитании здорового образа жизни, в борьбе и профилактики СПИДа, так и в формировании толерантности как общественной потребности. А также урок способствовал духовному обогащению учащихся и формированию патриотических чувств, как к России, так и к нашей малой Родине - Башкортостан. Такие уроки воспитывают у выпускников целеустремленность, настойчивость на примере выходцев из России, Республики Башкортостан и других стран, внесших большой вклад в развитие мировой культуры, искусства и науки.
-
Лекция на родительском собрании "Семья – здоровый образ жизни" 2005
Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Цель данного родительского собрания - просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни.
-
Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы". Устный журнал "В мире птиц" 2005
Разработка урока обобщения изученного материала в форме устного журнала, в ходе которого выявляются пути осуществления связи обучения с жизнью, показывается жизненное значение знаний, полученных на уроках, наблюдается связь знаний с личным опытом учащихся.
-
Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии 2005
В данной статье представлен урок-семинар с учащимися 11-х классов. Рассмотрен алгоритм проведения семинарского занятия.
-
Открытый урок. Педагогическая мастерская по теме: "Листорасположение. Жилкование листа", 6-й класс 2005
Особая форма проведения занятий – педагогическая мастерская, где красной нитью проходит главный принцип социальной экологии: “Не навреди ближнему”. Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Мастер не ставит цель, не ставит оценок, что является нормой. На мастерской царит уважение и радость. Нормой является ошибка, и она обязательно предполагается, исправленная ошибка – знания. На проблемных уроках предполагается догадка – гипотеза. Теорию дает учитель. На мастерской теорию строит ученик, для сравнения дает учитель, подходят к истине, к знанию сами. Догадка –> гипотеза –> теория –> знания. Индуктор – побудитель мысли, первое задание на мастерской, мотивирующие дальнейшую деятельность. Разрыв – парадоксальное содержание. Парадокс – осмысление тупиковой ситуации – поиск – озарение.
-
Дидактический компакт-диск "Занимательная современная зоология" 2005
Дидактико-игровой раздел представлен для использования в разноуровневых (профильных) классах на всех этапах урока кабинета - читального зала, самостоятельной досуговой деятельности увлеченных знаниями учащихся в домашней библиотеке. В предлагаемый материал включены мини-тесты (кроссворд), биотелетайп, схемы, психологический практикум, заповеди здоровья, лабороторно-исследовательская работа "Проверь в природе" для организации лучшего усвоения информации и развития интеллектуально-творчестких способностей.
-
Урок-путешествие по экологической тропе на пришкольной территории "Удивительная коллекция" 2005
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Мы предлагаем Вашему вниманию урок в виде путешествия по окрестностям школы, который может быть как одной из форм организации, как урока, так и внеклассного мероприятия по биологии и экологии. Выбранная нами форма организации урока закладывает основы исследовательской деятельности учащихся. Данный урок соответствует требования авторской программы Сонина Н.И. для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы. Возможно проведение данного урока, как итогового по теме "Цветковые растения".
-
Проведение интегрированных уроков биологии и информатики в классах естественнонаучного профиля 2005
Необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс преподавания предметов естественнонаучного цикла, сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Очевидно, что при изучении биологии в профильных классах информационные технологии позволяют сделать уроки более содержательными, зрелищными и интересными, что очень важно для современного образования. В дополнение к традиционным технологиям обучения биологии, интегрированное преподавание сочетает в себе совокупность методов наглядности, доступности и скорости обработки информации.
-
Урок биологии по теме: "Состав и функции биосферы"в 11 классе 2005
Урок "Состав и функции биосферы" начинает раздел "Взаимоотношения организма и среды". На уроке создаются условия для возникновения внутренней потребности включе- ния в деятельность ("хочу"), предлагаются индивидуальные задания, требующие нового способа действия. Учащиеся называют цель и формируют тему урока, выбирают способ решения учебной задачи, используя схемы, рисунки в учебнике, текст параграфа.
-
Использование литературных материалов в процессе обучения биологии 2005
Статья содержит фрагменты дидактических материалов по биологии, составленные на основе фрагментов из литературных произведений. Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения учебных тем по биологии, делает урока более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков.
-
"Научно-исследовательская работа учащихся: опыт, поиск, результаты. Внешние и внутренние кровотечения. Оказание первой помощи при кровотечении". 2005
Данный урок входит в систему уроков, посвященных изучению темы: "Кровеносная и лимфатическая система". Проводится он как итоговый урок. Форма урока комбинированная. Используются сообщения, беседа, практическая часть. Урок практической направленности способствует развитию исследовательских навыков учащихся.
-
Внеклассное мероприятие "Знай и люби свой край" 2005
Внеклассное мероприятие "Знай и люби свой край". Цель: воспитание бережного отношения к природе родного края как части общечеловеческой культуры. Заключительный этап КТД проходит в виде викторины между командами 2 классов.
-
Урок — деловая игра по биологии в 6 классе по теме: "Водоросли. Одноклеточные водоросли" 2005
Одноклеточные водоросли" проводится в нетрадиционной форме. Работа в группах сменного состава развивает коммуникативные способности учащихся. Компьютерная презентация оказывает глубокое эмоциональное воздействие на детей. Работа с натуральными объектами способствует осознанному получению знаний.