Урок-презентация "Оплодотворение. Развитие зародыша и плода"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями полового размножения человека, со строением половых клеток;
  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, определять особенности строения органа в связи с выполняемой функцией;
  • продолжить формирование у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни и половое воспитание, основывающееся на чувствах любви и долга;
  • дать знания о правилах укрепления здоровья беременной женщины;
  • внести вклад в воспитание нравственного отношения к женщинам, вынашивающим младенцев.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Урок начинается с сообщения учителем темы и цели урока.

Обращается внимание учащихся на план урока, по которому будет производиться повторение и изучение нового материала.

План урока

  1. Мужские и женские половые клетки
  2. Оплодотворение
  3. Зародышевый период развития
  4. Плодный период развития
  5. Гигиена беременности
  6. Нравственные взаимоотношения полов

Перед учащимися ставится задача выявить сроки периодов развития зародыша и определить отличительные особенности этих периодов.

I. Актуализация знаний

В ходе фронтального опроса учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Что является единицей живого или с чего начинается жизнь?
  • Что является основными признаками живого?
  • Какому органоиду клетки принадлежит основная роль в размножении?
  • Сколько хромосом содержит соматическая клетка человека?
  • В половом размножении человека участвуют две особи – мужская и женская, значит, и две клетки. Какие это клетки?
  • Какой они несут набор хромосом?
  • Где у человека образуются гаметы?
  • Как они называются?
  • Если учесть, что половые железы выделяют сформировавшиеся гаметы наружу, как их ещё можно назвать?
  • Какое влияние на организм оказывают половые гормоны?
  • Перечислите вторичные половые признаки.

Мужские и женские половые клетки

Используя ранее изученный материал, предлагается задание по вариантам: рассмотреть строение гамет и выяснить взаимосвязь их строения и функций. Учащимся демонстрируется слайд с изображением гамет (<Рисунок1>, <Рисунок2>) и вопросом “В чём проявляется взаимосвязь строения и функций гамет?”

Рис.1

Рис.2

Предлагается вспомнить, как называется процесс слияния гамет.

II. Изучение нового материала

Учащимся демонстрируется трехминутный фрагмент “Оплодотворение” видеофильма “Размножение и развитие” из “Курса анатомии и физиологии человека” студии Квант. Затем проводится обсуждение по предложенным вопросам, представленным на слайде.

Вопросы к фрагменту видеофильма:

  1. Где происходит оплодотворение?
  2. Сколько сливается сперматозоидов с яйцеклеткой и почему?
  3. Сколько хромосом в зиготе?
  4. Какой набор хромосом характерен для соматических клеток и для гамет?
  5. Как определяется пол ребенка?
  6. Где восстанавливается набор хромосом?

Далее преподаватель знакомит учащихся с особенностями зародышевого периода развития.

Зародышевый период развития:

На 6-7 день зародыш имплантируется в эндометрий (слизистая оболочка матки). На второй и третьей неделе в зародыше можно выделить наружный, внутренний и средний зародышевые листки.

Как они называются? (Эктодерма, энтодерма и мезодерма).

Учащимся предлагается вспомнить, как называются зародышевые листки и в ходе самостоятельной работы с текстом учебника "Анатомия и физиология человека, 9 класс" Сапина М.Р., Брыксиной З.Г. выяснить, какие органы формируются из них в дальнейшем.

Из эктодермы - эпителиальный покров кожи и все органы нервной системы.

Из энтодермы - органы пищеварительной и дыхательной систем, печень и поджелудочная железа.

Из мезодермы - кости скелета, мышцы и другие органы.

Учитель напоминает учащимся, что при развитии зародыша образуются три зародышевые оболочки - амнион, хорион, аллантоис.

Далее, используя слайд <Рисунок3>, выясняются функции этих оболочек.

Рис.3

Пространство между эмбрионом и амнионом образует амниотическую полость, заполненную прозрачной водянистой жидкостью.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: какова функция амниотической жидкости? В ходе обсуждения выясняется, что амниотическая жидкость выполняет защитную функцию и обеспечивает движение плода.

Стенки аллантоиса и околоплодной оболочки срастаются, образуя хорион.

Наружная оболочка - хорион имеет ворсинки с капиллярами, через них происходит дыхание и питание зародыша.

К концу второго месяца внутриутробного развития ворсинки сохраняются только на той стороне оболочки, которая обращена к матке. Они врастают в ткань матки и вместе с сосудами аллантоиса образуют внезародышевый орган - ПЛАЦЕНТУ (от греческого “Лепешка”), или детское место, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и организмом матери.

Внимание учащихся акцентируется на том, что с момента образования плаценты (конец второго месяца развития) начинается следующий период внутриутробного развития - плодный.

Далее, учащиеся при помощи слайда (<Рисунок 4>) знакомятся со строением плаценты.

Рис.4

Плацента имеет форму диска диаметром около 20 см и толщиной около 5 см. Связь плаценты с организмом плода происходит с помощью пупочного канатика, в котором проходят две пупочные артерии, несущие венозную кровь от плода к плаценте, и одна пупочная вена, по которой обогащенная кислородом и питательными веществами артериальная кровь направляется от плаценты в организм плода.

Материнская кровь и кровь плода протекает по разным сосудам и не смешивается.

Далее демонстрируется фрагмент “Образование плаценты” видеофильма “Размножение и развитие”, после просмотра которого учащимся предлагается выяснить функции плаценты и каждой группе составить опорный конспект (Работа в Microsoft PowerPoint).

Проверяется правильность составления опорного конспекта, который должен включать следующие пункты:

  • Газообмен (дыхание) между организмом матери и плода
  • Питание - получение питательных веществ из крови матери
  • Выделительная функция плода
  • Защита - получение антител от матери
  • Секреторная - выделение гормона прогестерона, который сохраняет плод и останавливает менструальные циклы

III. Закрепление материала

(Проводится в виде самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением).

Проводится самостоятельная работа по группам с текстом “Гигиена беременности” учебника "Биология. Человек, 9 класс" под ред. Батуева А.С.

  • Первая группа учащихся составляет вопросы по правилам здорового образа жизни, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся стать матерью.
  • Вторая группа - отвечает на вопросы, поставленные учащимися первой группы.
  • Третья группа составляет опорный конспект по теме “Факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона человека” (Работа в Microsoft PowerPoint).
  • Четвертая группа составляет словарь новых терминов, с которыми познакомились на уроке (Работа в Microsoft PowerPoint).
  • Пятая группа - индивидуальные задания в тетрадях печатной основой.

Проверяется правильность составления опорного конспекта, составленного третьей группой, который должен включать следующие пункты:

  • Загрязнение окружающей среды,
  • Лекарства, наркотики, препараты бытовой химии,
  • Материнские стрессы,
  • Наследственные факторы,
  • Недостаток питания и дефицит воды,
  • Инфекционные заболевания,
  • Алкоголь и курение.

Словарь новых терминов, составленный четвертой группой, который должен включать следующие понятия:

  • Аллантоис
  • Амнион
  • Амниотическая жидкость
  • Гаплоидный набор хромосом
  • Диплоидный набор хромосом
  • Плацента
  • Пупочная вена
  • Пупочные артерии
  • Хорион
  • Эндометрий

На заключительном этапе урока рассматриваются нравственные взаимоотношения полов

Разговор о нравственных взаимоотношениях полов начинается с обращения учителя к ученикам.

Рождение детей для человека - акт не только биологический.

Воспитать сына или дочь, испытать любовь к детям и любовь детей к себе - это самое огромное счастье на земле.

У человека рождение ребенка связано, прежде всего, с чувством любви, уважения, с желанием иметь здоровую полноценную семью.

Учащимся предлагается подумать и ответить на вопрос: “В какой колыбели будет уютнее малышу?”

В ходе беседы дети делают вывод, что уютнее там, где малыша ждут, будут заботиться о нем, беречь и получать радость от общения с ним.

Если женщина сознательно идет на лишения, связанные с рождением ребенка, для нее ребенок всегда - радость. А женщина, идущая на этот шаг по необходимости, от рождения ребенка не чувствует радости, а только боль.

На фоне тихой медленной музыки и слайда (<Рисунок5>) один из учеников читает отрывок из “Неоконченного дневника”:

Рис.5

…5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители еще об этом не знают. Я меньше чем яблочное зернышко. И хотя я еще не сформировалась, я знаю, что буду девочкой.

19 октября. Я немного подросла, но я все еще совсем крошечная, чтобы делать что-либо сама. Мама делает для меня буквально все. И самое смешное заключается в том, что мама все еще не знает, что она носит меня здесь, прямо под сердцем.

23 октября. Мой рот скоро начнет формироваться. Подумать только, примерно через год я буду смеяться. Позже я смогу говорить. Я знаю, какое я произнесу первое слово: “Мама”.

27 октября. Мое сердце начало стучать совершенно самостоятельно. С этого момента оно будет нежно стучать на протяжении всей моей жизни…

12 ноября. Сегодня доктор впервые сказал маме, что я живу здесь, у нее под сердцем. Ты счастлива, мама?

25 ноября. Мама и папа даже не знают, что я просто маленькая девочка. Быть может, они ожидают мальчика. Но я их удивлю.

13 декабря. Теперь я почти могу видеть, но все еще совсем темно вокруг.

А скоро мои глаза увидят залитый солнцем мир. А как ты выглядишь, мама?

24 декабря. Мама, я слышу, как стучит твое сердце. Интересно, слышишь ли ты, как мое сердечко стучит? Я еле могу дождаться, когда буду лежать на твоих руках и смогу трогать твое лицо, заглядывать в твои глаза. Ты ждешь меня так же, как я жду тебя, мама, не правда ли?

28 декабря. Мама! Что случилось? Я уже не слышу твоего сердечка…

В исполнении второго учащегося звучит стихотворение на фоне музыки и слайда (<Рисунок 6>):

Рис.6

Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя,
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать -
Ведь он не сможет даже защитится,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
И разве б не могла ты поделиться
С ним миром, домом, лаской и теплом,
И, если нужно, даже потесниться
И дать ему местечко за столом?
И, может быть, никто другой, а этот,
Чья жизнь уже на ниточке висит,
Окажется ученым иль поэтом,
И целый мир о нем заговорит.

Учитель кратко рассказывает о последствиях аборта.

Домашнее задание

  1. "Биология. Человек. 8 класс" - учебник, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, § 61
  2. "Анатомия и физиология человека, 9 класс" - учебник, М.Р. Сапин, § 56
  3. Письменное задание: заполнить таблицу “Жизнь до рождения”:
Месяцы Характеристика развития
   
   

Источники используемой информации:

  1. "Человек" - компакт-диск, "Eyewitness Encycloliedia".
  2. "Уроки Биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия" - компакт-диск, " Кирилл и Мефодий".
  3. "1С - Репетитор. Биология" - компакт-диск, "1С".
  4. "Размножение и развитие" - учебный фильм, студия "Квант".
  5. "Биология. Человек. 8 класс" - учебник, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, изд. Дрофа, М., 2002.
  6. "Анатомия и физиология человека, 9 класс" - учебник, Сапин М.Р., Брыксина З.Г., М.: Просвещение, 1999.