Задачи:
- Обобщить знания об основных функциях опоры и движения;
- Раскрыть особенности химического состава и строения костей, обеспечивающих выполнение опорной и защитной функции скелета;
- Научить логическим приемам доказательства путем подведения под определение, а также приемам анализа.
Основная методологическая идея:
- Системный подход к обучению биологии;
- Объединение знаний учащихся по биологии, химии, физики;
- Личностная включенность учащегося в урок.
Оборудование:
- Модель скелета человека, модель черепа.
- Раздаточный материал - прокаленные, декальцинированные, и свежие кости
- Таблицы: скелет человека, скелетные мышцы (биология), растворимость веществ (химия), прочность материала (физика).
Содержание урока
1. Активизация учащихся
Девиз урока: “Организм - высшее единство, связывающее в себе в одно целое механику, физику, химию и биологию”. (Ф.Энгельс)
Учитель: Назовите отделы скелета и функции опорно-двигательной системы.
2. Постановка проблемы
Каким должен быть скелет, чтобы выполнять все эти функции? (Прочным).
Какие вещества могут обеспечить прочность костей? (Те, которые мы получаем с пищей).
3. Решение проблемы
А. Постройте цепь питания человека:
(Растения -> человек; Растения -> животные -> человек).
Б. Посмотрите на таблицу “Растворимость веществ” и предположите, катионы каких металлов входят в состав костей? (Са2+, Мg2+).
Зная химический состав растений, предположите, какие катионы входят в состав наших костей? (РО3-,СО2-3).
Фронтальная работа в тетрадях: учащиеся составляют формулы солей, зачитывают вслух их названия. (СаСО3, МgСО3, Са3(РО4)2, Мg3(РО4)2).
Задача №1. Как доказать, что в костях содержатся органические вещества? (При доказательстве надо исходить из определения органических веществ, известного учащимся с 6 класса).
Экспериментальное подтверждение:
Опыт №1.Обугливание кости в пламени. Обсуждение результатов, Заполнение таблицы.
Задача №2.Определение свойств минеральных веществ.
Проделав лабораторный опыт с заранее прокаленными костями, учащиеся убеждаются, что минеральные вещества твердые и хрупкие.
Задача №3.Определить свойства органических веществ. Предварительно проводится беседа о способах удаления минеральных веществ из костей. В итоге запишем уравнение:
СаСО3 + 2НCL = CаCL2 + СО2 + Н2О.
Демонстрация свойств декальцированной кости. (Кость гибкая).
Вывод: Органические вещества (белки) придают костям упругость. Сочетание минеральных веществ (70%) и органических веществ (20%) обеспечивают прочность костей.
Отвечая на эти вопросы, учащиеся заполняют таблицу. (Именно письменные ответы способствуют глубокому осмысленному анализу).
Таблица №1. Состав и свойства костной ткани.
Состав и свойства | Декальцинированная | Прокаленная | Нормальная |
Химические свойства: | Органические вещества | Минеральные вещества | Органические и минеральные вещества |
Твердость | - |
+ |
+ |
Хрупкость | - |
+ |
- |
Упругость | + |
- |
+ |
Гибкость | + |
- |
+ |
Прочность | - |
- |
+ |
Учитель: Между химическим составом и физическими свойствами природных тел существует зависимость. Изменение химического состава влечет за собой изменение физических свойств тел.
Объяснения учителя:
- Строение кости: наружное плотное и внутреннее губчатое вещество, надкостница. Функции надкостницы, плотного и губчатого вещества.
- Типы костей: круглые губчатые и плоские губчатые. Особенности строения, обеспечивающие их плотность и прочность.
- Типы соединения костей: неподвижное, подвижное, полуподвижное.
Задача №4. Почему большинство длинных костей в организме имеет трубчатое строение?
Заранее подготовленные учащиеся демонстрируют модельный опыт, который показывает, что бумажная трубка (модель кости) способна выдержать большую нагрузку, чем бумажная полоска той же массы.
Закрепление.
- Почему случаются переломы костей?
- Какие кости скелета выдерживают наибольшую нагрузку?
- Каким образом кость питается и растет?
- Что общего и различного в строении верхних и нижних конечностей человека? Чем это можно объяснить?
- Чем отличаются кости молодого человека от костей старика?
- Почему рыбы имеют более слабый скелет, чем наземные существа?
Задание на дом (дифференцированно): изучить §47, ответить на вопросы.
Решить задачу: Сколько кальция содержит ваш скелет, если масса - m (скелета) = 18% от массы тела, а - w [Ca3(PO4)2] = 45%.