Цель занятия:
- проанализировать причины сокращения биологического разнообразия Земли;
- выяснить основные элементы стратегии сохранения жизни в биосфере.
Задачи:
- выявить существующие экологические проблемы глобального и регионального значения;
- сформулировать понятие “биологическое разнообразие”;
- определить последствия снижения биологического разнообразия;
- обсудить проблему влияния деятельности человека на биологическое разнообразие экосистем.
Методы:
- частично поисковый;
- проблемный (ответ на вопрос: к потомкам с котомкой?);
Форма организации учебной деятельности: альманах (устный журнал).
Эпиграф к уроку:
Даже в грезах своих человек не может вообразить ничего прекрасней природы.
Ж.Б. Ламарк
Вводное слово учителя. Учеными описано 2,5 млн. видов, но предполагается, что их истинное число с учетом низших животных – “невидимок” достигает 5 млн., а может быть, даже 15 или 30 млн. Совокупность всех видов составляет биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие – это число различимых типов биологических объектов или явлений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени, в общем случае отражающие сложность живого вещества, способность его к саморегуляции своих функций и возможность его разностороннего использования. Оно включает в себя все виды животных, растений, грибов и микроорганизмов, экосистем и протекающих в них процессов. Биологическое разнообразие – частный случай всеобщего феномена разнообразия природы. Выделяют три уровня биологического разнообразия.
Все названные уровни биологического разнообразия тесно связаны между собой и составляют единую систему. Благодаря этому биоразнообразие относится к наиболее объективным факторам оценки состояния окружающей среды и устойчивости экосистем. Снижение биоразнообразия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к их неспособности самоподдерживаться и, в конечном счете, – к их уничтожению. Известно, что от 50 до 80 % видов планеты сосредоточено в тропиках, хотя последние занимают всего 7 % территории Земли. Однако, поскольку их экосистемы активно разрушаются человеком, то по крайней мере каждый третий вид так и погибнет, не получив своего научного названия. Разрушение тропических лесов уже привело к гибели около 6 тыс. видов организмов.
Следует помнить, что виды гибнут не только в тропиках, а везде, где разрушаются экосистемы или сильно сокращается их площадь. Люди научились использовать всего 0,1 % видов планеты. Мы применяем для своих нужд около 50 видов растений, в то время как 75 тыс. видов остаются невостребованными. Сокращение животного и растительного многообразия природы неминуемо сказывается и на человеке. Это понимали еще задолго до того, как возникли современные глобальные экологические проблемы. Еще в 1855 г. одним из индейских вождей было сказано: “Если бы все животные исчезли, люди бы тоже умерли от невыносимого одиночества, ибо то, что случается с животными, неминуемо происходит и с человеком. Все взаимосвязано. То, что суждено пережить Земле, суждено и детям Земли”. Поэтому все живое на Земле имеет ценностные свойства, занимая определенное место в структуре биосферы. Большинство ученых считают, что понимание всеобщей, универсальной ценности живой природы для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе ценностей и приоритетов – это магистральный путь обеспечения целостности природной среды и предотвращение глобальной экологической катастрофы. В связи с этим, утрата биологического разнообразия - это та проблема, которая существует повсеместно и делает каждого из нас сопричастным с ней. Теряя биоразнообразие Земли, человечество теряет свое будущее.
Задание: прослушать сообщения и составить вопросы по сообщению (2-3).
Сообщение № 1.
Проблема сокращения биологического разнообразия
Чрезмерная эксплуатация, а иногда и варварское уничтожение природных сообществ и отдельных видов организмов приводит к резкому снижению разнообразия живого. Мы являлись свидетелями вымирания, которое может стать крупнейшим в истории жизни на Земле. За последние 300 лет с лица Земли исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за предшествующие 10 тыс. лет. У нас в стране исчезает примерно один вид млекопитающих за 3-5 лет, ежегодно мы теряем, по – видимому, несколько видов во всех группах животных и растений. В нарушенных, обедненных сообществах возникают новые виды с непредсказуемыми свойствами. При внедрении этих видов в стране сообщества может произойти их разрушение (таблица 1).
Как пишет Джеральд Даррелл: “По всему свету последовательно и немилосердно искореняли фауну; численность многих симпатичных и интересных животных сведена до такого минимума, что без нашей помощи и защиты популяция уже не возродиться. Если не найдется убежища, где они смогут без помех жить и размножаться, эти виды рано или поздно займут место в списке вымерших животных рядом с дронтом, кваггой и бескрылой гагаркой. Конечно, в последние десятилетия немало сделано для охраны дикой фауны. Учреждены заказники и заповедники, некоторые виды реинтродуцируют в районах прежнего обитания. Так, в Канаде при помощи авиации в ряде мест расселили бобров. Животное помещали в особый ящик, подвешенный к парашюту, и сбрасывали над подходящим участком. Приземлившись, ящик автоматически открывался, и бобер направлялся к ближайшему водоему.
Но сколько ни сделано, предстоит сделать куда больше. К сожалению, основная часть полезных усилий по охране животных была сосредоточена на видах, представляющих экономическую ценность для человека. А сколько малоизвестных видов, которые, хотя и защищены на бумаге, на самом деле потихоньку вымирают, потому что никто, кроме нескольких пытливых зоологов, не считает их достаточно важными и ценными, чтобы на них стоило тратить деньги. С каждым годом растет численность населения земного шара, человек осваивает все новые области, сжигая и уничтожая ресурсы природы. Нельзя утешаться мыслью о том, что отдельные частные лица и отдельные учреждения придают значение борьбе за спасение и сохранение истребляемых животных. Работа эта важна по многим причинам, и, пожалуй, главная из них следующая: человек, при всех его талантах, не может ни создать новый вид, ни возродить уничтоженный. Предложите разрушить лондонский Тауэр – какой поднимется шум! И справедливо. А вот какой – нибудь уникальный и замечательный вид фауны, на эволюцию которого ушли сотни тысяч лет, может запросто сгинуть, и лишь горстка людей возвысит голос протеста. Право же, пока мы не станем относиться к животным с таким же вниманием и почтением, с каким лелеем старинные книги, картины и исторические памятники, до тех пор у нас всегда перед глазами будут животные – беженцы, живущие на грани вымирания, всецело зависящие в своем существовании от милосердия единичных энтузиастов”. (Из книги “По всему свету”).
Таблица 1.
Сокращение видового разнообразия Земли
после 1600 г. (по данным 1999 г.)
Компоненты биосферы | Исчезло | Под угрозой исчезновения | ||
видов | % от общего числа видов | видов | % от общего числа видов | |
Высшие растения | 384 | 0,15 | 18699 | 7,4 |
Рыбы | 23 | 0,12 | 320 | 1,6 |
Амфибии | 2 | 0,05 | 48 | 1,1 |
Рептилии | 21 | 0,33 | 1355 | 21,5 |
Птицы | 113 | 1,23 | 924 | 10,0 |
Млекопитающие | 83 | 1,99 | 414 | 10,0 |
Сообщение № 2.
Редкие и исчезающие растения Российской Федерации
По этой теме можно использовать следующую схему:
Схема 2.
Последствия сокращения территорий лесов
Сообщение № 3. Редкие и исчезающие животные Российской Федерации
Сообщение № 4. Вымершие животные (растения)
Для этого сообщения можно использовать следующие таблицы:
Таблица 2.
Виды птиц, истребленные человеком
Виды птиц | Местообитание | Время истребления |
Дронты (3 вида) | Маскаренские острова (Индийский океан) | 1680-1750-е г.г. (дронт – отшельник, возможно, дожил до начала XIX века) |
Эпиорнисы (9 видов) | Мадагаскар | Середина XVII века |
Моа, или динорнисы (более 20 видов) | Новая Зеландия | Середина XIX века |
Бескрылая гагарка | Острова Северной Атлантики (Америка и Европа) | 1844 г., о. Исландия |
Стеллеров баклан | Командорские острова | 1852 г. |
Странствующий голубь | Северная Америка | 1900-1907 г.г. (1914 г. – умер в неволе) |
Таблица 3.
Виды млекопитающих, истребленные человеком
Виды млекопитающих | Местообитание | Время истребления |
Европейский тур | Европа | 1627 г. – последний убит около Варшавы (Польша) |
Стеллерова корова | У Командорских островов | 1768 г., о. Беринга |
Квагга | Южная Африка | 1878 г. у реки Оранжевая убита последняя вольная зебра. В 1883 г. последняя зебра умерла в зоопарке Амстердама |
Сумчатый волк | Австралия, Новая Гвинея, Тасмания | 1933 г., о. Тасмания – последняя достоверная встреча |
Возможные вопросы:
- Как деятельность человека влияет на растительные сообщества?
- Что означает косвенное влияние человека на сообщества? Привести примеры.
- Какие виды организмов занесены в Красную книгу Ярославской области?
- Какие организации занимаются вопросами охраны природы?
- Что может сделать каждый из нас в деле охраны природы?
- Каковы правила поведения в природе?
По итогам обсуждения сообщений и поисков ответов на вопросы заполняется таблица.
Таблица 4.
Проблема снижения биоразнообразия
Возможные причины снижения биологического разнообразия | Последствия | Стратегия решения проблемы |
уничтожение природных сообществ
(вырубка лесов, распашка степей, осушение болот,
городские застройки, строительство дорог) изменение природных сообществ в результате человеческой деятельности, создание агроценозов ухудшение условий обитания организмов вследствие загрязнения окружающей среды нерегламентированная охота, рыбная ловля, сенокошение и т.д. изменение видового состава сообществ в результате биологического “загрязнения” (интродукция несвойственных данной местности организмов) непонимание или игнорирование значения биоразнообразия |
сокращение видового разнообразия
планеты нарушение экологического равновесия экосистем глобальные изменения в биосфере |
регулирование численности населения энергосбережение ресурсосбережение уменьшение загрязнения окружающей среды отказ от потребительского подхода к природным благам сохранение биологического разнообразия природы |
Закрепление можно провести в двух вариантах:
Вариант № 1
Игра “Дуэль” по теме “Редкие и охраняемые растения и животные Ярославской области”
Правила игры:
- Класс (группа) делится на пары дуэлянтов (произвольно), которые садятся напротив друг друга.
- Каждой паре дается вопрос по теме.
- Представитель какой команды дает более правильный, точный ответ, в ту команду переходит и побежденный.
- Так продолжается до последнего вопроса или абсолютного перевеса какой-либо команды.
- Работа участников команды – победителя оценивается на “отлично”.
Вопросы к теме:
- В Скандинавии эту многолетнюю траву называют цветком тролля. У нас - “воловьим глазом”. Зацветает она только на девятый год. Каково название этого растения? Ответ: купальница
- Ночной хищник. Поймав на лету добычу, никогда не ощипывает ее, а глотает вместе с перьями или шерстью. Непереваренные остатки в виде комочков (погадков) птица отрыгивает. Назовите ее. Ответ: филин
- Однажды, как гласит легенда, нечистая сила попробовала спрятаться в цветке. Но какой-то архангел возмутился и метнул в цветок огненное копье. С тех пор нечистая сила как огня боится этого цветка, а сам цветок стал называться…? Ответ: прострел
- Это животное с крупную крысу; отлично плавает и ныряет. Голова оканчивается хоботком, которым оно отыскивает себе добычу в воде. Кто это? Ответ: выхухоль
- У данного растения очень красивые листья, но цветков никто никогда не видел. В связи с этим родилась легенда, что его цветки заколдованы и только счастливец может их увидеть. Это растение еще называют “ключ – травой” из-за якобы присущей ему способности помогать отыскивать клады. Каково название растения? Ответ: папоротник
- Согласно средневековому поверью, курение ветками этого растения изгоняет из дома злых духов и держит на расстоянии нечистого. Древние мудрецы советовали его применять, дабы обрести бессмертие. Назовите растение. Ответ: можжевельник
- Размах крыльев этой птицы достигает 150 см. Обычно ее видят как бы “трясущейся” над водой. Два пальца на ногах обращены вперед, два – назад, образуя клещи, которыми она ловит добычу. Единственная хищная птица в Европе, питающаяся в основном рыбой. Гнездо строит большое, из толстых сучьев, чаще на деревьях. Перелетная; любит возвращаться в старое гнездо каждый год. Кто она? Ответ: скопа
- По древнерусской легенде царевна Волхова полюбила удалого купца Садко, но тот отдал свое сердце Любаве, дочери лесов и полей. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. Ее слезы превращались в цветы – символ чистой и безответной любви. Назовите их. Ответ: ландыши
- Эта малоподвижная донная рыба достигает длины 12 см. Является своеобразным индикатором чистой воды. Свое название она получила за пристрастие прятаться под различными подводными предметами. Ведет одиночный, скрытный образ жизни. Очень любит свое потомство, постоянно обмахивает икринки грудными плавниками. Ответ: подкаменщик
- Одно из названий этого вымирающего потомка древнейших на Земле деревьев лепидодендронов – ликоподий, что означает “волчья нога”. Каждый год он вырастает на 0,5 м, укореняясь молодыми побегами, при этом те части растения, которые старше 5 лет, постепенно отмирают. Дайте другое название этого растения. Ответ: плаун топяной
- Какая птица выкармливает своих детенышей рыбой, а из рыбьих костей строит гнездо, которое обычно устраивает в норе, выкопанной в береговом обрыве, поросшем кустарником? Ответ: зимородок
- Это растение, по выражению Чарльза Дарвина, является “живым ископаемым”. Время его происхождения относится к послеледниковой эпохе. Растение вечнозеленое, обладает целебными свойствами, ягоды съедобны. Ответ: брусника
Вариант № 2
Венгерский кроссворд “Редкие животные и растения Российской Федерации”
Щ | Л | А | Н | Д | Ы | Ш | Б | З | У | К | О | Б | Ч | И | К | К |
М | Ф | О | Е | Т | А | Р | Б | А | Г | А | Н | В | Г | Э | Р | Ш |
А | С | И | Т | Л | Ь | С | И | П | У | Х | А | Д | Ю | Л | О | К |
Х | А | Р | З | А | Й | Ю | Х | Ш | И | П | Ж | Р | Р | И | Л | О |
А | Я | К | У | П | А | Л | Ь | Н | И | Ц | А | О | З | Ь | М | Р |
О | Ф | Ы | Ц | М | О | Р | О | Ш | К | А | Ъ | Н | А | К | Ю | О |
Н | Г | О | Р | П | Б | Ь | П | О | Л | И | К | С | Е | Н | А | С |
Е | Ш | Ж | Е | Н | Ь | - | Ш | Е | Н | Ь | З | В | Э | Х | Ы | Т |
В | Ы | Х | У | Х | О | Л | Ь | А | К | Щ | М | А | Н | У | Л | Е |
Г | Ц | Й | Ю | Г | О | Р | А | Л | Ф | В | А | Я | Ч | И | В | Л |
Е | П | Р | О | С | Т | Р | Е | Л | И | Т | З | У | Б | Р | Ц | Ь |
К | У | Ъ | С | Т | Р | Е | П | Е | Т | Б | П | Л | А | У | Н | Е |
Ответы на кроссворд:
1. ландыш 6. шип 11. выхухоль 16. стрепет 2. кобчик 7. купальница 12. манул 17. плаун 3. тарбаган 8. морошка 13. горал 18. махаон 4.сипуха 9. поликсена 14. прострел 19. гюрза 5.харза 10. жень-шень 15. зубр 20. коростель
В конце занятия подводятся итоги; выводы записываются в тетрадь:
- Действия человека сравнивают с такими отношениями, при которых один вид причиняет вред другому, не извлекая для себя никакой пользы.
- Благополучие человека зависит от биологического разнообразия планеты.
- Каждый человек должен включиться в работу по сбережению условий жизни разнообразных существ.
Домашнее задание: составить информационную карточку с описанием вида растения, животного или гриба, находящегося под угрозой исчезновения.
Информационная карточка о виде, находящемся в опасности:
- Научное (латынь) и обиходное название организма.
- Статус (что угрожает существованию данного вида организмов).
- Значение в сохранении генофонда.
- Краткое описание организма.
- Место обитания.
- Основные лимитирующие факторы.
- Принятые меры охраны.
- Необходимые меры охраны.