Урок-конференция "СПИД — сущность и проблемы"

Разделы: Биология


Цели:

детально познакомиться с “чумой” нашего времени - СПИДом,

раскрыть сущность заболевания, пути заражения и профилактику болезни.

Показать актуальность проблемы в современном мире.

Задачи: дать основные понятия о ВИЧ/СПИД, разъяснить основные пути передачи ВИЧ и как не передаётся ВИЧ, закрепить знания, полученные на предыдущем уроке.

Оборудование:

1.Таблицы: “Строение вирусов”, “Цикл развития вируса”

2.Анкета для определения уровня знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

3.Дискета о СПИДе.

Ход урока

1.Вступительная часть:

Сегодня у нас с нами необычный урок, урок-конференция, где мы обсудим очень важную проблему нашего времени это СПИД.

2. Актуализация:

Ответить на вопросы по теме “Вирусы” у доски по таблице “Строение вирусов”, “Цикл развития вирусов”.

Результаты анкетирования для определения уровня знаний о ВИЧ- инфекции и СПИДе.

Анкета.

На вопросы отвечать “верно” или “неверно”.

1. Опасно обнимать человека, больного СПИДом

В

Н

2. Заразиться ВИЧ можно, пользуясь общественным туалетом.

В

Н

3. Находиться в аудитории вместе с преподавателем, который болен СПИДом, вполне безопасно

В

Н

4. Только гомосексуалисты должны заботиться о том, чтобы не заразиться ВИЧ.

В

Н

5. Люди, которые вводят себе внутривенно лекарственные препараты, не должны пользоваться иглами других людей В Н

6. Нельзя заразиться ВИЧ, когда кусаешь один и тот же бутерброд или пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИДом

В

Н

7. Можно заразиться ВИЧ, если имел только один сексуальный контакт

В

Н

8. Можно заразиться ВИЧ, останавливая своими руками кровь

В

Н

9. ВИЧ можно заразиться, если больной чихает или кашляет на тебя.

В

Н

10. СПИД вызывается вирусом

В

Н

11. Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек болен СПИДом.

В

Н

12. ВИЧ поражает красные кровяные тельца

В

Н

13. ВИЧ передаётся через все жидкие выделения тела

В

Н

14. Тесты на СПИД как правило надёжны

В

Н

15. ВИЧ передаётся тремя основными путями:

  • при сексуальных контактах,

  • контактах с кровью,

  • от матери к ребёнку,

  • через определённые жидкости организма человека.

В

Н

16. Правильное использование презервативов помогает во многих случаях избежать передачи вируса СПИДа

В

Н

17. Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний.

В

Н

18. Одна из проблем, связанных со СПИДом, состоит в том, что между заражением и моментом проявления заболевания могут пройти годы.

Изучение нового материала

Учитель: Мы с вами повторили строение вирусов и схему развития вирусов, и по результатам анкетирования видно, что есть необходимость подробного изучения ВИЧ и СПИД, поэтому предлагаем послушать сообщения наших ребят.

1.Что такое ВИЧ\СПИД?

ВИЧ - (вирус иммунодефицита человека) - это вирус, который вызывает разрушение иммунной системы и делает больного восприимчивым в различным инфекциям и опухолям.

ВИЧ - инфекция- это заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека. Оно включает в себя период длительного вирусоносительства (10 и более лет), заканчивающегося СПИДом.

СПИД - (синдром приобретённого иммунодефицита)- это конечная стадия проявления болезни, при которой у человека отмечается необратимые нарушения функций организма. На этой стадии человек умирает. Её продолжительность не превышает обычно 3-х лет.

“Синдром” означает, что речь идёт не об отдельной болезни, а о целом комплексе различных признаков\симптомов заболевания.

“Приобретённый” означает, что это то, что можно приобрести или заразиться.

“Иммунодефицит”- первая часть слова означает, что речь идёт об иммунной системе человека, а вторая часть слова - “дефицит”- означает, что это иммунная система нарушена и работает недостаточно.

2. Механизм развития заболевания:

Попадая в организм, вирус стремиться проникнуть в клетки иммунной системы, чтобы в них жить и размножаться, при этом работа самих клеток нарушается. В процессе размножения ВИЧ лимфоциты погибают, т.к. вирус использует клетку в качестве материала для создания себе подобных. ВИЧ связывается с клеткой, проникает внутрь, его оболочка исчезает, и внутри клетки начинается создание новых вирусных частиц из РНК ВИЧ. Затем РНК ВИЧ превращается в ДНК ВИЧ. Так как процесс повторяется, всё большее количество СД-4 лимфоцитов поражается вирусом и погибает. Все применяемые в настоящее время антивирусные препараты воздействуют на ферменты вируса, подавляя их работу, т.е., препятствуют созданию новых вирусных частиц.

3. Пути передачи ВИЧ:

Вирус иммунодефицита человека, или ВИЧ, передаётся от человека к человеку. Иными словами, заразиться ВИЧ не может находиться вне организма человека.

Заразиться ВИЧ можно при:

- при  контакте “кровь с кровью”:

- при переливании заражённой непроверенной донорской крови;

- когда при введении лекарственных или каких-то других веществ, для медицинских ил косметических манипуляций применяют уже кем-то ранее использованные, нестирильные, плохо обработанные шприцы, иглы;

- наркотическим путём.

- при  половом контакте:

Наиболее опасные сексуальные практики в плане заражения ВИЧ – инфекцией:

- во время анального сношения;

- заражению так же способствует различные воспалительные заболевания половых органов;

- половой акт во время менструации;

- во время вагинального полового контакта;

- возможна передача ВИЧ и при орально-генитальном сексе.

Вертикальный путь передачи:

- во время беременности мать может передать вирус из своего кровотока через плаценту плоду;

- во время прохождения по родовому каналу младенец подвергается воздействию крови и вагинального секрета инфицированной матери;

- после родов мать может передать вирус своему ребёнку при кормлении грудью.

4. Как не передаётся ВИЧ

ВИЧ не передаётся:

- воздушно-капельным путём, т.е. через воздух и слюну (чихание, кашле, при процедурах), ВИЧ-инфекцией нельзя заразиться также как гриппом, т.е. на улице, в транспорте, при разговоре;

- при рукопожатиях и объятиях;

- через пот и слёзы;

- бытовым путём, т.е. проживая с больным человеком в одном помещении. Это значит, что совершенно безопасно пользоваться общей посудой, полотенцем, постельным бельём, туалетом, ванной, бассейном;

- через укусы животных и насекомых (комары, клопы, вши).

Действительно, за исключением случаев, перечисленных в предыдущем разделе, довольно трудно получить ВИЧ!

5. Уровень роста числа ВИЧ – инфицированных

  2002 г 2003 г 2004 г
В России 149626 256811 2999226
В Сибирском округе 25508 35159 39389
В Республике Бурятия 1307 1987 2074
В Муйском районе 3 8 10

III Закрепление:

Учитель:

1. Мы с вами прослушали информацию, а теперь предлагаю обсудить данную проблему в виде игры. Это игра кроме информирования, даёт каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД. Необходимо приготовить 4 листа ватмана, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: “Совершенно согласен”, “Согласен, но с отговоркой”, “Совершенно не согласен”, “Не знаю/не уверен”. Листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает по одному или несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того, как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящие для них теперь. Игра не преследует цель привести участников к единому мнению.

Спорные утверждения.

- Принудительные обследования на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение ВИЧ?

- Люди, заразившиеся ВИЧ, сами в этом виноваты?

- Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс?

- Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы?

- Людей с ВИЧ/СПИД нужно изолировать?

- Презервативы должны быть доступны всем, независимо от возраста?

- Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИД, необходимо запретить проституцию?

- Женщина, заражённая ВИЧ не должна иметь детей?

Учитель:

2. Следующее упражнение “Степень риска”.

На полу чертится линия – линия РИСКА. На одном её конце размещается карточка с надписью “ВЫСОКИЙ РИСК”, на другом - “РИСК ОТСУТСТВУЕТ”, карточка “НЕБОЛЬШОЙ РИСК”, размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику даётся карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком:

- поцелуй в щёку

- инъекция в лечебном учреждении

- половая жизнь в браке

- переливание крови

- пользование чужой зубной щёткой

- плавание в бассейне

- половой акт с наркоманом

- глубокий поцелуй

- уход за больным СПИДом

- укус комара

- множественные половые связи

- прокалывание ушей

- проживание в одной комнате с больным СПИДом

- пользование общественным туалетом

- укус постельного клопа

Каждый участник зачитывает надпись на своей карточке и кладёт её на то участок ЛИНИИ РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно выражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. В итоге группа должна сформировать “линию риска”, при этом в процессе обсуждения все участники должны придти к единому мнению.

Список литературы:

1. Министерство здравоохранения республики Бурятия, Республиканский Центр профилактики СПИД и инфекционных заболеваний, профилактика ВИЧ/СПИДа, Методическое пособие для специалистов, работающих с молодёжью, г. Улан – Удэ, 2002,

2. Экспресс – информация за 2002, 2003, 2004 г.

3. Биология в школе 2003 №1.