Нетрадиционный урок по биологии на тему: "Невидимый мир, или все о бактериях"

Разделы: Биология


Цели:

  • формировать у учащихся активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью, расширить знания о влиянии вредных привычек на организм;
  • развивать познавательную активность, творческие способности учащихся;
  • воспитывать чувство коллективизма и умения общаться со сверстниками на основе совместной деятельности.

Оборудование:

  • микроскоп;
  • игра “Исключи лишнее”;
  • шапочки “бактериям”;
  • загадки, костюмы..

Звучит музыка.

Ведущий. Здравствуйте ребята! Скажите, у вас много друзей? А как вы думаете, мы можем подружиться с окружающим миром? Что такое окружающий мир? Да, это всё, что окружает нас: вода, воздух, растения, животные. И сегодня я вам предлагаю побольше узнать, и может быть, подружиться с самыми могущественными, живыми существами, с самыми распространенными на нашей планете, и с самыми, самыми…Апчхи! (Громко чихает).

Голос из-за кулис. С самыми маленькими!

Ведущий. Кто это сказал? Никого не видно. Наверное, послышалось. Итак сегодня мы с вами поведём разговор о… Апчхи! (Громко чихает).

Голос из-за кулис. О нас! О нас!

Ведущий. Ничего не понимаю.

Выходит рассказчик. Ребята, неужели вы ещё не догадались, о ком сегодня пойдёт речь? О самых многочисленных и о самых маленьких соседях по планете. Конечно же, о микробах. Они представляют собой мельчайшие организмы, которые можно увидеть только под микроскопом. А вы знаете, что такое микроскоп?

(Слово микроскоп написано на доске).

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что означает это слово? А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Собери микроскоп”.

Правила игры. На доске написаны слова, вам нужно выбрать те слова, которые обозначают детали микроскопа, и показать их на микроскопе.

Лупа, окуляр, оправа, объектив, предметный столик, винт, колба, стеклянная трубка, штатив, зеркало.

Рассказчик: Ребята, как вы думаете, микробы – это растения или животные?

Ведущий. Вы уже знаете, что микробы бывают растительного и животного происхождения, а некоторые из них выделены в отдельные царства.

Бактерии и грибы (слова написаны на доске).

Ведущий. Что за шум я слышу? Кто это?

Рассказчик: Вы кто такие?

Бактерии. Мы из царства бактерий, мы очень маленькие (говорят хором).

  1. Молочно-кислая бактерия. Я молочно-кислая бактерия. Питаюсь сахаром, который есть в молоке. Образую молочную кислоту. Молоко превращаю в простоквашу, а сливки в сметану. Квашение капусты, засолка овощей происходит с моей помощью.
  2. Болезнетворная бактерия. Я болезнетворная бактерия. Поселяюсь в организме человека, вызываю различные заболевания. В теле человека я питаюсь, быстро размножаюсь и отравляю организм продуктами своей жизнедеятельности.
  3. Почвенная бактерия. Я почвенная бактерия. Превращаю в перегной различные минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений.
  4. Бактерия гниения. Я бактерия гниения. Часто вызываю порчу собранного урожая, гниение и порчу продуктов питания. Оставишь колбаску на столе, а я туда поселюсь. ХА– ХА.

Ведущий. Вот какие бактерии живут в этом царстве. Ребята, я вам немного расскажу об интересных грибках.

Если тесто для выпечки хлеба постоит некоторое время, то в нём часто происходит специфический процесс. Плоская поверхность теста начинает вздуваться и подниматься. От него начинает исходить странный запах, но приятный. Когда это тесто выпекается, то вместо плоской, тяжелой лепёшки из него получается лёгкий, пористый, мягкий хлеб. В 1857 году ЛУИ ПАСТЕР, учёный, нашёл объяснение этим изменениям, которые по его словам, происходят по вине крошечных грибов, названных дрожжами (слово написано на доске). Они представляют собой маленькие, круглые, бесцветные частицы. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской клетки.

Ведущий. Ребята, я вам предлагаю игру, в ходе которой мы узнаем, где живут бактерии. Я буду загадывать вам загадки, а ответы на них будут местом обитания микробов.

  1. Через нос проходит в грудь,
    И обратный держит путь.
    Он невидимый, и всё же,
    Без него мы жить не можем. (Воздух)
  2. Я и туча и туман, И ручей и океан,
    Я летаю, я бегу,
    И стеклянной быть могу. (Вода)
  3. Меня бьют, колотят,
    Ворочают, режут.
    Я всё терплю,
    И всем добром плачу. (Почва)
  4. В огне не горит,
    В воде не тонет. (Лёд)
  5. На земле он всех умней,
    Потому что всех сильней. (Человек)
  6. Одежда человека, которая не
    Промокает и не становится маленькой. (Кожа)
  7. Если ты в своей квартире,
    Не убрался день другой,
    То везде её увидишь,
    Будет лежать она горой. (Пыль)
  8. Дышит, растёт,
    А ходить не может. (Растение)

На доске слова: вода, почва, человек, растения, воздух, кожа, лёд, пыль.

Ведущий. Ребята, сделайте вывод, где же обитают микробы? Микробы обитают везде. Сейчас посмотрим в микроскоп микробов, находящихся на коже человека.

Учащиеся делают выводы и зарисовывают этих микробов.

Ведущий. Число микробов различно: в 1 грамме почвы содержится 100 миллионов микробов. В классе после проветривания содержится микробов в 13 раз меньше, чем в том же классе после урока. Их можно обнаружить в горячих источниках при температуре 100 градусов, в антарктических льдах при очень низких температурах.

Есть микробы, которые обитают на коже человека, и даже внутри организма человека. В толстом кишечнике живут полезные микробы, которые называют кишечными (слово на доске). Они перерабатывают остатки пищи.

Рассказчик. Ребята, а вы знакомы с книгой Григория Остера “ПЕТЬКА МИКРОБ”? Я вам сейчас расскажу историю про героев из этой книги.

Тихо звучит музыка.

В одной капле воды жил микроб, звали микроба Петька. (На сцену выходит Петька и кланяется).

У Петьки были папа и мама, тоже, конечно, микробы. (Вслед за Петькой выходят папа и мама, неодобрительно качают головой, грозят пальцем, уводят Петьку за кулисы).

А ещё у Петьки были дедушки и бабушки, прабабушки, прадедушки, тёти, дяди, братья родные, двоюродные, целая сотня родственников. И всё тоже микробы. Вообще микробы очень маленькие. А Петька и вовсе был маленький, потому что ещё не вырос. Жили они в капле воды.

Ведущий. Ребята, вы уже знаете, что некоторые микробы человек использует в хозяйственных целях. Скажите, а ещё каким образом микробы могут быть нам с вами полезны.

(На сцену выходят мама и папа).

Мама и папа (вместе). Если позволите, в этом вопросе поможем разобраться мы.

Рассказчик. А вы кто?

Папа. Нас зовут бактерии лакто.

Ведущий. Иностранцы что ли? И на каком языке вас так длинно зовут?

Папа. На латинском.

Ведущий. А как на русском языке?

Мама. Молочнокислые бактерии. Мы микробы рабочие, каждый день на работу ходим.

Ведущий. А где вы работаете?

Папа. На молочном заводе. Мы с коллегами из молока простоквашу делаем. Сидим в большом котле и делаем. А заработную плату нам молоком дают за вредность. Молоко – оно не прозрачное и сидеть в нём скучно.

Мама. Кстати, мы не только простоквашу делаем. А кто из вас назовёт больше всего молочнокислых продуктов?

Ведущий. А это у ребят было домашнее задание.

Дети называют известные им молочные продукты. За правильный ответ фишка. Детям дарят йогурт, кефир, ряженку.

Рассказчик. Был у Петьки микроба друг Ангина, всегда ходил в шапке, даже летом (выходит Ангина). Петька никогда не дразнил Ангину мимозой, потому что знал, Ангина живёт в стаканчике с мороженым, а там всегда холодно. Ангина живёт в третьем стаканчике с мороженым. Если один съешь – ничего, второй – ещё ничего. А вот третий съешь – там Ангина живёт. Однажды Петька и Ангина играли вместе и вдруг увидели школьника с портфелем.

Школьник. Привет, здесь микробы живут?

Петька. Здесь. Мы микробы.

Школьник. Слушайте, малыши! Хотите со мной дружить?

Петька и Ангина (вместе). Хотим!

Школьник. Договорились, будем дружить и друг друга выручать, если что. У меня контрольная работа завтра по математике. Заболеть надо немножко.

Ангина. Давай я тебе лучше задачи по математике объясню.

Школьник. Ты? Ха-ха. Откуда ты математику знаешь?

Ангина. Из температуры. Я её делаю, а она знаешь, какая сложная, вся из дробей состоит! Из десятичных. Вот, например 37, 7 не то, что 36,6.

Школьник. Ты прямо скажи, поможешь заболеть или нет?

Ангина. Нет, не могу.

Школьник. Я так и знал. (Уходит).

Петька. Почему ты не помогла? Три стаканчика мороженого – и готово!

Ангина. Мороженое, мороженое.… Это серьёзная штука. С мороженым шутить нельзя. Для таких дел оно не годится.

Ведущий. Ну, а если вам не повезло, и болезнь вас всё-таки настигла, или вы поранились, ушиблись, поцарапались, то вам помогут лекарственные средства.

Петька читает стихотворение “Зелёная зелёнка”.

Давно-давно случилось то событие.
Один учёный кончил десять школ
И совершил ужасное открытие –
Зелёную зелёнку изобрёл.
С тех пор зелёнку продают в аптеке,
Чтоб ею рисовать на человеке,
Хоть и не всем к лицу зелёный цвет.
Царапины зелёнкой мажут, чтобы
Там не бродили вредные микробы,
Но и полезным микробам от зелёнки вред.
Разбил коленку – мажь зеленкой сразу,
Она прогонит вредную заразу.
Но не забудь сказать такую речь:
Полезные микробы, уходите,
Детей своих отсюда уводите,
Сейчас сюда зелёнка будет течь.

Ведущий. А какие ещё средства, применяемые при ушибах, травмах, царапинах, простудных заболеваниях вы знаете? За правильный ответ фишка.

Мороженое можно применять только в мирных целях, иначе в тебе поселятся микробы, и ты заболеешь.

Микроб – ужасно вредное животное,
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное попадёт в живот,
И спокойно там живёт.
Залезет, и где ему захочется,
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот,
И насморк, и чихание, и пот.

Ведущий. Ребята, а какие ещё заболевания, возбудителями которых являются микробы, вы знаете? За правильный ответ фишка.

Ангина. Один стаканчик можно, так как я живу в третьем стаканчике.

Ведущий. Ребята, а что нужно делать, чтоб микробы не попали в ваш организм?

(Ответы детей). Вывод на доске.

  1. Мыть руки перед едой.
  2. Систематически следить за чистотой рук, белья, одежды.
  3. Содержать в чистоте классы, спальни.
  4. Нельзя грызть карандаш или ручку.
  5. Не кушать грязные овощи и фрукты

Ведущий. Ребята, давайте подведём итоги о том, что мы сегодня узнали о микробах. Какие бывают микробы? Где обитают микробы? Что нужно делать, чтобы микробы не попали к вам в организм?

Хоть микробы и очень маленькие, но иногда приносят вред человеку, поэтому мы должны заботиться о своём здоровье, соблюдать правила гигиены.