Цели:
- формирование и углубление знаний по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах ландшафтных зон Кемеровской области для установления причинно-следственных связей с позиций географов и биологов;
- расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убеждённости в необходимости охраны окружающей среды;
- развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
- стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся.
Задачи урока:
- научить устанавливать зависимость между рельефом по физической карте; определять климатические условия территории по климатической карте; определять типы почв и их размещение по территории по почвенной карте; выявлять разнообразие растительного и животного мира данной территории, их приспособляемость к условиям этой территории и распространение по ней; определять основные черты природных районов, проблемы охраны и преобразования природы;
- обобщить полученные знания на основе межпредметных знаний;
- воспитывать нормы социальной жизни в классе.
Форма проведения: межпредметная групповая творческая работа, методики КСО – методика взаимного тренажа, методика Ривина.
Оборудование: физическая карта России, карта Кемеровской области, географический атлас Кемеровской области, карточки-задания <Приложение1>, схема работы специалистов в группах <Приложение 2>, дидактический материал, знаки растений и животных, основы графиков температуры и осадков <Приложение 3>, гербарий, заготовки из бумаги контуров территорий ландшафтных зон, видеоматериал, аудиокассета с музыкой, тексты справочных пособий по географии и биологии, инструкции для работы в группах, магнитофон, тренажные карточки, алгоритм работы по методике Ривина.
План коллективного занятия (на доске).
- Оргмомент.
- Работа с картой.
- Работа в парах сменного состава (ПСС) по методике ВТ (взаимотренаж).
- Информационный ввод.
- Работа в парах сменного состава по методике Ривина.
- Работа в группах.
- Выступление лидеров групп.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
На занятии применяются следующие организационные формы работы:
Ф – групповая организационная форма обучения (фронтальная работа),
П – парная организационная форма обучения,
К – коллективная организационная форма обучения (взаимодействие в парах сменного состава),
И – индивидуальная организационная форма обучения (самостоятельная работа).
Орг. форма |
Ход занятия | ||||||||||||
Ф | I. Оргмомент. – Ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок – урок биологии и урок географии. На доске план работы на уроке. |
||||||||||||
Ф | II. Работа с картой. – Мы начнём урок с путешествия по физической карте России. Чтобы путешествовать, вы должны хорошо знать карту. Кто хотел бы поработать по карте России? – Рада представить вам сотрудника лаборатории по изучению природных комплексов русской равнины. Наш гость только вчера вернулся из путешествия по русской равнине. Ваши вопросы к нему? – Скажите, пожалуйста,… – Будьте любезны объяснить… – Как вы считаете,… Оценивается работа учащихся. |
||||||||||||
К
П |
III. Работа в парах сменного состава (ПСС) по методике ВТ (взаимотренаж <Приложение 4>).
– Заканчиваем работу. (Обучающиеся заполняют лист учёта). – А теперь послушаем работу одной пары. Определитесь, кто из вас будет учитель, а кто ученик. Работа оценивается. |
||||||||||||
Ф
И
И+Ф
Ф
Ф
|
IV. Информационный ввод. – У каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Это его родной край. – Имя нашего родного края – Кузбасс, так предложил называть его выдающийся русский учёный Пётр Александрович Чихачёв в 1842 г. в честь первого города нашей земли – Кузнецка. Кузбасс С. Торбоков
– Географические исследования территории нашего края имеют древнюю историю, которая своими корнями уходит в далёкое прошлое. Послушайте сообщение об исследовании нашего края, которое подготовила Коновалова Юля. Доклад учащегося Охотники, жившие на Алтае и в Казахстане, пришли сюда примерно 30 тысяч лет назад. Доказательство того, что человек жил в этот период в районе нынешней Кемеровской области, является клад изделий из камня, обнаруженный недалеко от Кузедеева близ деревни Аня в горной Шории на реке Кондоме. Телеуты и шорцы – древние жители Кузнецкой земли. Истоки самого названия “Кузнецкая земля” уходят к предкам современных шорцев, живших в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы, которых ещё сибирские летописцы за их умение получать железо из руды называли кузнецами. Это послужило основанием назвать первый острог Кузнецком и всему нашему краю дать название “Кузнецкая земля”. В 1721 г. в районе нынешнего города Кемерово (Рудничный район) крепостной рудознатец Михайло Волков обнаружил выходы “горючего камня”. Этим было положено начало открытию главного богатства Кузнецкой земли – каменного угля. Наши писатели обращались к ней, поэты воспевали в стихах, художники изображали на картинах её поля, леса и реки (показ репродукций картин). – Так её изображали художники, а такая она реальная (демонстрация видеофильма о природе). – Мы с вами посмотрели, как прекрасен наш край, как разнообразен мир растений и животных. – Определённая территория, заселённая определёнными растениями и животными, называется сообществом. – “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – сказал ещё римский философ Цицерон. – Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? (Варианты ответов: география, биология, химия, физика, история). – Одни из самых близких наук – география и биология. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения биологии и географии и назвать её “Взаимосвязь растений, животных и природных условий в ландшафтных зонах Кемеровской области”. (Запись темы в тетради). Учитель географии показывает на карте Кемеровскую область в пределах России. – Рассмотрим географическое положение Кемеровской области в пределах России. – Посмотрим на карту России. Почти в центре страны расположена Кемеровская область. Занимает юго-восточную часть Западной Сибири в пределах бассейна реки Томи. Крайняя северная точка нашей области находится на границе Мариинского административного района с Томской областью, южная – в отрогах Абаканского хребта на стыке границ Горно-Алтайской автономной области и Хакасской автономной области Красноярского края. Крайняя восточная точка лежит в Тяжинском районе, а крайняя западная – в Юргинскм районе. Кемеровская область расположена в умеренных широтах. Площадь области составляет 95,5 тыс. км2. Большую часть территории области занимают горные массивы. Всю территорию области пересекают реки Томь, Кия и Иня, которые относятся к бассейну одной из самых крупных рек России – Оби. На территории Кемеровской области, помимо горных массивов, имеются равнины и котловины с плодородными почвами, что позволяет успешно вести сельское хозяйство. Административный центр области – г. Кемерово. – Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется органическими факторами (факторы живой природы). – Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называют абиатическими факторами (факторы неживой природы). – Писатель Виталий Солоухин сказал: “Так же, как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться”. – Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называется антропологическим фактором. Вы в своей работе можете пользоваться этими понятиями. – Наша основная задача сегодня – составить картосхему Кемеровской области. – Как вы думаете, абиатические факторы одинаковы в Кемеровской области? (Нет). – А одинаковы ли растения и животные, взаимосвязанные между собой и образующие биотические факторы? (Нет). – Хотя Кемеровская область – это одно сообщество, но состоит из отдельных природных ландшафтных зон. Каждая зона имеет свои абиатические факторы, которые позволили сформировать свои растения и животных, дающие во взаимосвязи биотические факторы. – Давайте посмотрим, сколько ландшафтных зон выделяется в Кемеровской области. Открываем атласы на с. 15. Сколько ландшафтных зон выделяется в Кемеровской области? (Ответы учащихся). – Кто желает показать на карте все основные ландшафтные зоны? (учащиеся показывают на карте ландшафтные зоны). – Ландшафтные зоны мы с вами определили, а теперь с характеристикой зон познакомитесь, работая в парах сменного состава по методике Ривина. |
||||||||||||
К |
V. Работа в парах сменного состава по методике Ривина. – При работе с напарником не забывайте, что в тетради 1 и 3 графы вы заполняете сами, а 2 и 4 графы – напарник.
– Приступаем к работе. (Учитель следит за работой пар, за правильностью работы, помогает найти партнёра, разъясняет непонятное). – Заканчиваем работу в парах сменного состава. |
||||||||||||
К |
VI. Работа в группах. – Для работы над созданием главы учебника мы предлагаем вам объединиться в группы. Шесть групп будут отдельно рассматривать отдельные ландшафтные зоны. В каждой группе будут картограф, климатолог, ботаник, зоолог, почвовед, эколог. Знаете ли вы, чем занимаются эти специалисты? (Ответы учащихся). Картограф определяет географическое положение данной территории. Климатолог определяет типичный для данной территории характер погоды. Ботаник специалист по растительному миру. Почвовед изучает поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительность. Зоолог – специалист по животному миру. Эколог изучает взаимоотношение живых организмов с окружающей средой. – Пожалуйста, соберитесь по цветовому сигналу в группы. У каждой группы есть конверт с инструкцией, заданием и дидактическим материалом, с которыми вы должны внимательно ознакомиться. – Приступаем к работе. (Учащиеся работают в группах, составляют картосхему). – Заканчиваем работу в группах. Итак, ребята, мы создаём новую главу учебника. |
||||||||||||
И | VII. Выступление лидеров групп. Лидер каждой группы выступает перед учащимися по своей теме, пользуясь картосхемой, записями в тетради, отвечает на вопросы. |
||||||||||||
Ф | VIII. Рефлексия. – Ребята, как вы думаете, получилась ли у нас глава нового учебника? – Что удалось вам на уроке? |
||||||||||||
IX. Домашнее задание. – Для того, чтобы наша глава была закончена, я предлагаю вам поработать творчески, то есть создать раздел “Это интересно”. В этот раздел могут входить загадки, ребусы, кроссворды, интересные вопросы. Домашним заданием будут ваши творческие размышления по поводу создания нового учебника и того материала, с которым вы сегодня познакомились. – Спасибо за работу на уроке. Не забудьте дома обсудить проблему. |