Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие покрытосеменных растений. Класс однодольных. Семейство лилейных"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • сформировать у учащихся знания об основных отличительных признаках растений семейства лилейных;
  • продолжить формирование умений составлять морфологическое описание растений, сравнивать их, на основе этого выявлять родственные связи;
  • продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию школьников.

Оборудование: гербарии растений семейства лилейных, комнатные растения, раздаточный материал, раскладушки, изготовленные учащимися по тематике урока “Редкие растения семейства лилейных”, “Лекарственные растения семейства лилейных”, “ Лилейные флоры Кемеровской области”, “Декоративные лилейные”, пьеса П.И.Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Вводное слово учителя:

-Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с многообразием цветковых растений. Наступило время узнать какими отличительными признаками обладают растения класса однодольных семейства лилейных.

Послушайте такую историю.

В растительном царстве, покрытосеменном государстве жило-поживало семейство Лилейных. Семейство это богатое, около 4000 видов, знатное. Многие его древнейшие представители славятся на весь мир. Но вот однажды побывала в гостях у семейства злая колдунья. Она была завистливая, и не понравилось ей, что все члены семейства такие красивые и известные. Решила злая колдунья навредить семейству Лилейных. Украла она семейную формулу, а его представителей заколдовала.

Ребята, давайте поможем разрушить чары злой колдуньи, расколдуем представителей семейства и найдём формулу цветка. Чтобы их расколдовать, нужно отгадать ребусы и загадки.

1. Ребус про тюльпан.

2. Загадка про лук:

Сидит дед, во сто шуб одет,
кто его раздевает, тот слёзы проливает?

3. Ребус про ландыш.

4. Загадка про чеснок:

- В древнем Египте и Риме этот овощ ели как приправу к разным блюдам, делали из него соусы и салаты, добавляли в гарниры. И сегодня его используют при изготовлении колбас, мясных консервов, а также добавляют в закуски, салаты и многие овощные и мясные первые и вторые блюда для улучшения их вкусовых качеств. Он обладает бактерицидными свойствами. И если 3-4 минуты пожевать это растение, то бактерии в полости рта погибнут. Врачи рекомендуют его использовать, как профилактическое средство от острых респираторных заболеваний и особенно от вируса гриппа.

5. Ребус про лилию.

6. Загадка про алоэ.

- Это комнатное растение известно наверняка всем. Некоторые его называют столетником, неправильно считая, что оно цветёт раз в сто лет. Сок этого растения лечебный, его широко используют для заживления ран. Листья его мясистые, сочные. (Что это за растение?)

7. Ребус про черемшу, в народе имеет название – колба.

Один из учеников кратко рассказывает об особенностях этого растения, которое широко распространено на территории Кузбасса и очень популярно среди населения.

Вот и замечательно, с вашей помощью ребята мы расколдовали представителей семейства. Большое вам за это спасибо.

А сейчас я предлагаю отправиться на поиски украденной формулы цветка. Проведём лабораторную работу по изучению строения цветков представителей родственного семейства, растения амариллиса (один цветок на парту, предметное стекло, препаровальную иглу, лупу).

Задание:

Подсчитайте количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков и запишите полученную формулу цветка.

3+3 Т 3+3 П1.

Давайте прочитаем формулу.

Итак, семейная формула найдена. Злые чары бессильны против ваших знаний и умений.

III. Следующий этап урока – составление морфологической характеристики растения семейства лилейных.

Вопрос к классу:

- Назовите признаки класса однодольных?

Работа в парах.

Задание учащимся: работая с гербарным материалом, составить морфологическое описание предложенного растения из семейства лилейных по следующему плану:

    1. жизненная форма растения (травянистое, кустарник, дерево);
    2. форма стебля (прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий);
    3. листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое);
    4. листья (простые, сложные, с черешком, без черешка, вид жилкования);
    5. цветки (одиночные или образуют соцветия);
    6. строение цветка (формула);
    7. тип плода (сочный, сухой).

IV. Переходим к следующему этапу урока. Перед нами задача – узнать, а какие растения семейства лилейных живут рядом с нами, в нашем кабинете биологии. Вашему вниманию раскладушки, изготовленные учениками, членами научного общества учащихся секции “Естествознание” и живые экземпляры растений. Работа в малых группах.

Задание:

Познакомьтесь с материалом и составьте краткий рассказ о предложенном вам растении.

V. Слово учителя:

-Как весело светит солнышко, радуется приходу весны. Для многих настало любимое время года.

“Гонимы вешними лучами
с окрестных гор уже снега,
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года”

Великий поэт А.С.Пушкин назвал весну “утром года”. Вместе с природой весной что-то просыпается и в нас самих. Хочется бродить по зазеленевшим лугам, болотам, лесам. Пойдёмте и мы к тихим апрельским далям. Я предлагаю отправиться в лес. Правда, ещё рано, природа только пробуждается. Первые цветы появляются в лиственных лесах. Цветут они ранней весной, летом надземные части полностью отмирают, остаются лишь подземные видоизменённые побеги – луковицы и корневища. К первоцветам относят многих представителей семейства лилейных. Некоторые из них растут в нашем регионе – в Кузбассе.

Знакомьтесь с первым из них – кандык сибирский. С сообщением об этом растении выступает ученик.

Другой не менее замечательный и обворожительный цветок – рябчик малый. Сообщение ученика.

Первоцветы воодушевляли не только поэтов, но и очень известных композиторов. Одна из известных пьес П.И.Чайковского из серии “Времена года” так и называется “Подснежник”. Давайте вместе послушаем лёгкую, весёлую композицию и представим, что мы на лесной полянке.

Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищается и хвоя и валежник,
И первым появляется в проталине …

(Подснежник)

Но, к сожалению, с каждым годом первоцветов остаётся в нашем крае всё меньше и меньше. Люди, придя в лес, рвут первоцветы целыми охапками, не задумываясь о том, что они не долговечны, и поникнут ещё до возвращения людей из леса, или простоят в вазочке совсем немного времени и будут выброшены в мусорное ведро. В нашем городе в апреле объявлен месячник под названием “Первоцветы”. Задача его сводится к активной агитационной работе среди населения с целью убеждения людей не губить первоцветы.

Я и вам предлагаю принять участие в этой акции и изготовить листовки, которые мы вместе развесим на территории жилых микрорайонов.

(Изготовление листовок).

VI. Некоторые растения семейства лилейных, растущих в Кемеровской области, уже настолько стали редкими, что пришлось их занести в Красную книгу Кузбасса. В эту книгу занесены те растения, которые находятся на грани исчезновения.

Кто – они:
эти растения из семейства лилейных?

Зигаденус сибирский.

Охраняется на территории Шорского национального природного парка.(Фотография)

Красоднев жёлтый (редкий вид).

Декоративное растение истребляется на букеты. (Фотография)

Лук красноватый.

Растёт на скалах и каменистых склонах. Цветёт в июне. Охраняется на территории Шорского национального природного парка. (Фотография)

Лук решётчатый. (Мало сведений о нём).

Растёт на степных щебенистых и каменистых склонах, на скалах. Цветёт в июне – июле. (Фотография)

Рябчик малый.

Цветёт в мае – июне. Высокодекоративное растение истребляется на букеты. Требуется организация заказника. (Фотография)

Тюльпан поникающий.

Критическое состояние. Вид находится под угрозой исчезновения. (Фотография)

Меры охраны – создание ботанического заказника на Катунской гриве. Информацию о этих растениях можно получить из раскладушки, представленной на нашей выставке.

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране одного из семейств цветковых растений. Сегодня на уроке вы узнали больше о растениях, которые нас окружают, иногда мы их совсем не замечаем, но они живут рядом, и многие из них просят нас о помощи.

VII. Домашнее задание:

Творческая работа - написать небольшое сочинение на природоохранную тематику с учётом изученного материала.