Тип урока – обобщающий.
Форма урока - ролевая игра – ток–шоу.
Цели:
- развитие навыков самостоятельной работы с научно-популярной литературой;
- совершенствование умения последовательно, грамотно строить выступление;
- формирование духа толерантности – понимания и уважения к людям разных рас, наций и народностей.
Оборудование и оформление:
- плакат с названием темы ток-шоу;
- иллюстрации стадий становления человека из коллекции художника З. Буриана;
- вырезные фигуры людей трех рас (черная, белая, желтая) или картины-иллюстрации;
- магнитофон, кассета с музыкальной заставкой;
- слова песни “Дети разных народов, мы мечтою о мире живем”;
- сигнальные карточки двух цветов – красные и синие.
На доске:
- рисунок опыта селекционера Г.Д. Карпеченко (получение межвидового гибрида);
- схема моноцентрического происхождения рас;
Подготовка аудитории (классной комнаты):
- расстановка ученических столов полукругом,
- впереди столы с цветами для учащихся, выполняющих роль ученых;
- столы для участников-зрителей, на столах сигнальные карточки.
Ход урока
Организационная часть:
Журналист-аналитик: Здравствуйте, уважаемые участники ток-шоу! Приглашаем присутствующих принять самое активное участие в разговоре на тему “Все – разные, все – равные”.
Мы выслушаем мнение ученых: антрополога, генетика, историка, расоведа - по этой теме (представление ученых), и вы, зрители, выразите свое отношение к данной теме, используя карточки:
красный цвет – ответ “да”;
синий цвет – ответ “нет”.
Основная часть – ток-шоу:
1. Принадлежность к одному виду
Ведущий: Итак, начинаем. Попрошу аудиторию выразить свое мнение по 1 вопросу: считаете ли вы себя индивидуумами, принадлежащими к одному биологическому виду? Голосуем: красный цвет – “да”, синий – “нет”.
Подсчет голосов и оглашение результатов: “да” - … “нет” - …
Ведущий: (обобщение результатов): Большинство респондентов в этой аудитории считает, что все здесь присутствующие в составе всего человечества относятся к одному биологическому виду. Выслушаем по этому поводу мнение антрополога.
Антрополог: Теория антропогенеза, т.е. учения о происхождении и эволюции человека, утверждает, что все современные люди принадлежат к одному виду – Homo sapiens. Единство человечества вытекает из общности происхождения. Различают несколько стадий становления человека: архантропы, палеоантропы и неоантропы.
(Демонстрация иллюстраций данных стадий).
Мы – прямые потомки неоантропов – кроманьонцев.
2. Биологическая равноценность
Ведущий: Если мы, выражаясь биологическим языком, особи одного вида, то почему даже внешне мы не похожи? Может, все дело в биологической неравноценности людей?
Приглашаю к обсуждению аудиторию: считаете, что люди биологически неравноценны, поднимите, пожалуйста, синие карточки, что биологически люди равноценны – красные карточки.
Подведение итогов голосования:
Ведущий: Обратимся к мнению генетика и расоведа.
Генетик: Наследственный материал каждого человека одинаков, в его кариотипе 46 хромосом. Но в разных условиях внешней среды один и тот же генотип реализуется по-разному.
Расовед: (рассказ о морфологических различиях представителей разных рас с показом иллюстраций. ( А.О. Рувинский , Общая биология, § 79, с.362 – 363).
Различия в нашем внешнем облике объясняются расовыми признаками, которые носят приспособительный характер.
3. Большие и малые расы, народности, нации.
Ведущий: Продолжаем наш разговор, и я снова приглашаю к активному обсуждению зрителей: принадлежим ли мы все здесь присутствующие к одной расе – голосуйте красной карточкой, если “нет” - синей карточкой.
Подсчет и оглашение результатов
Что же утверждает наука расоведение?
Расовед: Основных больших рас 3: европеоидная, негроидная, монголоидная (показ иллюстраций), но сейчас почти невозможно встретить их в чистом виде. Это очень трудно, потому что активно идет процесс расосмешения, и насчитывается уже 40 малых рас, кроме того, сформировались разные народности и нации.
Историк: Я хочу уточнить особенности понятий “народность” и “нация” (даются понятия данных слов).
4. Расизм
Ведущий: В повседневной жизни, на уровне обывателя, часто встает вопрос: не являются ли расовые и национальные различия серьезным биологическим препятствием для вступления в брак?
Предлагаем аудитории проголосовать: “да” - красные карточки, “нет” - синие карточки.
Подсчет и оглашение результатов голосования.
Ведущий: Обратимся с этим же вопросом к генетику и историку.
Генетик: Получение плодовитого потомства от скрещивания в растительном и животном мире является доказательством принадлежности к одному биологическому виду (описание опыта селекционера Г.Д. Карпеченко по получению капустно - редичного гибрида. А.О. Рувинский, Общая биология, 10-11 кл., стр.382 – 383)
При вступлении в брак людей разных рас, дети рождаются развитыми в физическом и интеллектуальном плане, что доказывает единство человечества как биологического вида.
Историк: Идею о биологической неполноценности рас содержит теория расизма, созданная для оправдания политики колониализма и эксплуатации. Нет высших и низших рас – есть полное равенство всех рас.
Заключение
Толерантность – спасение планеты.
Ведущий: Наше ток-шоу можно завершить тем, что мы с вами пришли к единому мнению: теория антропогенеза, утверждающая единство и равенство происхождения современного человечества несовместима с расизмом, национализмом.
XX век ушел в прошлое и, хочется надеяться, что в прошлом останутся кровопролития на почве расовой и национальной неоднородности людей. Человечеству третьего тысячелетия, не взирая на разные расы и этносы, предстоит объединить усилия для спасения планеты от назревших экологических кризисов. А, значит, нужно учиться толерантности, т.е. терпимости и уважению друг к другу – это веление времени. “Дети разных народов, мы мечтою о мире живем” - эти строки звучат уже много десятилетий, а истина, заключенная в них, будет жить еще много столетий.
Спасибо всем участникам нашего ток-шоу. Мы надеемся, что вопросы, которые мы сегодня обсуждали, не оставили вас равнодушными, и вы будете говорить об этом в ваших семьях, с друзьями и близкими людьми. А мы желаем вам удачи, любви и понимания.
Литература
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов, М., Просвещение, 1995 г.
- Рувинский А.О. Общая биология, 10 – 11 кл., М., Просвещение, 1993 г.
- Энциклопедия для детей, т. 19. Экология, М., Аванта, 2001 г.