Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Элективный курс рассчитан на 30 часов. К нему разработан подробный тематический план (Приложение 1). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и ССУЗы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса:
- Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
- Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
- Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
- Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
- Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Устройство светового микроскопа;
- Положения клеточной теории;
- Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- Сходство и различие растительной и животной клеток;
- Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
- Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
- Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
- Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
- Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
- Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
- Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
- Работать со световым микроскопом и препаратами;
- Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
- Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- Определять тип ткани по фотографии;
- Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
- Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
- Работать с современной биологической и медицинской литературой;
- Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
- Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Содержание курса
Общее количество часов – 30
Часть I. Общая цитология (биология клетки) – 16 ч.
Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Лабораторная работа. Устройство микроскопа.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (2 ч)
Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток.
Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (3 ч).
- Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.
- Рибосомы. Синтез белка. Типы и структуры рибосом про - и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
Семинар.
Итоговая тестовая проверочная работа (1 ч).
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4 ч).
- Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.
- Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.
- Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Лабораторная работа. Митоз в клетках корней лука.
Тема 6. Эволюция клетки (1ч).
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.
Обобщающий семинар (2 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.
Часть II. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов – 14 ч.
Тема 7. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч).
Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Тема 8. Эпителиальные ткани (2 ч).
Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное.
Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 9. Мышечные ткани (2 ч).
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие).
Практическая работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 10. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (2 ч).
- Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
- Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД – чума XX века – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Тестовая проверочная работа.
Тема 11. Ткани нервной системы (2 ч).
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки.
Демонстрация учебного фильма “Типы тканей”.
Тема 12. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез (2 ч).
Понятие о зародышевых листках. Дифференциация клеток. Гистогенез и органогенез позвоночных животных.
Обобщающий семинар (1 ч). Ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию
Итоговая контрольная работа (1 ч).
Методические рекомендации
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками (Приложение 2).
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель.
Для практических и демонстрационных занятий необходимы:
1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий
и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей
(Приложение 2).
Межпредметные связи.
Неорганическая химия – строение вещества,
окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия – принципы организации
органических веществ, углеводы, жиры. Белки,
нуклеиновые кислоты.
Физика – свойства жидкостей, тепловые
явления, термодинамика.
Литература для учителя:
- Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.
- Заврзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.
- Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г.
- Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб: Лань, 1999.
- Ройт А. Иммунология – М.: Мир,2000.
- Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
- Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.: Мир, 1984.
- Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982.
- Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987.
- Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Мир, 1985.
- Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М.: Высшая школа, 1983.
- Лэмб М. Биология старения. – М.: Мир, 1980.
- Райцина С.С. Сперматогенез и структурные основы его регуляции. – М.: Наука, 1985.
Литература для учащихся:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.
- Дюв К. Путешествие в мир живой клетки.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.
- Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов.
- Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту.
- Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
- Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Наука, 1982.
- Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М.: Мир, 1987.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
- Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. – М.: Мир, 1986.