Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 8-м классе по теме: "Особо охраняемые природные территории Кемеровской области"

Разделы: Биология, География


Задачи:

  • дать определения понятий “заповедник”, “особо охраняемые природные территории”, “национальный парк”, “заказник”, “памятник природы”;
  • познакомить учащихся с деятельностью организации охраняемых природных территорий Кемеровской области;
  • развивать творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;
  • создать образ природоохраняемых территорий Кемеровской области;
  • формировать умения самостоятельной работы с различными информационными источниками;
  • воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование.

  • Физическая карта, карта Кемеровской области, атласы Кемеровской области.
  • Видеоматериал, аудиокассета, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
  • Словари, справочники.

План занятия

  1. Информационный ввод – 2 мин.
  2. Работа с картой – 10 мин.
  3. Взаимный тренаж – 7 мин.
  4. Обзор современных проблем биологии и экологии – 10 мин.
  5. Работа в парах сменного состава по методике А. Г. Ривина – 12 мин.
  6. Работа в группах– 15 мин.
  7. Выступление лидеров групп – 10 мин.
  8. Рефлексия по методике “Опрос мнений” – 12 мин.
  9. Домашнее задание – 2 мин.

На занятии применяются следующие организационные формы работы:

Ф – групповая организационная форма обучения (фронтальная работа),

П – парная организационная форма обучения,

К – коллективная организационная форма обучения (взаимодействие в парах сменного состава),

И – индивидуальная организационная форма обучения (самостоятельная работа).

Орг. форма

Ход занятия

Ф

1. Информационный ввод

Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычное занятие по биологии и географии.

(На доске план занятия).

Ф+И 2. Работа с картой

Карта – язык географии. Начнём мы своё занятие с путешествия по физической карте мира и по карте Кемеровской области.

(Ученик подходит к учителю и выбирает себе карточку, на которой написаны объекты номенклатуры по географии родного края и мира и показывает эти объекты на физической карте мира и на карте Кемеровской области. Одновременно два ученика работают за столом зачёта с учителем биологии).

П 3. Взаимный тренаж <Приложение 1>.

Во время взаимного тренажа выбираются две пары. Одна пара работает по методике взаимопроверки тестов <Приложение 2>, а вторая пара – по методике взаимодиктанта <Приложение 3>.

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

Ф

4. Обзор современных проблем биологии и экологии.

На доске записаны вопросы:

  • Надо ли охранять природу?
  • Зачем?
  • Каким образом?
  • От кого и для кого?

Учитель биологии рассказывает учащимся о глобальных экологических проблемах и о сохранении живых организмов посредством создания национальных парков, заповедников, заказников и проч.

Работа со словарём. Учащиеся находят в словаре толкование этих понятий.

Учитель географии рассказывает о природоохраняемых территориях и показывает их на карте Кемеровской области. Далее учащиеся работают с атласами.

– Мы с вами познакомимся с памятником природы Липовым островом. (Просмотр видеофильма).

– Мы посмотрели, как прекрасен наш край, как разнообразен мир растений и животных. А теперь с другими особо охраняемыми природными территориями нашего края вы познакомитесь, работая в парах сменного состава по методике А. Г. Ривина.

П 5. Работа в парах сменного состава по методике А. Г. Ривина <Приложение 4>.
К+И 6. Работа в группах.

У каждой группы конверт с заданиями, инструкциями и дидактическим материалом. В каждой группе учащиеся выбирают лидера, а также экскурсовода-эколога, ботаника, зоолога и эколога, для каждого из них на карточке указано особое задание <Приложение 5>. Лидер руководит работой группы, оценивает участников.

Ф+И 7. Выступление лидеров групп.

Лидер каждой группы выступает с результатом работы группы, пользуясь картой, записями в тетради, отвечает на поставленные вопросы.

 

 

 

 

П

 

Ф+И

8. Рефлексия по методике “Опрос мнений” <Приложение 6>.

– Сегодня мы много узнали об особо охраняемых территориях Кемеровской области и сейчас уже сможем ответить на вопросы, поставленные в начале урока. Постараемся это сделать, работая в парах сменного состава по методике “Опрос мнений”.

(Учащиеся работают в парах сменного состава, учитель следит за работой пар, помогает найти партнёра, разъясняет непонятное).

– А теперь попробуем ответить на поставленные вопросы.

(Учащиеся высказывают свои мнения).

Ф 9. Домашнее задание

– Вашим домашним заданием будут творческие работы по поводу создания Красной книги Кемеровской области.