Задачи:
- дать определения понятий “заповедник”, “особо охраняемые природные территории”, “национальный парк”, “заказник”, “памятник природы”;
- познакомить учащихся с деятельностью организации охраняемых природных территорий Кемеровской области;
- развивать творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;
- создать образ природоохраняемых территорий Кемеровской области;
- формировать умения самостоятельной работы с различными информационными источниками;
- воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование.
- Физическая карта, карта Кемеровской области, атласы Кемеровской области.
- Видеоматериал, аудиокассета, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
- Словари, справочники.
План занятия
На занятии применяются следующие организационные формы работы:
Ф – групповая организационная форма обучения (фронтальная работа),
П – парная организационная форма обучения,
К – коллективная организационная форма обучения (взаимодействие в парах сменного состава),
И – индивидуальная организационная форма обучения (самостоятельная работа).
Орг. форма | Ход занятия |
Ф | 1. Информационный ввод Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычное занятие по биологии и географии. (На доске план занятия). |
Ф+И | 2. Работа с картой Карта – язык географии. Начнём мы своё занятие с путешествия по физической карте мира и по карте Кемеровской области. (Ученик подходит к учителю и выбирает себе карточку, на которой написаны объекты номенклатуры по географии родного края и мира и показывает эти объекты на физической карте мира и на карте Кемеровской области. Одновременно два ученика работают за столом зачёта с учителем биологии). |
П | 3. Взаимный тренаж <Приложение 1>. Во время взаимного тренажа выбираются две пары. Одна пара работает по методике взаимопроверки тестов <Приложение 2>, а вторая пара – по методике взаимодиктанта <Приложение 3>. |
Ф
И Ф |
4. Обзор современных проблем
биологии и экологии. На доске записаны вопросы:
Учитель биологии рассказывает учащимся о глобальных экологических проблемах и о сохранении живых организмов посредством создания национальных парков, заповедников, заказников и проч. Работа со словарём. Учащиеся находят в словаре толкование этих понятий. Учитель географии рассказывает о природоохраняемых территориях и показывает их на карте Кемеровской области. Далее учащиеся работают с атласами. – Мы с вами познакомимся с памятником природы Липовым островом. (Просмотр видеофильма). – Мы посмотрели, как прекрасен наш край, как разнообразен мир растений и животных. А теперь с другими особо охраняемыми природными территориями нашего края вы познакомитесь, работая в парах сменного состава по методике А. Г. Ривина. |
П | 5. Работа в парах сменного состава по методике А. Г. Ривина <Приложение 4>. |
К+И | 6. Работа в группах. У каждой группы конверт с заданиями, инструкциями и дидактическим материалом. В каждой группе учащиеся выбирают лидера, а также экскурсовода-эколога, ботаника, зоолога и эколога, для каждого из них на карточке указано особое задание <Приложение 5>. Лидер руководит работой группы, оценивает участников. |
Ф+И | 7. Выступление лидеров групп. Лидер каждой группы выступает с результатом работы группы, пользуясь картой, записями в тетради, отвечает на поставленные вопросы. |
П
Ф+И |
8. Рефлексия по методике “Опрос
мнений” <Приложение 6>. – Сегодня мы много узнали об особо охраняемых территориях Кемеровской области и сейчас уже сможем ответить на вопросы, поставленные в начале урока. Постараемся это сделать, работая в парах сменного состава по методике “Опрос мнений”. (Учащиеся работают в парах сменного состава, учитель следит за работой пар, помогает найти партнёра, разъясняет непонятное). – А теперь попробуем ответить на поставленные вопросы. (Учащиеся высказывают свои мнения). |
Ф | 9. Домашнее задание – Вашим домашним заданием будут творческие работы по поводу создания Красной книги Кемеровской области. |