Примерная учебная программа курса "Экология жилища человека"

Разделы: Биология


Пояснительная записка.

Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю.
Программа элективного курса “Экология жилища человека” предназначена для учащихся 9 классов.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, экологии, химии.
Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам: биологии, экологии, химии – выявления и развития исследовательских способностей, подготовку учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Ведущие формы занятий – интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым темам.

Цель курса.

  • Развитие способностей учащихся анализировать ситуации, связанные с охраной здоровья человека.
  • Создание условий для формирования и развития у учащихся:
    • интереса к изучению предмета;
    • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
    • творческих способностей, умения работать в группе, вести за собой, отстаивать свою точку зрения.

Для реализации данных целей необходимо решение следующих задач:

  • Сформировать мотивацию учения школьников при изучении данной темы.
  • Научить поиску оригинальных решений, самостоятельному выполнению творческих работ; научить согласовывать и координировать деятельность при совместной работе.
  • Сформировать у учащихся способность к выбору профиля.

Прогнозируемый результат.

В процессе обучения учащиеся должны обрести следующие конкретные умения:

  • наблюдать и изучать явления;
  • описывать результаты наблюдений;
  • выдвигать гипотезы;
  • выполнять измерения;
  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты экспериментов в дискуссиях.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • Цикл познания в естественных науках: факты, гипотезы, эксперимент, следствие.
  • Роль эксперимента в познании.
  • Соотношение теории и эксперимента в познании.
  • Правила пользования измерительными приборами.

Содержание программы.

  1. Введение (2часа).
    • Квартира как экосистема. Всегда ли дом – крепость?
  2. Санитарно-гигиеническая оценка жилища (16 часов).
    • Составляющие домашнего уюта: солнце, воздух, вода, санитарно – гигиенические условия.
    • Невидимые опасности (твоё рабочее место)
    • Твоя классная комната (комплексная оценка санитарно – гигиенического состояния классной комнаты).
      • Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты.
      • Оценка внутренней отделки помещения.
      • Определение эффективности вентиляции.
      • Изучение естественной освещённости класса.
  3. Оценка экологического состояния воздушной среды (4 часа).
    • Оценка содержания в воздухе углекислого газа.
    • Оценка запылённости воздуха.
  4. Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия (5 часов).
    • Экологически опасные факторы. Способы улучшения экологической обстановки в вашем доме.

Практические работы.

  • Изучение размеров рабочего стола и стула.
  • Исследование освещённости рабочего места методом люксметрии.
  • Расчёт горизонтальной искусственной освещённости методом ватт (для ламп накаливания).
  • Действие шума на организм человека.
  • Определение относительной запылённости воздуха.
  • Загрязнённость воздуха микроорганизмами и вредными газами.

Творческое задание (9 часов): проект идеального жилища (отдельной квартиры, дома), в котором были бы созданы экологически благоприятные условия для жизни.

Условия.

Проект должен быть реален, по возможности экономичен.

Использованная литература:

  1. С.В. Алексеев, Н.В. Груздёва, А.Г. Муравьёв, Э.В. Грушина. Практикум по экологии. М.МДС, 1996 г.
  2. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровья человека. Уфа: Слова, 1995 г.
  3. Ким А.М. Химическая экология человека Новосибирск, 1997 г.
  4. Химия в школе, 2000 г, № 2, 3, 8.
  5. Энциклопедия для детей. Экология. Рекомендовано департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва, Аванта, 2000 г.