Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю.
Программа элективного курса “Экология жилища
человека” предназначена для учащихся 9 классов.
Курс опирается на знания и умения, полученные
учащимися при изучении биологии, экологии, химии.
Программа предусматривает формирование у
учащихся устойчивого интереса к предметам:
биологии, экологии, химии – выявления и развития
исследовательских способностей, подготовку
учащихся к осознанному и ответственному выбору
жизненного и профессионального пути.
Ведущие формы занятий – интерактивные занятия,
применение компьютерных технологий, семинары,
лабораторные и практические работы. Возможно
возникновение дискуссий, где будут обсуждены
различные точки зрения по изучаемым темам.
Цель курса.
- Развитие способностей учащихся анализировать ситуации, связанные с охраной здоровья человека.
- Создание условий для формирования и развития у
учащихся:
- интереса к изучению предмета;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести за собой, отстаивать свою точку зрения.
Для реализации данных целей необходимо решение следующих задач:
- Сформировать мотивацию учения школьников при изучении данной темы.
- Научить поиску оригинальных решений, самостоятельному выполнению творческих работ; научить согласовывать и координировать деятельность при совместной работе.
- Сформировать у учащихся способность к выбору профиля.
Прогнозируемый результат.
В процессе обучения учащиеся должны обрести следующие конкретные умения:
- наблюдать и изучать явления;
- описывать результаты наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- выполнять измерения;
- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
- делать выводы;
- обсуждать результаты экспериментов в дискуссиях.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- Цикл познания в естественных науках: факты, гипотезы, эксперимент, следствие.
- Роль эксперимента в познании.
- Соотношение теории и эксперимента в познании.
- Правила пользования измерительными приборами.
Содержание программы.
- Введение (2часа).
- Квартира как экосистема. Всегда ли дом – крепость?
- Санитарно-гигиеническая оценка жилища (16
часов).
- Составляющие домашнего уюта: солнце, воздух, вода, санитарно – гигиенические условия.
- Невидимые опасности (твоё рабочее место)
- Твоя классная комната (комплексная оценка
санитарно – гигиенического состояния классной
комнаты).
- Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты.
- Оценка внутренней отделки помещения.
- Определение эффективности вентиляции.
- Изучение естественной освещённости класса.
- Оценка экологического состояния воздушной
среды (4 часа).
- Оценка содержания в воздухе углекислого газа.
- Оценка запылённости воздуха.
- Выявление экологически опасных веществ и
факторов воздействия (5 часов).
- Экологически опасные факторы. Способы улучшения экологической обстановки в вашем доме.
Практические работы.
- Изучение размеров рабочего стола и стула.
- Исследование освещённости рабочего места методом люксметрии.
- Расчёт горизонтальной искусственной освещённости методом ватт (для ламп накаливания).
- Действие шума на организм человека.
- Определение относительной запылённости воздуха.
- Загрязнённость воздуха микроорганизмами и вредными газами.
Творческое задание (9 часов): проект идеального жилища (отдельной квартиры, дома), в котором были бы созданы экологически благоприятные условия для жизни.
Условия.
Проект должен быть реален, по возможности экономичен.
Использованная литература:
- С.В. Алексеев, Н.В. Груздёва, А.Г. Муравьёв, Э.В. Грушина. Практикум по экологии. М.МДС, 1996 г.
- Дубов Д.П. Экология жилища и здоровья человека. Уфа: Слова, 1995 г.
- Ким А.М. Химическая экология человека Новосибирск, 1997 г.
- Химия в школе, 2000 г, № 2, 3, 8.
- Энциклопедия для детей. Экология. Рекомендовано департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва, Аванта, 2000 г.