Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.
Оформление: пословицы на бумажных листах :
“Умный товарищ - половина дороги”
“Умные речи приятно и слушать”
“Думай дважды, говори раз”
“Думают думу без шуму”.
Оборудование: волчок со стрелкой; табло; настольные игры для обозначения игровой минутки; часы; гонг; конверты с заданиями; стол, стулья; задания для болельщиков.
Содержание игры:
- Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на телевидении;
- Из зрителей выбрать 8 человек.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:
1.
Начало - нота, потом оленя украшение,
А вместе - место оживленного движения. (До + рога = дорога)
2.
Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке.
Но если “д” на “б” ты сменишь,
Во мне утонешь, как в реке. (Долото - болото )
3.
Я по России протекаю,
Я всем известна, но когда
Ко мне прибавишь букву с краю,
Свое значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда. (И + Волга = иволга )
4.
Два слога первые - цветок,
Татарский царь - мой третий слог,
А “ь” поставь в конец
Коль отгадаешь - молодец! (Астра + хан = Астрахань)
5.
На берегу морском я круглый год валяюсь,
Отнимешь “ь”, и вверх я устремляюсь. (Галька - галка)
6.
Какие птицы выводят птенцов зимой ? (Клесты)
7.
Какие птицы не садятся ни на воду, ни на землю ? (Стрижи, ласточки)
8.
С буквой “к” живу в лесу,
С буквой “ч” овец пасу. (Кабан - чабан)
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ
Игроки садятся за стол. Выбирается капитан, проходит представление игроков зрителям.
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ
На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними - 3 игровых паузы (в роли игровых пауз могут выступать различные головоломки)
Знатоки заводят волчок. Время обсуждения - 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗНАТОКОВ
1. Учеными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в ее околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной. Как объяснить такое поведение ежа?
ОТВЕТ: Слюна этих видов жаб, на которых охотятся ежи, ядовита. Смачивая свои иголки ядовитой жидкостью, ежи создают себе дополнительную защиту от своих врагов.
2. Плодовитость трехиглой колюшки, по сравнению с другими рыбами, очень мала - от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?
ОТВЕТ: У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц у нее невелика.
3. Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз - 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение удавов?
ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны и малоподвижны в прохладную. Этим объясняется спокойное поведение удавов.
4. Некоторые морские птицы, например, фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не удаляются от берега на большие расстояния. Сильный дождь, застигший фрегата вдали от берега, представляет для него смертельную опасность. Почему?
ОТВЕТ: Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитости копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Намокание крыльев ведет к резкому увеличению массы тела, что может привести к гибели. Рыбу они хватают слету, на воду практически не садятся.
5. На теле медузы сарсии из Баренцева моря встречаются небольшие медузки кунины. У кунин есть длинный хоботок и отсутствует колокол, обычный для других медуз. Многочисленными щупальцами кунины держатся за сарсию. Чем объяснить необычный внешний вид кунин?
ОТВЕТ: Колокол медузе необходим для движения в воде: ритмичные сокращения колокола вызывают выталкивание из него воды (реактивный способ движения). Кунины же передвигаются на сарсие, поэтому колокол как средство передвижения у них редуцировался.
6. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника - крупная морская звезда, которая больше всех поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?
ОТВЕТ: Мидии, численность которых не сдерживалась хищниками, вытеснили другие виды сидячих животных как более сильные конкуренты.
7. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?
ОТВЕТ: Вещества, попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были и есть в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.
8. У некоторых водных позвоночных, например у акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелеты только костные. Как это объяснить с экологической точки зрения ?
ОТВЕТ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде нужен более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.
9. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое - фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.
ОТВЕТ: Ягуар, или пума.
10. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у низ были одинаковые, но вот посуда - разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров?
ОТВЕТ: Серебро.
11.Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля “Восток-2”. Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса?
ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью - улавливает 7-12 % солнечного света, вместо 1-2% цветковых.
ИГРОВАЯ ПАУЗА № 1
Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
- Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).
- Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
- На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
- Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
- Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
- Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
- Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).
- Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).
- При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить - умей вертеться).
- Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения
кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).
ИГРОВАЯ ПАУЗА № 2 “ САМЫЙ…САМЫЙ…”
- Самое упрямое домашнее животное. (Осел).
- Самое распространенное в России дерево. (Лиственница).
- Самая большая змея. (Удав анаконда - 11м, 200кг)
- Самая большая сухопутная ящерица. (Варан).
- Неморская птица с самым большим размахом крыльев. (Кондор, 2,8 - 3м).
- Самая крупная обезьяна.(Горилла).
- Самая крупная ягода . (Тыква).
- Кто является самым верным другом человека среди животных? (Собака).
- Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. (Ползание).
- Назовите самую большую рыбу. (Гигантская или китовая акула).
- Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110км1ч).
- Самый хитрый зверь в русских народных сказках. (Лиса).
- Животное с самыми большими ушами. (Слон).
- Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. (Амеба).
- Назовите самый популярный в Голландии цветок. ( Тюльпан).
- Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. (Крокодил).
- Самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит).
- Птица - обладатель самого большого в мире клюва. (Пеликан).
- Самая высокая трава. (Бамбук, 30 - 40м).
- Самая ядовитая змея. (Кобра).
ИГРОВАЯ ПАУЗА № 3 “ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ”
- На греческий - “учение о жилище” (экология).
- На латинский - “восстановление” (регенерация).
- На латинский - “окраска” (пигмент).
- На латинский - “помесь” (гибрид).
- На латинский - “народ, население” (популяция).
- На греческий - “совместная жизнь” (симбиоз).
- На греческий - “учение о животных” (зоология).
- На греческий - “сам питаюсь” (автотроф).
- На греческий - “слово (учение) о жизни” (биология).
- На латинский - “уничтожение, народ” (депопуляция).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
Подсчитывается результат, все участники награждаются небольшими сувенирами.