Курс “Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс” Т.С. Суховой и В.И. Строганова является пропедевтическим в изучении биологических дисциплин. Его роль дать обобщенное представление о жизни на Земле, начать формирование основных биологических понятий, развитие которых будет продолжаться в курсе биологии.
Тема “Как размножаются живые организмы” имеет большое методическое значение, так как при изучении растений, животных и человека, конкретизируются понятия "типы размножения", "раздельнополые и обоеполые особи (гермафродиты)", "формирование половых клеток - гамет и их особенности". Поэтому важно чтобы учащиеся освоили общие закономерности процесса размножения у разных живых организмов, условия появления зародыша нового организма и условия его развития.
Однообразное использование учебников, таблиц, схем вызывает ослабление интереса к “не главному” предмету. Поэтому, в связи с компьютеризацией школ, целесообразно использование информационных технологий на уроках. Таким образом, дети понимают, что компьютер нужен не только для игры, но и для обучения. Пока в нашей школе один компьютерный класс, поэтому возможности его использования для других предметов эпизодические и чаще всего проводятся в демонстрационном режиме (обучение информатике начинается с 8 класса).
Урок оформлен в виде презентации, которая проецируется через мультимедийный проектор на экран. Всю навигацию по презентации осуществляет учитель. Анимационные эффекты презентации помогают детям проникнуться атмосферой игры, во время которой учитываются и индивидуальные знания учащегося и умение работать в команде..
Подготовительный этап урока: учащиеся дома готовят несколько вопросов по изученной теме. От учителя требуются четкие инструкции и консультации. Класс делится на 4 группы по 6 - 7 человек. Выбирается 1 - 2 ученика для помощи учителю на уроке в качестве жюри.
Тема: | Как размножаются живые организмы |
Задачи: Образовательные:
Воспитательные: Развивающие: |
Обобщить знания полученные
детьми при изучении темы, обращая особое
внимание на главные понятия и основные
закономерности живой природы. Формирование естественнонаучной картины мира. Развивать умение работать в группе (умение выслушать товарища, оценить полноту ответа, доказывать правильность своей точки зрения) |
Оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор, разноцветные звездочки индивидуальных оценок, песочные часы (1 мин), 4 флажка, 4 степлера, 4 конверта с заданиями, |
Тип урока и форма проведения: | Обобщающий урок-игра с использованием информационных технологий. (45 мин) |
Ход урока:
Через проектор на экран проектируется первый слайд презентации
Рисунок 1
Ребята, сегодня наш урок необычен. Мы проведем игру, в процессе которой повторим и запомним основные моменты темы “Как размножаются живые организмы”. У каждой команды есть флажок, которым вы будете сигнализировать свою готовность к ответу. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, но команда может получить баллы за дополнения или общие вопросы. Баллы мы будем записывать на доске. Общие вопросы и дополнения оцениваются индивидуально - звездочками.
Первоначально на слайде высвечивается только эпиграф: "Живое возникает из живого".
Ребята, давайте обратим внимание на эпиграф нашего урока. Для нас это правило не требующее доказательств. Но всегда ли так было?
После ответа по щелчку высвечивается картинка и фамилия ученого на слайде.
Рисунок 2
1 общий вопрос: Кто из ученых и как впервые доказал это правило?
Отвечает тот, кто первым поднимет флажок отвечающий получает звездочку, а команда 1 балл.
Ответ: итальянский врач Фраческо Реди в 17 в. провел опыт. В 2 банки он положил по куску мяса. Одну банку закрыл марлей, а другую оставил открытой. Через некоторое время в незакрытой банке появились белые личинки мух, а в закрытой нет, т.к. доступ мух в банку был невозможен.
Каждая команда получает конверт, в котором лежат несколько основных понятий и определения к ним (причем последних больше). За 1 мин. нужно установить соответствия и скрепить листочки степлером.
После сдачи конвертов жюри и ребята делают проверку по слайду.
За каждое правильное решение 1 балл (итого максимально 4 балла).
Конкурс “Путаница”
1 конверт. Понятия: лупа, яйцеклетка, половое размножение.
2 конверт. Понятия: микроскоп, гермафродиты, оплодотворение.
3 конверт. Понятия: обоеполые цветки, семя, гаметы.
4 конверт. Понятия: бесполое размножение, разнополые цветки, сперматозоиды или спермии.
Определения вкладываются в каждый конверт:
- Самый простой увеличительный прибор.
- Сложный увеличительный прибор состоящий из системы линз.
- Клетки необходимые для полового размножения.
- Размножение при помощи половых клеток.
- Размножение при помощи клеток тела.
- Женские половые клетки.
- Мужские половые клетки.
- Организмы, у которых имеются и мужские и женские половые клетки.
- Слияние мужской и женской половых клеток.
- Орган размножения растений.
- Цветки, у которых есть и пестики и тычинки.
- Цветки, у которых есть или пестики или тычинки.
Рисунок 3
Первоначально на слайде появляется только вопрос, а после ответа учащихся в качестве проверки по щелчку появляется ответ
2 общий вопрос: Назовите основные свойства живых организмов.
Рисунок 4
Ответ: Все живые организмы состоят из клеток, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются.
Конкурс “Иероглифы”
На экране проецируется слайд с названием конкурса. Команды по очереди выбирают номер, и по гиперссылке открывается требуемый слайд. За 30 секунд ребята должны наиболее подробно охарактеризовать каждую схему. За каждый правильный ответ 1 балл (максимально за конкурс 4 балла). В случае затруднения вопрос разыгрывается как общий. (В зависимости от времени конкурс можно сократить.)
Рисунок 5
Конкурс “Загадки природы”
Из составленных заранее детьми вопросов отбираются самые интересные. Под каждой анимационной картинкой скрыты вопросы. При щелчке по гиперссылке происходит переход на нужный слайд. Команда за 1 минуту должна составить наиболее подробный ответ на вопрос. Другие команды тоже готовят ответ, в случае если вопрос будет передан на общее обсуждение.
Рисунок 22
Рисунок 23
Рисунок 24
Рисунок 25
Рисунок 26
Заключение: Подведение командных и индивидуальных итогов.
Ребята, мы повторили и запомнили все основные понятия темы “Как развиваются живые организмы”, общие закономерности развития жизни на Земле. Все эти знания пригодятся вам при дальнейшем изучении биологии растений, животных и человека.