Русский язык
-
"Чудодейственная сила глагола" (лингвистическое путешествие в 6-м классе) 2013
Урок в форме лингвистического путешествия помогает раскрыть роль глаголов в речи и художественном тексте, обогащает словарный запас учащихся, обобщает знания о глаголе, воспитывает интерес к изучению русского языка.
-
"Шаг за шагом к успеху". Урок — закрепление темы "Синтаксис" (подготовка к ЕГЭ) в 8-м классе 2009
Современный урок невозможно провести посредством мела и доски, поэтому важным составляющим успешной подготовки к ЕГЭ является использование компьютерной технологии. Разработанный автором урок иллюстрирует применение мультимедийного проектора, компьютера в подготовке к ЕГЭ как один из эффективных способов достижения результативности.
-
"Экология языка – экология нравственности" 2010
На уроке автора идет повторение, закрепление и систематизация знаний о качествах хорошей речи. Практическое применение полученных знаний и творческого осмысления сведений по теме "Качества хорошей речи".
-
«Школьные мучения маленьких гениев». Классный час для учащихся 5-го класса 2010
Для большинства одаренных людей путь к признанию тернист, многие не находят в себе сил пройти его до конца. Первый и самый трудный барьер - школа с ее рутиной, натужной дисциплиной, амбициями учителей и законами школярского сообщества.
-
Школа рекламиста. Урок риторики в 11-м классе 2011
В ходе урока осуществляется освоение способа создания рекламы книги и применения полученных знаний при самостоятельном составлении рекламы одного из произведений А.С. Пушкина.
-
Школьная газета – одна из форм творческой деятельности 2008
Чтобы пробудить у ребёнка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика "на путь поиска и находок" (Т.В. Напольнова), часто повторяя при этом китайскую мудрость: "Я слушаю - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю". Всё это очень важно в настоящее время, когда образование понимается не только как сумма знаний, объём некоторой информации, получаемые и запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу.
-
Школьная газета как способ развития творческих способностей и информационно-коммуникативной компетентности учащихся 2014
Школьная газета "Прожектор" освещает учебный процесс школы, описывает события, мероприятия. Ребята, познакомившись с информационными технологиями, отрабатывают их при выпуске номеров газеты.
-
Школьная олимпиада по русскому языку для 8-го класса 2007
Данная работа представляет собой школьную олимпиаду по русскому языку для 8-го класса, как этап подготовки учащихся к окружному туру, проводимый в декабре. Олимпиада в одном из вариантов содержит вопросы по следующим разделам русского языка: "Лексика, фразеология", "Ударение", "Употребление языковых средств выразительности".
-
Школьные правила и языковая действительность 2007
Послереволюционный период работы ученых Казанской лингвистической школы отмечен целым рядом методических разработок, которые следуют за Василием Алексеевичем Богородицким и развивают его положения, оформленные в трудах: "Ученические ошибки на уроках русской диктовки в татарской школе", "О преподавании русской грамматики в татарской школе". В.А. Богородицкий занимался анализом ученических ошибок, исследовал школьные правила грамматики и анализировал, почему ученики совершают те или иные ошибки, что препятствует усвоению ими школьных правил. Сегодня в школе есть такие моменты, когда изучение правила не дает полных обоснованных ответов, приводя тем самым в тупиковую ситуацию учителей и учащихся.
-
Школьные частушки о здоровом образе жизни 2022
Автор собрал школьные частушки о ЗОЖ.
-
Школьный курс "Культура речи" 2010
Авторский курс направлен на повышение речевой культуры учащихся, то есть на освоение языка на уровне правильности и овладение качествами хорошей речи. В статье описывается программа курса в целом, рассказывается о специфике уроков культуры речи, приводятся примеры различных тренировочных и творческих заданий.
-
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 5–6-е классы 2019
Каждому ребёнку, заинтересованному каким-либо предметом, необходимы индивидуальные задания. Именно этому способствуют олимпиадные задачи. Кроме того, задания предполагают работу с дополнительной литературой.
-
Эйдос-конспект на уроках русского языка и литературы 2014
Использование эйдос-конспекта оправдано на уроках при изучении основных изобразительно-выразительных средств языка, функционально-смысловых типов речи, так как активизирует воображение, обучает образной речи, требует осмысления художественной роли изобразительно-выразительных средств языка.
-
Экзаменационная работа по русскому языку в 5-м классе 2010
Преподавание русского языка в нашем лицее ведется на основе программы В.В. Бабайцевой, и тесты составлены в соответствии с программой 5-го класса. Считаю, что такая форма проверки знаний – хорошая тренировка для учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену.
-
Экзаменационное изложение: проблемы и возможные решения 2008
Статья знакомит с некоторыми практическими подходами к обучению учащихся написанию изложения.
-
Экология природы — экология языка — экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы) 2005
Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.
-
Экология слова 2007
С конца 70-ых годов в журнальной и газетной публицистике все чаще поднимается проблема экологии культуры. Сейчас актуальным стал термин языковая экология. Подобно биосфере, каждого из нас по отдельности и весь этнос в целом окружает атмосфера родного языка и родной культурной среды - то, что Д.С. Лихачёв назвал концептосферой русского языка. История языка - история народа. Находясь в определённом языковом доме, человек как бы дышит воздухом родной речи, которая вместе с культурным подтекстом формирует его интеллектуально-духовный генотип. Какой может сформироваться духовный генотип, если так часто мы слышим бранные и грубые слова? Именно они сейчас почти заполонили наш языковой дом.
-
Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку 2008
В статье поднимаются проблемы экономического образования студентов средствами гуманитарных дисциплин, раскрывается связь наук при проведении факультативных занятий и организации самостоятельной и внеклассной работы студентов по литературе и русскому языку, отражается учебный план факультативного курса "Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку". Работа адресована преподавателям русского языка и литературы средних специальных учебных заведений, может оказать помощь преподавателям экономических дисциплин.
-
Экскурсии по родному городу как метод патриотического воспитания на уроках русского языка. Урок: "Что такое текст?" 5-й класс 2020
В ходе таких уроков, как городская экскурсия, можно легко "увидеть", как от простых форм работы перейти к сложным, так как именно это является важным условием эффективного использования краеведческого материала на уроках русского языка.
-
Экскурсия по столице Республики Коми "В стране Фонетика и Лексика" 2011
Урок развития речи посвящен 90-летию Республики Коми. В ходе урока планируется проверить сформированность умений и навыков учащихся по теме "Фонетика" и "Лексика". Задача учителя – развить устную и письменную речь учащихся; расширить их познания о культурных центрах города Сыктывкар; привить любовь и интерес к родному городу.
-
Экспедиция – лучший способ изучения языка родного края 2015
Экспедиция – лучший способ изучения языка родного края. В школьных экспедициях быстрей формируется мировоззрение учеников, усиливается их познавательная активность. Кроме того, экспедиции – идеальная форма приобретения навыков по добыванию знаний и получению новых знаний с приобретенными на практике навыками. В статье описана школьная экспедиция в деревню Аббакумово Гусь-Хрустального района Владимирской области.
-
Экспедиция в Астрахляндию. Организация работы естественно-научных экспериментальных мастерских 2008
Экологическая экспедиция — это знакомство с растительным миром, живыми организмами, законами жизни и взаимосвязями в природе, но не взглядом "эксплуататора и насильника" этих чудес, а взглядом, способным увидеть и понять красоту мира и научную премудрость За 10 дней участники экспедиции последовательно бывают на всех природных объектах и работают во всех мастерских. Но наша главная задача — не изучение природы заказников, а знакомство ребят с методиками естественнонаучных и экологических исследований на примере уникального природного материала.
-
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в прозаическом тексте 2011
Урок предлагается для учащихся 8-го класса, изучающих однородные члены предложения. Тема урока раскрыта на примере текста В.Астафьева о Домском соборе. В связи с тем, что сдача ГИА требует хороших знаний у учащихся об изобразительно-выразительных средствах, фигурах речи, фонетических средствах выразительности, в ткань урока включены такие понятия, как «анафора», «инверсия», «контекстуальные синонимы», «звукопись», «ассонанс», «аллитерация».
-
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами предложений 2007
Погрузившись в язык замечательной повести Мустая Карима "Помилование", пронаблюдаем, как "работают" предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании портрета, и в характеристике действия, и в передаче душевных переживаний героев.
-
Экспрессивные возможности односоставных предложений в произведениях писателей и поэтов Заполярья 2009
Использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс усвоения знаний более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает поднять интерес учащихся к учебе, сделать занятия увлекательными и плодотворными, развивать творческие способности школьников.
-
Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой 2007
М.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.
-
Элективное занятие по русскому языку "О скверном и святом…" 2012
На уроке исследуется вопрос о том, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке).
-
Элективные курсы в 10-м классе "Деловое письмо" (авторская программа) 2009
Цели программы: создание словарного запаса, определенного на основе языкового содержания минимума русской деловой речи; привитие навыков различения стилей речи, углубление круга знаний об официально-деловом стиле, о сферах употребления конкретных жанров деловой речи; формировать навыки сравнения и сопоставления деловых бумаг на русском и татарском языках.
-
Элективный (дистанционный) курс "Основы топонимики" 2010
Учебный курс для учащихся 8–9-х классов. "Топонимика – это язык Земли". Откуда появился остров Буян в сказке А.С. Пушкина? Почему Чистые Пруды получили такое название? К чему призывает уральская гора Юрма? Ответы на эти и другие не менее интригующие вопросы вы получите, если изучите данный курс.
-
Элективный курс "Грамотеи" (русский язык) 2009
Учебный курс имеет практическую направленность, так как предназначен для развития навыков правописания. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, помогут повысить орфографическую грамотность учащихся. При этом решается следующая задача – обобщить в игровой занимательной форме знания по отдельным вопросам орфографии.