Предлагаемый элективный курс ориентирован на учащихся старших классов и может быть включён либо в образовательный блок ″Курсы по выбору″, либо в систему факультативных занятий. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладает определённой содержательной автономностью и не требует тесной связи с программой какого-либо класса.
Основная цель курса - р асширение и углубление знания по русскому языку, изучение трудных вопросов орфографии, развитие языкового чутья, орфографической зоркости, воспитание интереса к русскому языку. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, так как предназначен для развития навыков правописания. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, помогут повысить орфографическую грамотность учащихся. При этом решаются следующие задача - обобщить в игровой занимательной форме знания по отдельным вопросам орфографии.
В курсе изучаются следующие темы: Корень слова и трудные случаи правописания корней, приставки пре- и при-, гласные после шипящих и Ц, правописание числительных, личные окончания глагола, трудные случаи правописания суффиксов (-н- и –нн- во всех частях речи), слитное, раздельное, дефисное написание.
Курс рассчитан на 8 часов. Формы его проведения различны: КВН, грамматическая сказка, путешествие, кроссворд, загадки, орфодомино, орфолото, граммконструктор, театрализованная игра.
ПЛАН РАБОТЫ
№ | Тема занятий | Виды работ |
1 | Тайны русского языка. | Беседа учителя. Лингвистический КВН |
2 | Корень слова и трудные случаи правописания корней | Грамматическая сказка, игры, орфодомино, орфолото, орфокроссворд, таблица |
3 | Беседы о приставках пре- и при- | Грамматическая сказка, театрализованная игра, орфолото, упражнения с занимательными элементами, орфокроссворд, телеграмма |
4 | Гласные после шипящих и Ц | Грамматическая сказка, игры, кроссворды, загадки, таблица, алгоритм, карточки, загадки |
5 | Правописание числительных | Грамматическая сказка, лабораторная работа, химические опыты, задачи, кроссворд |
6 | Глагол | Игра-путешествие, кроссворд, таблица, алгоритм |
7 | Трудные случаи правописания суффиксов ( -н- и –нн- во всех частях речи). | грамматическая сказка, игры, граммконструктор, орфопасьянс, таблица |
8 | Слитно, раздельно или через дефис? | Грамматическая сказка, игра-путешествие, загадки, кроссворд, таблица |
ЭПИГРАФ: ″Грамоте учиться – всегда пригодится″. (Пословица)
Заседание №1
Тайны русского языка .
Цели и задачи:
- Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к родному слову.
- Способствовать повышению познавательной активности учащихся .
- Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
- ″ Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…″ (Н. В. Гоголь)
- ″ С русским языком можно творить чудеса.″ (К. Г. Паустовский)
- ″ Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.″ (К. Г. Паустовский)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
- Язык голову кормит.
- Язык до Киева доведёт.
- Без языка и колокол мёртв.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
- Сперва аз да буки, а потом другие науки.
Ход занятия
I . Вступительное слово
Родной язык
Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил…
Валерий Брюсов
Огромна страна Русского языка , широки его просторы. Много тайн скрыто в его неизведанных глубинах. Он поражает людей простотой и величием, покоряет нежностью и лёгкостью, завораживает плавностью и музыкальностью.
″…Дивной вязью русский народ плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи именами и воспел все, что видел и о чем думал, и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.″- писал А. Н. Толстой
А Иван Сергеевич Тургенев написал: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!”
II . Попробуем разгадать наш загадочный русский язык и проведём лингвистический КВН (Класс делится на две команды)
Вот книга. Откройте:
Вам станет известно,
Что русский язык
Изучать интересно.
- Конкурс загадок ″Угадай-ка″
- Сели на страничку
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят (азбука)
- Острый – дарование, длинный – наказание (язык)
- Какая водица только для грамотных годится? (чернила)
- Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё …… (алфавит)
- ″Поговорим по - русски″
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
(С. Данилов)
1. Конкурс ″Научные вопросы″ (Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ)
- Какая наука превращает одни вещества в другие? (химия)
- Назовите съедобные камни (каменная соль)
- Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (змеи)
- Сколько букв в русском алфавите (33)
- Почему говорят ″шут гороховый″? (потому что в погремушке у шута был высушенный горох)
- Каково происхождение прозвища персонажа народных сказок Бабы- Яги? (Слово Яга произошло от древнего глагола ягать, синонима современных глаголов кричать, ругаться)
- Мы часто говорим ″безбрежное море″. А существует ли в действительности море, у которого нет берегов? (Саргассово море, расположенное в Атлантическом океане. Оно почти сплошь сплошь покрыто зарослями водорослей и его берегами являются воды океана)
- Назовите реки, от названий которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы (Онега – Онегин, Лена – Ленский, Печора – Печорин)
- Какую туфельку потеряла Золушка – правую или левую? ( Во времена Шарля Перро ботинки просто ″обтачивали″, подгоняя по ноге. Туфельки на правую и левую ногу были одинаковыми)
2. Конкурс ″По дорогам и тропам языка″
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… И все они изучаются в разделе языка, который называется ФОНЕТИКА.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. И в этом вы убедитесь сами, попробовав разобраться в следующем задании.
- Предлог О употребляется в двух вариантах: Ои ОБ. Если слово начинается с согласного, то пишется О(ошколе), а если с гласного – то ОБ(обуроке). Правильно ли говорят и пишут: оёлке, о яблоке, оюбилее, оЕгоре и т. п.?
(Да, потому что эти слова начинаются с согласных звуков йо, йа, йу, йэ, а Й– звук согласный)
- Что вы знаете о букве А? Каким понятиям соответствует значение буквы «А» в астрономии, химии, механике, электротехнике?
(Ответ: в астрономии – астрономический азимут, в химии – атомный вес, в механике - работу, в электротехнике – энергию)
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным – и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Подумай, как правильно сказать:
1. Хочем учиться – хотим учиться
Нагинаться – нагибаться
Ляжу – лягу
Две девочки - двое девочек
Туфель – туфля
2. Пара чулок– пара чулков
Пара носок – пара носков
Килограмм апельсинов – килограмм апельсин
Поздравляю с Первым мая – поздравляю с Первым маем
Подписать договора – подписать договоры
Сценка
Открывается занавес. Комната. У стола сидит мальчик.
- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приёма пи′щи».
Начинает пищать. Вбегает мама:
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
А я лекарство принял. А здесь написано: «После приёма пищи′».
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
Чтобы вам не попасть впросак, прочитайте слова, соблюдая правильное ударение:
1. Баловать, валовой, вахтер, добыча, договор, задолго, закупорить, заржаветь, зубчатый, индустрия, инструмент, искра, каталог, каучук, квартал.
2. Красивее, мастерски, мельком, металлургия, наголо, намерение, некролог, обеспечение, облегчить, осведомить, перчить, премировать, приданое, принудить, санитария.
3. Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. Их всего 10: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.
Посмотрите, что получается, если вы пренебрежительно относитесь к знакам препинания. Будьте внимательны при чтении и укажите ошибки в расстановке знаков препинания:
- Пальцев у него было двадцать пять:на каждой руке десять,на ногах всего двадцать.
- В колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
- Рябчики говорят: ″Охотники любят дремать на деревьях″.
Когда солнце село с блеянием и ржанием, прошло стадо.
- Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
- Ученики посадили в саду фруктовые деревья: смородину, малину, викторию.
Ответ:
- Пальцев у него было двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах - всего двадцать.
- В колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.
- ″Рябчики, - говорят охотники, - любят дремать на деревьях″.
- Когда солнце село, с блеянием и ржанием прошло стадо.
- Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.
- Ученики посадили в саду фруктовые деревья, смородину, малину, викторию.
4. «Конкурс Грамотеев»
- Кто сказал правильно?
Ваня сказал сестре:
- Надевай пальто – пойдём на улицу.
Катя ответила брату:
- Сам быстрей одевай пальто. Нас уже ждут ребята.
- Выберите правильный вариант.
- Ваня остался сиротой: отец умер, когда (ему – мальчику) было семь лет.
- Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать (их – ей) в первую очередь.
- Если ученик не исправит двойки, то в отношении (его – него) будут приняты строгие меры.
- Больной попросил сестру налить (себе – ему) воды.
5. Конкурс ″Фразеологическое лото″ (Смысл игры заключается в следующем: сложить начало и конец фразеологизма)
Ахилесова | Медвежья |
Баклуши | Грамота |
Филькина | Пята |
Услуга | Во всю |
Дело | Ни к городу |
С собакой | Себе на носу |
Зарубить | Как кошка |
Достать | Бить |
Ивановскую | Из-под земли |
Ни к селу | В шляпе |
6. Конкурс ″Эстафета мудрости″ (Конкурс проводится в виде эстафеты, участвуют все учащиеся. Каждый член команды должен ответить на заданный вопрос. Правильный ответ оценивается в 1 балл.)
Список вопросов
- Эпиграф помещается в конце или в начале текста? (В начале)
- Слово ″тюль″женского или мужского рода? (Мужского)
- В каком времени употреблён глагол ″ушёл″? ( В прошедшем)
- Продолжите пословицу ″У страха…″(глаза велики)
- Подберите антоним к слову ″строить″(Разрушать)
- На какие вопросы отвечает творительный падеж? (Кем? Чем?)
- Имя существительное склоняется или спрягается? (Склоняется)
- Назовите главные члены предложения (Подлежащее и сказуемое)
- Согласный звук [ ш ] – твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
- Часть речи, которая обозначает признак предмета, называется … (прилагательное)
- Как правильно произносить: позвони′т или по′звонит? (Позвони′т)
- Предложение ″Солнце село.″- распространённое или нет? (Нераспространённое)
- Определите часть речи слова ″ожёг″(Глагол)
- Выделите корень в слове ″учиться″(-уч-)
- В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
- Определите вид связи в словосочетании ″родная страна″(согласование)
- ″Зеленеет трава″. Это словосочетание или предложение? (Предложение)
- Союз ″и″сочинительный или подчинительный? (Сочинительный)
- ″Друзья мои, прекрасен наш союз!″Чем в предложении являются выделенные слова? (Обращение)
- Изменение глагола по лицам и числам называется … (спряжением)
Заключение
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: ″Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать советы, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка″.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу:″Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!″
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!